Персоны

Павел Гилилов

Род. в 1950

Биография

Гилилов Павел Львович – пианист.

Павел Гилилов родился в Донецке, здесь учился в Детской музыкальной школе у Елены Копелёвич и делал большие успехи: в 8 лет впервые выступил с оркестром, в 11 сыграл концерт Кабалевского в присутствии автора. Композитор и рекомендовал мальчика для продолжения учебы в Ленинградской 10-летке у Лии Зелихман.

Лия Ильинична Зелихман сразу же выдвигает способного ученика на отчетные концерты школы в Малом зале филармонии – в 1964 и в 1966 годах. В следующий раз на филармонических сценах Павел Гилилов появится лишь через 10 лет, уже как консерваторский выпускник (1973) Моисея Хальфина, победитель Всероссийского конкурса (1972) и лауреат IV премии Международного конкурса имени Шопена в Варшаве (1975, победителем тогда был Кристиан Цимерман, а II и III премии получили советские пианистки Дина Иоффе и Татьяна Федькина).

Концерт № 1 Шопена Гилилов исполнил на своем первом выступлении в Большом зале 19 января 1976 года, Симфоническим оркестром филармонии дирижировал японец Юдзо Тояма. С этим же оркестром пианист в ближайшее время сыграет еще трижды – концерты ленинградских композиторов Ореста Евлахова и Леонида Вишкарева, а 12 декабря 1977-го под управлением Александра Дмитриева Концерт № 3 Бетховена. В 1976 и 1977 годах три сольных вечера Павла Гилилова пройдут в Малом зале филармонии.

Но своей исполнительской судьбой пианист был не удовлетворен. Скромно складывалась и его педагогическая карьера – с 1973-го он преподает в Петрозаводске, а в 1976–1978 в качестве ассистента Хальфина в Ленинградской консерватории.

В 1978 году Павел Гилилов эмигрирует и поселяется в Германии. Здесь начинается активная концертная жизнь пианиста, он выступает с оркестрами, сольными и ансамблевыми программами, участвует в европейских фестивалях, в том числе Зальцбургском, Эдинбургском, Шлезвиг-Гольдштейнском, записывает диски для лейблов Deutsche Grammophon, RCA Victor, Toshiba EMI, Orfeo и других. Среди его партнеров по ансамблю немало соотечественников – Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков, Каринэ Георгиан, есть и школьные друзья – виолончелисты Миша Майский и Борис Пергаменщиков. Они, кстати, принимали участие в том самом дебютном для Гилилова отчетном концерте 10-летки в Малом зале Ленинградской филармонии в 1964 году.

С Борисом Пергаменщиковым у Павла Гилилова складывается постоянный многолетний (до ранней смерти виолончелиста) дуэт. Вместе они приезжают на два концерта в октябре перестроечного 1989 года в Малый и Большой залы филармонии.

В Германии музыкант завоевывает известность и как один из самых авторитетных педагогов. В класс профессора Высшей школы музыки в Кёльне Павла Гилилова (1982–2013) стремились попасть студенты из самых разных стран, а сам он заседал в жюри многочисленных международных конкурсов. В 2005 году для поддержки молодых исполнителей Гилилов учреждает в Бонне международный Бетховенский конкурс (International Telekom Beethoven Competition), в котором принимают участие и его нынешние студенты из зальцбургского «Моцартеума», где Гилилов преподает с 2007 года.

В Петербург с концертами Гилилов приезжает редко. Его последний раз слышали здесь на Новой сцене Мариинского театра в декабре 2018 года, когда на фестивале «Лики современного пианизма» он исполнил под управлением Валерия Гергиева Концерт № 3 Бетховена. В Петербургской филармонии после совместных выступлений с Пергаменщиковым (1989) Павлу Гилилову довелось сыграть лишь в мае 1997 года в Малом зале – вечер сонат для виолончели и фортепиано с Мишей Майским и сольный концерт.

И. Р.


Концерты

  • 19 января 1976

    4-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юзо Тояма (Япония)

    Сметана. Симфоническая поэма «Влтава» из цикла «Моя Родина». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Симфонические танцы

  • 5 апреля 1976

    5-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Боярский. «Героические фрески». Успенский. Лирическая симфония «Музыкальные настроения». Евлахов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Тищенко. «Стужа», ария для меццо-сопрано с оркестром. «Жаворонок», музыка к спектаклю по пьесе Ж. Ануйя

  • 12 декабря 1977

    7-й концерт 8-го абонемента сезона 1976-77 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Шостакович. Поэма «Казнь Степана Разина» для солиста, хора и оркестра на стихи Е. Евтушенко




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»