Персоны

Софья Давыдова

1875–1958
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Софья Давыдова

Биография

Давыдова Софья Осиповна – пианистка-ансамблистка.

Петербургскую консерваторию Софья Давыдова окончила в классе Анны Есиповой, затем совершенствовалась в Вене у Теодора Лешетицкого.

С самого начала карьеры Давыдова была связана с ансамблевым музицированием. В Петербурге-Петрограде-Ленинграде едва ли находились певцы, которым она не аккомпанировала. В 1900-е – 1920-е годы это были Шаляпин, Собинов, Ершов, Фигнер, Александр Давыдов – муж пианистки, тенор Мариинского театра (1900–1914), рано оставивший оперную сцену из-за наступившей глухоты.

Баритон Сергей Левик, автор «Записок оперного певца», вспоминает о своем первом прослушивании в 1909 году у Александра Давыдова: «Аккомпанировала мне жена Александра Михайловича – хорошо известная советской музыкальной общественности Софья Осиповна Давыдова … Сразу же я почувствовал, что передо мной не аккомпаниатор – пусть отличный, – а нечто другое. Нужное слово ''ансамблист'' подвернулось мне значительно позже, но уже к середине вставной арии Мазепы, с которой я начал, я почувствовал себя не солистом, а участником дуэта. Мягкое туше и благородство исполнения …»

С 1927-го до 1956 года Софья Давыдова была штатным артистом Концертного бюро Ленинградской филармонии и постоянным участником филармонических концертов. В Малом зале (ныне Бетховенское фойе БЗФ) в марте 1926-го она сыграла со скрипачом Ильей Лукашевским все сонаты Бетховена, с музыкантами Квартета имени Глазунова исполняла трио Чайковского, Аренского, фортепианный квинтет Танеева и фортепианный квартет Брамса. Вместе с этим квартетом играла (1953, 1956) и в Малом зале имени Глинки, открывшемся в 1949 году. Здесь 20 апреля 1956 года прошел и последний филармонический концерт Софьи Осиповны Давыдовой, в котором она аккомпанировала солисту Театра имени Кирова (Мариинского) Николаю Кривуле.

Именно с вокалистами – солистами Мариинского (в 1917–1934 – ГАТОБ) и Большого театров – Давыдова чаще всего выступала в Большом зале. Среди певцов, с которыми она выходила на сцену, – Владимир Сливинский, Николай Печковский, Марк Рейзен, Дебора Пантофель-Нечецкая, Давид Бадридзе. Давыдову приглашают аккомпанировать в концертах гастролеров – певцов из Вены, Праги, Парижа. В Большом зале она выступает и в камерных вечерах – играет в ансамбле с Мироном Полякиным, Давидом Ойстрахом, австрийским виолончелистом Эмануэлем Фойерманом, скрипачами из Польши, Великобритании, США.

С Филармонией Софья Давыдова уезжает в эвакуацию. 4 октября 1941 года она участвует в открытии концертного сезона Ленинградской филармонии в Новосибирске: в первом отделении играет Заслуженный коллектив под управлением Мравинского, во втором камерном отделении Давыдова аккомпанирует певцам.

В 1920-е годы ансамблевые программы пианистки были стильными и стройными. В 1930-е – нередко сумбурными, с большим количеством участников, что предполагало мгновенную стилевую и жанровую перестройку. Судя по репертуару – от арий Монтеверди и Рамо до фрагментов из опер азербайджанских и грузинских композиторов, Давыдова была ансамблистом универсальным.

Подтверждение тому – четыре юбилейных вечера пианистки: первый прошел в Большом зале 24 мая 1934 года к 40-летию ее творческой деятельности, последний – 16 апреля 1956 года был посвящен ее 80-летию. В этих концертах приняли участие ленинградские и московские певцы, инструменталисты, драматические актеры, чтецы, среди которых и дочь пианистки Тамара Давыдова, артисты балета – все, с кем на протяжении долгих лет была связана творческая судьба Софьи Осиповны Давыдовой.


Концерты

  • 6 июня 1922

    По случаю годовщины деятельности ударной концертной труппы культ.-просвет. отдела Петроградского совета профсоюзов

    Вокально-инструментальный концерт-лекция

    В программе: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рубинштейн, Давыдов, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Гнесин, Глазунов, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Пуньяни, Шуман, Брамс, Вольф, Лист, Григ, Вагнер

  • 26 декабря 1922

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Академические камерные концерты
    Квартет имени Глазунова
    II камерный вечер
    В концерте участвует Софья Давыдова

    В программе: Сезар Франк, в честь столетия со дня рождения (без указания произведений)

  • 29 декабря 1922

    Бетховенское фойе (машинопись и рукописная книга)

    Академические камерные концерты
    Квартет имени Глазунова
    III камерный вечер
    В концерте участвует Софья Давыдова

    Бетховен. Струнный квартет № 11. Брамс. Фортепианный квартет № 1. Шуберт. Струнный квартет № 14

  • 12 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    В концерте участвует Софья Давыдова

    В программе: Бетховен (без указания произведений)

  • 23 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    В концерте участвует Софья Давыдова

    В программе: Чайковский, Аренский (без указания произведений)

  • 26 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова, Николай Рождественский, Сергей Буяновский

    В программе: Шуман, Шуберт (без указания произведений)

  • 13 февраля 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова

    В программе: Карнович, Винклер, Штейнберг (без указания произведений)

  • 26 февраля 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова
    Павел Вантроба

    В программе: Моцарт (без указания произведений)

  • 6 марта 1923

    Бетховенское фойе (машинопись и рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Олимпиада Тарновская
    Николай Рихтер
    Софья Давыдова

    Танеев. Струнный квартет № 1. Романсы. Фортепианный квинтет

  • 23 марта 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова

    В программе: Шуберт, Шуман (без указания произведений)

  • 13 декабря 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Открытие сезона камерных концертов
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова

    В программе: Бетховен (без указания произведений)

  • 27 декабря 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова
    Владимир Шушлин

    В программе: Бетховен (без указания произведений)

  • 10 января 1924

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    Мария Бриан
    Софья Давыдова

    В программе: Танеев (без указания произведений)

  • 20 марта 1924

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова

    В программе: Вольф, Брамс (без указания произведений)

  • 11 декабря 1924

    I камерный концерт (Бетховенское фойе)

    Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
    II серия камерных концертов «Новая музыка»

    Прокофьев. Увертюра на еврейские темы. Пять песен без слов. «Сказки старой бабушки». Пять стихотворений на слова К. Бальмонта. Хиндемит. Сюита «1922». Струнный квартет № 3

  • 26 февраля 1926

    Бетховенское фойе

    Вокальный вечер
    Мария Бриан и Софья Давыдова

    В программе: Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов

  • 16 марта 1926

    Бетховенское фойе

    Бетховен
    Цикл сонат для скрипки и фортепиано
    I концерт

    Бетховен. Соната № 1 ре мажор. Соната № 2 ля мажор. Соната № 3 ми-бемоль мажор. Соната № 7 до минор

  • 23 марта 1926

    Бетховенское фойе

    Бетховен
    Цикл сонат для скрипки и фортепиано
    II концерт

    Бетховен. Соната № 4 ля минор. Соната № 8 соль мажор. Соната № 10 соль мажор

  • 28 марта 1926

    Бетховенское фойе [изданная программка перечеркнута карандашом, возможно, третий концерт не состоялся]

    Бетховен
    Цикл сонат для скрипки и фортепиано
    III концерт

    Бетховен. Соната № 5 фа мажор «Весенняя». Соната № 6 ля мажор. Соната № 9 ля мажор «Крейцерова»

  • 9 апреля 1926

    III концерт (Бетховенское фойе)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии

    Мясковский. Соната № 4. Штейнберг. Четыре песни на текст Р. Тагора. Заклинание Астарты из поэмы «Небо и земля». «Девушка и путник». Александров. Пять видений. Соната № 6. Стравинский. «История солдата»



Другие материалы

Эраст Беллинг

Эраст Беллинг

Дирижер 1878 – после 1951
Самуил Самосуд

Самуил Самосуд

Дирижер 1884–1964

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»