Персоны
Фуат Мансуров
Биография
Мансуров Фуат Шакирович – дирижер.
Природа одарила Фуата Мансурова щедро и разнообразно. Сын дворника и швеи, он писал стихи, отлично рисовал, легко изъяснялся на десяти языках – европейских и восточных, причем выучил их практически самостоятельно. Казалось бы, гуманитарий? Нет, еще школьником он побеждал в математических олимпиадах и позднее в угоду отцу с отличием окончил физико-математический факультет Казахского университета. Кабинетный интеллектуал? Тоже нет! Мансуров был мастером спорта не только по шахматам, но также имел разряды по конькобежному спорту и альпинизму, покорял семитысячные вершины, а на одной из них даже сыграл на скрипке!
В музыке, которую Фуат Мансуров выберет из десятка возможных для себя путей, он тоже проявил себя рано. Первые уроки фортепиано получил от соседки «из бывших» – дворянки, волей судьбы оказавшейся в Алма-Ате, где и родился Мансуров. В музыкальной школе учился в классе виолончели, но с детства играл также на духовых инструментах. Фуату было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война, и дирижера алма-атинского военного оркестра, где Мансуров уже тогда играл, забрали на фронт. Музыканты оркестра выбрали новым руководителем именно неопытного подростка! В Алма-Ате во время войны в эвакуации окажутся многие знаменитости – здесь работала главная киностудия страны – «Мосфильм». К новым картинам надо было записывать музыку, а оркестрантов не хватало. В 1943 году Мансурова, ему тогда было 15 лет, пригласили в оркестр на запись музыки к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный». Дирижировал автор – Сергей Прокофьев. Это окажется самым главным музыкальным впечатлением юности. Тогда он и решит стать дирижером.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1951 году Фуат Мансуров получает диплом Алма-Атинской консерватории. Образование продолжит в аспирантском классе Лео Гинзбурга в Москве, здесь же стажируется на семинаре Игоря Маркевича. Вернувшись в Казахстан, одновременно преподает математику в университете и работает дирижером Государственного театра оперы и балета имени Абая (1953–1956, затем в 1963–1968), а в 1958 году становится основателем Государственного симфонического оркестра Казахской ССР. С ним коллектив сразу начинает выезжать на гастроли, причем не только по городам СССР, но также в страны соцлагеря – ГДР, Польшу. Ездит Мансуров и сам – на гастроли и конкурсы. В 1957-м его замечают на Всемирном фестивале молодежи в Москве, в 1966-м Мансуров получает третью премию на Всероссийском конкурсе дирижеров (первое место тогда завоевал Юрий Темирканов). Именно после этого татарского музыканта из Казахстана впервые приглашают в Ленинград.
В Большом зале филармонии он дебютирует в 1967 году монографией Чайковского, в Первом фортепианном концерте солирует Григорий Соколов. Вместе они еще несколько раз будут выступать на этой сцене. А Мансуров станет постоянным участником филармонической афиши на последующие полвека!
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С 1970-х годов в Ленинград он будет приезжать из Москвы: с 1969-го музыкант переходит на работу в Большой театр. Дирижер-интеллектуал, умеющий играть почти на всех инструментах оркестра, идеально знающий историю музыки, яркий и харизматичный, Мансуров становится любимцем публики. Любит его и труппа. В Большом театре он дирижирует практически всем оперным и балетным репертуаром – всегда наизусть! К участию в спектаклях Мансуров привлекает студенческий оркестр Московской консерватории, которым также руководит. С этим коллективом дирижер выезжает на Конкурс молодежных оркестров Герберта фон Караяна в Западный Берлин, где москвичи получают первую премию. Среди спектаклей, поставленных Мансуровым в Большом театре, – оперы «Семен Котко» Прокофьева, «Испанский час» Равеля, балет «Ромео и Юлия» на музыку Берлиоза, дирижер записывает «Царскую невесту» Римского-Корсакова с Галиной Вишневской, Ириной Архиповой, Евгением Нестеренко – зарубежные критики назовут пластинку эталонной.
С солистами Большого театра Фуат Мансуров нередко выступал в Большом зале Ленинградской филармонии. Это были и сборные программы, и концертные исполнения опер – «Каменного гостя» Даргомыжского, «Испанского часа» Равеля. Но чаще его выступления обходились без вокалистов. Заслуженный коллектив и Симфонический оркестр филармонии играли под управлением Мансурова монографии Чайковского, Бородина, Сен-Санса, Глазунова, Хачатуряна, симфонические миниатюры, он дирижировал в вечерах инструментальных концертов – с англичанином Джоном Огдоном, французом Паскалем Девуайоном.
В 1996 году музыкант единственный раз приехал в Ленинград с Симфоническим оркестром Татарстана – им Фуат Мансуров руководил с 1989 года (до 2010-го), параллельно с работой в Большом театре. Последнее выступление дирижера в Большом зале пройдет с Санкт-Петербургским государственным симфоническим оркестром (ГАСО) в 2006 году в рамках фестиваля «Имена Петербурга» в авторском вечере Сергея Слонимского.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Активно гастролировать по миру Фуат Мансуров продолжал до самых последних лет своей долгой жизни. Из многочисленных поездок возвращался в подмосковную дачу – трехэтажный дом с десятью комнатами на 58 окон, который построим сам. Здесь в последние годы он работал над воспоминаниями, собирал коллег и многочисленных выпускников из Алма-Аты, Москвы, Казани и других городов. С 2013 года в Москве проводится Музыкальный фестиваль молодежи стран СНГ «Таланты содружества» имени Фуата Мансурова.
О. Р.
Концерты
-
18 ноября 1967
Симфонический концерт
Дирижер – Фуат МансуровЧайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано № 1. Итальянское каприччио
-
19 ноября 1967 (днем)
2-й концерт 10-го абонемента, повтор программы 18 ноября
Симфонический концерт
Дирижер – Фуат МансуровЧайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано № 1. Итальянское каприччио
-
7 февраля 1972
4-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Фуат МансуровРимский-Корсаков. Увертюра к опере «Царская невеста». Арии и фрагменты музыки из опер. Симфоническая сюита «Шехеразада»
-
25 июня 1972
4-й концерт 1-го абонемента
Арам Хачатурян. Авторский концерт
Дирижер – Фуат МансуровХачатурян. «Приветственная увертюра». Концерт для скрипки с оркестром. Фрагменты музыки балета «Гаянэ». Фрагменты музыки балета «Спартак»
-
31 мая 1979
6-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Фуат МансуровМоцарт. Симфония № 36 «Линцская». Концерт для фортепиано с оркестром № 23. Сен-Санс. Вакханалия из III акта оперы «Самсон и Далила». Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
17 ноября 1980
2-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Фуат МансуровРахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфонические танцы
-
18 ноября 1980
(повтор программы 17 ноября)
Симфонический концерт
Дирижер – Фуат МансуровРахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфонические танцы
-
7 января 1985
2-й концерт 6-го абонемента (только в анонсе)
Симфонический концерт
Глазунов (к 120-летию со дня рождения)
Дирижер – Фуат МансуровГлазунов. Симфония № 8. Концерт для скрипки с оркестром. Фрагменты из музыки балета «Раймонда»
-
22 мая 1989
4-й концерт 19-го абонемента
Вечер французской музыки
Дирижер – Фуат МансуровСен-Санс. «Вакханалия», балетная музыка из оперы «Самсон и Далила». Гуно. «Вальпургиева ночь», балетные сцены из оперы «Фауст». Равель. Комическая опера «Испанский час»
-
23 мая 1989
(повтор программы 22 мая)
Вечер французской музыки
Дирижер – Фуат МансуровСен-Санс. «Вакханалия», балетная музыка из оперы «Самсон и Далила». Гуно. «Вальпургиева ночь», балетные сцены из оперы «Фауст». Равель. Комическая опера «Испанский час»
-
25 июня 1989
6-й концерт 7-го абонемента
XXVI фестиваль искусств СССР «Белые ночи»
Вечер симфонических миниатюр
Дирижер – Фуат Мансуров
В программе: Дворжак, Массне, Энеску, Берлиоз, Римский-Корсаков, Мусоргский, Лядов, Глинка, Кюи, Глазунов