Персоны

Григорий Корчмар

Род. в 1947

Биография

Корчмар Григорий Овшиевич – композитор, пианист.

В апреле 1978 года Григорию Корчмару довелось играть в Малом зале сочинение современного немецкого композитора Райнера Кунада для скрипки и клавесина вместе с известным скрипачом Владимиром Овчареком. После концерта Владимир Юрьевич поблагодарил молодого незнакомого клавесиниста за безупречный ансамбль. Тут Корчмар и напомнил Овчареку, что когда-то начинал у него учиться в Ленинградской специальной музыкальной школе в классе скрипки, к концу года получил «двойку» по специальности и едва не был отчислен. Овчарек этого обстоятельства не помнил и был смущен, но Корчмар горячо поблагодарил его за «двойку», которая определила его дальнейшую музыкальную биографию.

Было это в 1958 году, когда мама привезла 10-летнего сына на экзамены в Ленинградскую специальную музыкальную школу из Балтийска (до 1946-го – Пиллау), где после окончания войны волею судьбы оказалась семья. Здесь мальчик и начал заниматься скрипкой, не подозревая, что на ней играют с аккомпаниатором. В класс общего фортепиано Корчмара отдали к Иосифу Шварцу, но уже через год, когда стало ясно, что скрипичное обучение завершено, перевели к замечательному педагогу Валентине Яковлевне Кунде. Из школы не исключили, так как с ранних лет он сочинял музыку, и педагог по композиции Сергей Вольфензон взял мальчика под свою опеку. В школе Корчмар учился на теоретическом отделении, но надежды своих обоих педагогов оправдал вполне – неожиданно для всех на концерте учеников Кунде очень удачно сыграл в 8-м классе, в 10-м и 11-м классах уже участвовал в отчетных концертах десятилетки в Филармонии, на выпускном экзамене единственный получил оценку «5+», в 1966 году поступил в консерваторию сразу на два факультета – композиторский к Вадиму Салманову, фортепианный – к Павлу Серебрякову, у которого в 1973 году окончил и аспирантуру.

Студентом Григорий Корчмар ездил в Москву на всероссийские состязания, получив I премию на Конкурсе камерных ансамблей (1967) и на III Всероссийском конкурсе пианистов (1969). Но сольная карьера не увлекала Корчмара. Со дня основания в 1967 году Оркестра старинной и современной музыки он был штатным пианистом этого коллектива и прослужил здесь 20 лет, объездив всю страну. В сочинениях, где в партитурах есть фортепиано или клавесин, ему довелось играть под управлением Николая Рабиновича, Карла Элиасберга, Эдуарда Серова, Мариса Янсонса. Выступал Корчмар с оркестром на разных площадках и как солист: играл Концерты фа минор и ре минор Баха, Концерт до мажор Гайдна (на клавесине), Концерты № 1 Шостаковича, №№ 1 и 2 Прокофьева, «Четыре темперамента» Хиндемита.

Его ансамблевый опыт был востребован и другими камерными коллективами. Он периодически играл с Ленинградским камерным оркестром, а с 1987 года поступил в ансамбль Михаила Гантварга «Солисты Ленинграда» (ныне «Солисты Санкт-Петербурга»), с которым гастролировал по миру и где остается служить до сих пор, выступая в наиболее значимых концертах «Солистов».

Способность мгновенного охвата незнакомого музыкального текста, помноженная на профессиональные пианистические навыки, делали Корчмара незаменимым в исполнении современной музыки. Об этих его качествах вспомнили, когда к авторскому концерту французского органиста и композитора Жана Гийу искали пианиста, который бы мог составить ансамбль в его сочинениях для органа и фортепиано. Так 10 октября 1972 года Григорий Корчмар впервые выступил в Большом зале филармонии. Здесь ему доведется (кроме концертов в составе оркестров, где он служил), участвовать в исполнении «Свадебки» Стравинского под управлением Игоря Блажкова (1979), сюиты Ромуальда Гринблата «Жизнь Мольера» для клавесина и струнных с Литовским камерным оркестром Саулюса Сондецкиса (1984), «Испанской серенады» для струнных и фортепиано Альбениса (1985, дирижер Эдуард Серов). Играл он Вивальди на клавесине 7 марта 2001 года в концерте Камерного оркестра ЗКР под управлением Лео Кремера.

С конца 1960-х до конца 1980-х Григорий Корчмар много выступает в Малом зале имени Глинки. Студентом играет сонаты Бетховена, потом участвует в лекциях-концертах, посвященных Прокофьеву и Рахманинову, но чаще появляется за роялем и клавесином в программах музыки ленинградских композиторов и в авторских вечерах – Георгия Свиридова, Александра Кнайфеля, Альфреда Шнитке, Люциана Пригожина, Андрея Петрова, а потом и в собственных. За дирижерским пультом в некоторых таких концертах стоял его старший брат – дирижер Мариинского театра Леонид Корчмар.

Постепенно имя композитора Григория Корчмара вытесняет из филармонических афиш его имя исполнителя. В Большом зале проходят премьеры его симфонических сочинений (а всего их около двухсот) – в текущих абонементных концертах и на фестивале Союза композиторов «Санкт-Петербургская музыкальная весна». Художественным директором этого форума современной музыки Григорий Корчмар стал в 1989-м, а в 2006–2022 он возглавлял и Союз композиторов Санкт-Петербурга.

В своих сочинениях Корчмар нередко вступает в диалог с композиторами прошлого. Началось это с создания собственных версий, в основном для струнного оркестра, «чужой» музыки – от Баха и Моцарта до Берга, Шостаковича и Прокофьева, от Вагнера и Чайковского до Шнитке и Петрова. Сделанные (за редким исключением) не по заказу, а лишь по личному интересу, эти версии, редакции, транскрипции оказались в репертуаре «Солистов Москвы» Юрия Башмета, «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова, Камерного оркестра ЗКР. А петербургские ансамбли «Солисты Петербурга» и «Дивертисмент» нередко составляют программы целого концерта из сочинений в версии Григория Корчмара.

В музыку прошлого Корчмар погружается и как исследователь. Его первая книга «Тайны, унесенные с собой. Размышления композитора о неоконченных сочинениях великих мастеров» (СПб.: Композитор, 2017) посвящена неоконченному последнему квартету Гайдна, Реквиему Моцарта и последнему незавершенному контрапункту «Искусства фуги» Баха.

Опус Корчмара «Последняя фуга Баха, фантазия на Контрапункт XV» исполнялась и в Малом зале филармонии, а в зале Капеллы прозвучал Реквием Моцарта с окончанием в его версии. В Капелле была исполнена и Симфония № 9 Бетховена, в которой Григорий Корчмар, не изменив ни одной авторской ноты, сделал свою оркестровую редакцию финала без хора и солистов. Обоснование этой работе он изложил в книге «Бетховен. Финал Девятой симфонии – новые пути или гениальное заблуждение?» (СПб.: Композитор, 2019).

В этом же издательстве в 2020 году вышла третья, пока последняя книга композитора «Григорий Корчмар. Жизнь в творчестве. Авторский буклет-справочник». Здесь музыкант подводит промежуточные итоги своей биографии, в которой есть и серьезный опыт педагогической работы – с 2009 года Григорий Корчмар является профессором кафедры композиции Санкт-Петербургской консерватории.

В 1990-е годы в афишах Петербургской филармонии появится имя сына композитора –скрипача Александра Корчмара.

И. Р.


Концерты

  • 10 октября 1972

    Жан Гийу (орган, Франция)
    Авторский концерт

    Гийу. Коллоквиум № 2 для органа и фортепиано. Коллоквиум № 4 для органа, фортепиано и ударных. Концерт для органа с оркестром № 2

  • 3 февраля 1985

    Вечер испанской музыки
    Дирижер – Эдуард Серов

    Де Фалья. Фрагменты музыки балета «Любовь-волшебница». Сюита «Семь испанских народных песен». Сарасате. Три пьесы для скрипки с оркестром. Альбенис. «Испанская серенада» для струнного оркестра и фортепиано. Гранадос. Вокальный цикл «Тонадильи»




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»