Персоны

Борис Пергаменщиков

1948–2004
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Борис Пергаменщиков

Биография

Пергаменщиков Борис Миронович – виолончелист.

Борис Пергаменщиков родился в Ленинграде в семье музыкантов и первые уроки игры на виолончели получил от отца. Вторым его наставником и очень важным в жизни человеком стал Эммануил Григорьевич Фишман, у которого Пергаменщиков окончил музыкальную десятилетку (1966) и консерваторию (1972). Фишман готовил его и к конкурсам – Всесоюзному (1969) и двум международным – «Пражская весна» (1970) и V Международному конкурсу имени П. И. Чайковского (1974). Все три принесли молодому музыканту победу.

Филармонический дебют Пергаменщикова состоялся в 1964 году в Малом зале имени Глинки в отчетном концерте школы. На сцену Большого зала он впервые выходит 3 апреля 1970 года как обладатель I премии Всесоюзного конкурса в концерте лауреатов. С этого времени имя виолончелиста не сходит с афиш обоих залах. С оркестрами Борис Пергаменщиков исполняет Концерт Дворжака, Концертино Прокофьева, Концерты № 2 Шостаковича и № 1 Тищенко (в оркестровке Шостаковича), № 4 Банщикова, концерты Вивальди, Боккерини, Гайдна. Старая и новая музыка ему одинаково близки. В мае 1976 года он исполняет в Большом зале церковные сонаты Моцарта с Татьяной Гринденко и Гидоном Кремером: позже Пергаменщиков станет одним из постоянных участников фестиваля Кремера в Локенхаузе. В сольных концертах Малого зала, которые виолончелист дает чаще всего с Анатолием Угорским, наряду с Бетховеном, Дворжаком, Шубертом звучат сочинения Яначека, Дебюсси, Хиндемита, Онеггера, Мартину, Мессиана.

Интерес к партитурам ХХ века у Пергаменщикова не только исполнительский. В десятилетке он параллельно занимался композицией и перед поступлением в консерваторию не сразу определился с выбором факультета. Его однокашник и близкий друг композитор Григорий Корчмар рассказывает, что композиторские наброски Пергаменщикова были очень изобретательны. Сам он считал это любительством, но всегда с профессиональным любопытством ждал новых сочинений своих коллег. Торопил и Григория Корчмара, напоминая об обещанных виолончельных пьесах. Корчмар их написал и посвятил Борису Пергаменщикову. Издавать пьесы в 1978 году пришлось с другим посвящением – Борису Тартинскому (это девичья фамилия мамы Пергаменщикова). Причиной тому стала эмиграция Пергаменщикова в 1977 году в Германию, и фамилия его, по тогдашним неписанным советским законам, не могла упоминаться в публичном пространстве.

Последнее выступление Бориса Пергаменщикова до эмиграции состоялось в Малом зале филармонии 27 марта 1977 года. Это был шопеновский вечер Елизаветы Леонской (через полтора года она тоже уедет из СССР), где в первом отделении они вместе с Пергаменщиковым исполнили Сонату соль минор и Блестящий полонез, ор. 3 Шопена.

На Западе Пергаменщикова знали. Начавшиеся после победы на Международном конкурсе Чайковского зарубежные гастроли принесли ему заслуженную славу. Потому сразу после приезда в Германию ему дали место профессора в Высшей школе музыки в Кёльне, а с 1998-го виолончелист вел класс в Берлинской высшей школе музыки имени Эйслера. Здесь с 2005 года в память о рано ушедшем музыканте проводится Конкурс камерной музыки имени Бориса Пергаменщикова.

Когда в 1977-м музыкант эмигрировал, о возвращении с концертами в родной город нельзя было и подумать. Многое изменила перестройка, и как только появилась возможность, Борис Пеграменщиков вновь приезжает играть в Филармонию. Старая публика еще помнит молодого Пергаменщикова, новая знакомится с опытным мастером. В октябре 1989 года он исполняет две разные программы в Малом и Большом залах в ансамбле с пианистом Павлом Гилиловым. Когда-то, 11 апреля 1964-го, девятиклассник Пергаменщиков и семиклассник Гилилов дебютировали в Филармонии в отчетном концерте десятилетки в Малом зале имени Глинки, теперь они коллеги по Кёльнской высшей школе музыки.

После выступления виолончелист напишет в «Золотой книге»:

«Спасибо за незабываемые дни в Ленинграде, за встречи в залах нашего детства и нашей юности, за теплый прием!

Борис Пергаменщиков

октябрь 1989 г.»

В Малом зале Пергаменщиков даст еще два концерта – в 1998-м в программе примет участие его сын, скрипач Даниил Пергаменщиков, 11 мая 2001 года в ансамбле с Игорем Урьяшем он исполнит сонаты Брамса (№ 1) и Дебюсси, «Сказку» Яначека» и сочинения для виолончели соло Дьердя Куртага и Александра Кнайфеля: его пьеса «Снежинка на паутинке» (премьера в России), посвящена Борису Пергаменщикову.

В Большом зале музыкант выступает чаще: солирует в концертах Шостаковича (№ 1), Дворжака, Шумана (в оркестровке Шостаковича), дирижируют Николай Алексеев, Максим Шостакович, Мстислав Ростропович, Александр Дмитриев. Под его управлением в марте 1997 года Пергаменщиков играет свою авторизованную версию для виолончели с оркестром Альтового концерта Кшиштофа Пендерецкого. С композитором Пергаменщикова связывали творческие и дружеские контакты. В июне 2001 года он, Трулс Мёрк и Ханна Чанг исполнили в Японии с оркестром NHK под управлением Шарля Дютуа Concerto Grosso № 1 Пендерецкого для трех виолончелей с оркестром. Это сочинение, но уже под управлением автора, прозвучало с участием Бориса Пергаменщикова, Ивана Монигетти и Александра Рудина в Большом зале 21 июня 2003 года.

Это было последнее выступление виолончелиста в Петербургской филармонии. С Кшиштофом Пендерецким в декабре 2003-го в Варшаве состоится и последний в жизни Бориса Пергаменщикова концерт.

В мае 2004 года в Большом зале Петербургской филармонии прошли два вечера памяти музыканта: 19 мая Рамон Яффе, в прошлом ученик Пергаменщикова, исполнил с Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева пьесы Блоха и Бруха, 21 мая Наталия Гутман сыграла с Академическим симфоническим оркестром концерты Хиндемита и Шумана, дирижировал Юрий Фалик. Выбор солистов мемориальных программ был не случаен: 2 июля 1997 года Гутман, Яффе, Стивен Иссерлис и Борис Пергаменщиков играли в Большом зале с АСО под управлением Мстислава Ростроповича в вечере памяти Раи Гарбузовой.

Книга воспоминаний о музыканте издана его вдовой Татьяной Пергаменщиковой на немецком языке.

И. Р.


Концерты

  • 3 апреля 1970

    (названия конкурсов не указаны)

    Концерт лауреатов Первых премий Всесоюзных конкурсов 1969 года

    В программе: Франкер, Кодаи, Чайковский, Скрябин, Лист, Бетховен, Паганини, Сен-Санс – Изаи, Моцарт, Стравинский

  • 6 июня 1971

    8-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Салманов. Соната для струнного оркестра и фортепиано. Тищенко. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 2 января 1972

    Вечер старинной музыки

    В программе: Изаак, Дюфаи, Обрехт, Свелинк, Керкховен, Бах

  • 16 июня 1972

    7-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 2. Дворжак. Симфония № 7

  • 28 марта 1973

    5-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вахтанг Жордания

    Римский-Корсаков. Воскресная увертюра «Светлый праздник». Прокофьев. Концертино для виолончели с оркестром. Скрябин. Симфония № 1

  • 1 декабря 1973

    Литературно-музыкальный вечер
    Владимир Ларионов

    В программе: Пушкин, Шекспир, Гёте, Шуман, Тютчев, Скрябин, Блок

  • 27 декабря 1973

    1-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Нильсен. Симфония № 5. Чайковский. Вариации на тему рококо. Тищенко. Sinfonia Robusta. Равель. Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя»

  • 28 сентября 1974

    Вечер инструментальных концертов
    Солисты – Борис Пергаменщиков, Русудан Гвасалия
    Дирижер – Александр Лазарев

    Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром

  • 1 июня 1975 (днем)

    6-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Тимур Мынбаев

    Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 4

  • 5 мая 1976

    Вечер скрипичной музыки
    Гидон Кремер

    В программе: Бах, Моцарт, Малер, Шнитке, Р. Штраус, Боккерини




Другие материалы

Пауль Бадура-Шкода

Пауль Бадура-Шкода

Фортепиано 1927–2019
Юрий Ефимов

Юрий Ефимов

Дирижер 1937–1991

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»