Персоны
Марк Рейзен
Биография
Рейзен Марк Осипович – певец, бас.
Певческая карьера Марка Рейзена началась случайно. В 1917 году после демобилизации в связи со вторым ранением, полученным на Первой мировой войне, он поступает в Харьковский технологический институт. Приятель, слышавший любительское пение Рейзена, приводит его на вступительное прослушивание в консерваторию. Невозможно представить, что жизнь Рейзена могла бы сложиться по-другому. По окончании консерватории он поет в Харьковской опере (1921–1925), потом в Ленинградском ГАТОБе (Мариинском театре).
В 1930-м певца приглашают в Москву – он становится солистом Большого театра, где служит до 1954 года, а также преподает в Гнесинском институте и в Московской консерватории. Рейзена любит и публика, и коллеги, и власть. В Большой театр специально ходят на его Бориса, Досифея, Гремина. Помимо выдающихся природных вокальных данных Рейзен обладал высочайшей культурой пения и тонким артистизмом. Сам он считал определение «оперный певец» неточным и предпочитал говорить – «оперный артист». Также хорош Рейзен был в камерной музыке, исполняя и немецкую Lied, и русские романсы, и даже массовые песни. Последнюю запись Рейзен сделал в 85 лет – это был двойной диск с романсами Рахманинова, Мусоргского, Шумана и Шуберта. А в 90, во время празднования юбилея в Большом театре, неожиданно для всех артист спел Гремина в спектакле «Евгений Онегин», дирижировал Фуат Мансуров.
В период работы в ГАТОБе Рейзен много выступает с оркестром Ленинградской филармонии. Уже в январе 1926 года он получает приглашение от Николая Малько выступить с оркестром на выездном концерте, и с этого времени их сотрудничество становится регулярным. Певец исполняет арии из опер Вагнера, Бородина, Римского-Корсакова, поет в Торжественной мессе Бетховена под управлением Отто Клемперера и в Девятой симфонии Бетховена в концертах Николая Малько, Александра Гаука, но чаще всего – Ганса Кнаппертсбуша. Под управлением Александра Цемлинского Марк Рейзен солирует в Реквиеме Верди в феврале 1928-го, а осенью того же года получает первый сольный концерт. Всего до войны таких концертов будет одиннадцать, последний из них состоится в 1939-м.
После отъезда в Большой театр Рейзен станет редким участником симфонических программ Большого зала, но все же выступит в нескольких концертах с Александром Гауком и Евгением Мравинским, под управлением которого исполнит «Прощание Вотана» Вагнера в последнем предвоенном концерте в феврале 1941 года.
В следующий раз имя знаменитого баса появится в ленинградской филармонической афише лишь в мае 1957 года: он поет балладу «Ночной смотр» Глинки, романс «Пророк» и песню Варяжского гостя Римского-Корсакова, дирижирует Натан Рахлин.
Спустя четыре года, 7 апреля 1961-го, Марк Рейзен даст в Большом зале сольный концерт, в котором под аккомпанемент Семена Стучевского исполнит романсы Чайковского и Римского-Корсакова, песни Шуберта и Шумана.
И. Р.
Концерты
-
16 января 1926
Клуб Октябрьской ж. д. им. Зиновьева
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоАренский. Увертюра к опере «Сон на Волге». Лядов. «Волшебное озеро». Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Две песни Леля из оперы «Снегурочка». Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Вагнер. «Прощание Вотана» из музыкальной драмы «Валькирия». Григ. Сюита «Пер Гюнт» № 1
-
27 февраля 1926
Филармонический оркестр
Вагнер
Дирижер – Игорь МиклашевскийВагнер. Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Валькирия» и «Гибель богов»
-
23 февраля 1927
Для профорганизации «Красный Печатник»
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукГлинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Лядов. Восемь русских народных песен. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Глазунов. Концертный вальс № 1. Бородин. Ария Галицкого из оперы «Князь Игорь». Чайковский. Тема с вариациями из сюиты № 3. Интернационал
-
12 марта 1927
Для рабочих завода «Красный Путиловец»
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Симфония № 5. Римский-Корсаков. Фрагменты из опер «Майская ночь», «Псковитянка» и «Царская невеста». Бородин. Ария Галицкого из оперы «Князь Игорь». Чайковский. «Итальянское каприччио». Интернационал
-
19 апреля 1927
8-й концерт 3-го абонемента (были заявлен на 23 марта с симфонией № 8 Малера)
Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
VI концерт
Под управлением Генеральмузикдиректора Отто КлемперераБетховен. Торжественная месса
-
20 апреля 1927
8-й концерт 4-го абонемента (был заявлен на 24 марта с симфонией № 8 Малера)
Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
VII концерт
Под управлением Генеральмузикдиректора Отто КлемперераБетховен. Торжественная месса
-
5 мая 1927
В ознаменование 10-летия Совпечати
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. IV часть симфонии № 4. Бородин. Ария Галицкого из оперы «Князь Игорь». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Интернационал
-
6 мая 1927
Филармонический оркестр
Под управлением Генеральмузикдиректора Ганса КнаппертсбушаБетховен. Симфония № 5. Симфония № 9
-
7 мая 1927
Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
XI концерт
Под управлением Генеральмузикдиректора Ганса КнаппертсбушаБетховен. Симфония № 8. Симфония № 9
-
8 мая 1927
Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
XII концерт
Под управлением Генеральмузикдиректора Ганса КнаппертсбушаБетховен. Симфония № 8. Симфония № 9
-
18 октября 1927
Для членов ЦИК СССР
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВ программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Мусоргский, Спендиаров, Ипполитов-Иванов, Стравинский, Онеггер, Моцарт, Бетховен
-
15 декабря 1927
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Симфония № 4. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Песнь Варяжского гостя из оперы «Садко». Ария Оксаны из оперы «Ночь перед Рождеством». «Испанское каприччио»
-
1 февраля 1928
5-й концерт 3-го абонемента
Верди. Реквием
Дирижер – Александр ЦемлинскийВерди. Реквием
-
8 февраля 1928
5-й концерт 1-го абонемента
Верди. Реквием
Дирижер – Александр ЦемлинскийВерди. Реквием
-
11 ноября 1928
Вокальный вечер
Марк Осипович РейзенВ программе: Чайковский, Давыдов, Глазунов, Танеев, Сахновский, Марчелло, Форе, Поппер, Шопен, Бетховен, Шуберт, Брамс, Шуман
-
9 января 1929
4-й концерт 3-го абонемента
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Ганс КнаппертсбушБетховен. Увертюра «Эгмонт». Увертюра «Леонора» № 3. Симфония № 9
-
13 мая 1929
(рукопись)
Концерт для Совпечати
Филармонический оркестр
Дирижеры – Александр Гаук и Эрнест АнсермеВ программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Вагнер, Бетховен
-
16 марта 1930
Вокальный концерт
Марк Рейзен
при участии: артистки Госоперы Розалии Горской,
Николая Амосова и Бориса КессельманаВ программе: Рамо-Годовский, Римский-Корсаков, Танеев, Чайковский, Цабель, Сахновский, Рахманинов, Беллини, Григ, Шуберт, Шуман, Шопен, Гомес, Моцарт
-
25 мая 1930
II концерт Марка Рейзена
В программе: Лист, Прокофьев, Чайковский, Гафельман, Шуэкер, Танеев, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Шноэр, Обертюр, Шуберт, Штраус–Грюнфельд, Моцарт, Верди
-
31 октября 1930
(машинопись)
Первый концерт артиста Госоперы
Марка Осиповича РейзенаВ программе: Шуберт–Лист, Серов, Дебюсси, Чайковский, Сахновский, Римский-Корсаков, Верди, Шульц-Эвлер, Брамс, Шуман, Моцарт