Персоны
Илья Лукашевский

Коллектив
Биография
Лукашевский Илья Овсеевич – скрипач, основатель и бессменная 1-я скрипка Квартета имени Глазунова.
В Петербург Илья Лукашевский приехал в 1911 году из Киева, где после окончания Музыкально-драматического института (1908) играл в оркестре Русского музыкального общества. В 1912 Лукашевский поступает в Петербургскую консерваторию в класс профессора Налбандяна, в годы учебы работает в оперном оркестре Народного дома на Петроградской, а в 1917, получив диплом, по конкурсу поступает в Государственный симфонический оркестр Сергея Кусевицкого (до 1917 – Придворный оркестр, с 1921 – Филармонический). В коллективе он служит лишь до конца первого филармонического сезона, а затем полностью посвящает себя квартетному музицированию.
В 1919 году Илья Лукашевский становится инициатором создания Квартета имени Глазунова, в котором играет первую скрипку на протяжении всего времени существования ансамбля, прекратившего деятельность в 1963 году. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Класс скрипки и квартета он ведет и в консерватории (1938–1967). В составе квартета Илья Лукашевский гастролировал за рубежом и по стране, дал сотни концертов в залах Филармонии. Выступал музыкант здесь и как солист. В Малом зале (ныне Бетховенское фойе) в декабре 1924 на вечере современной музыки он исполнил с Александром Печниковым премьеру Сонатины Онеггера для двух скрипок, в марте 1926 за три вечера сыграл с Софьей Давыдовой все скрипичные сонаты Бетховена.
Несколько раз Илья Лукашевский солировал с Филармоническим оркестром. Дважды с альтистом квартета Александром Рывкиным исполнял Концертную симфонию Моцарта: 6 мая 1925 года под управлением Хайнца Унгера, а 20 октября 1933 – Фрица Штидри. Критика, с неизменным восторгом отзывавшаяся о Квартете Глазунова, как о лучшем в стране ансамбле, к солистам Лукашевскому и Рывкину после первого выступления отнеслась по-разному. Николай Финдейзен в „Новой Вечерней Газете“ от 7 мая 1925 года отметил отличное исполнение. Николай Малков, заведующий музыкальным отделом еженедельника «Жизнь искусства», в рецензии на концерт (опубликована в № 20 от 19 мая 1925 под псевдонимом «Исламей»), высказался достаточно жестко:
«Нужно признать, что слабый тон обоих солистов и в частности нечистая интонация альта мало содействовали успеху моцартовского концерта. Отличные квартетисты, И. Лукашевский и А. Рывкин не представляют интереса в качестве виртуозов большой концертной эстрады».
Стоит, впрочем, прояснить, что невысокого мнения рецензент был и о Моцарте, наследие которого, по его мнению, в большей части «утратило уже навсегда свою свежесть, а такая музыка, какая встречается в andante концерта, явно граничит с цыганским сердцещипательным романсом и вызывает лишь улыбку».
9 марта 1933 года с другим участником квартета Давидом Могилевским Лукашевский сыграл Концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром, дирижировал Вацлав Талих. С Могилевским Илья Лукашевский выступит еще не раз в Большом зале, исполняя фортепианные трио (или части) Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Аренского – с пианистами Павлом Серебряковым, Владимиром Ульрихом, Исайей Рензиным, но чаще с Софьей Давыдовой. На ее юбилейном вечере 16 апреля 1956 года музыканты последний раз выйдут на сцену Большого зала. Последнее выступление Ильи Лукашевского в Малом зале имени Глинки состоится 15 апреля 1963 года: в этот вечер созданный им Квартет имени Глазунова, завершая свою биографию, исполнит квартеты Бетховена.
И. Р.
Концерты
-
30 января 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер
Леонид Николаев, Иосиф Шварц, Давид Зиссермана, Илья ЛукашевскийВ программе: Л. Николаев (без указания произведений)
-
25 декабря 1924
III камерный концерт (Бетховенское фойе)
Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
II серия камерных концертов «Новая Музыка»Онеггер. Струнный квартет № 1. Семь пьес для фортепиано. Шесть поэм на стихи Г. Аполлинера. Сонатина для двух скрипок. «Le Cahier Romand». Соната для альта и фортепиано
-
6 мая 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерМоцарт. Серенада «Хаффнер». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Бетховен. Большая фуга для струнного оркестра. Симфония № 5
-
16 марта 1926
Бетховенское фойе
Бетховен
Цикл сонат для скрипки и фортепиано
I концертБетховен. Соната № 1 ре мажор. Соната № 2 ля мажор. Соната № 3 ми-бемоль мажор. Соната № 7 до минор
-
23 марта 1926
Бетховенское фойе
Бетховен
Цикл сонат для скрипки и фортепиано
II концертБетховен. Соната № 4 ля минор. Соната № 8 соль мажор. Соната № 10 соль мажор
-
28 марта 1926
Бетховенское фойе [изданная программка перечеркнута карандашом, возможно, третий концерт не состоялся]
Бетховен
Цикл сонат для скрипки и фортепиано
III концертБетховен. Соната № 5 фа мажор «Весенняя». Соната № 6 ля мажор. Соната № 9 ля мажор «Крейцерова»
-
9 марта 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Вацлав Талих (Прага)Брамс. Вариации на тему Гайдна. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Симфония № 4
-
20 октября 1933
(машинопись)
Симфонический концерт
Моцарт
Дирижер – Фриц ШтидриМоцарт. Симфония № 38. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Симфония № 41 «Юпитер»
-
11 апреля 1938
Вокальный вечер
Солист Большого театра Союза ССР
Владимир СливинскийЧайковский. Струнный квартет № 1. Ария из оперы «Чародейка». Романсы «Мы сидели с тобой», «Погоди», «Примирение». II часть фортепианного трио «Памяти великого артиста». Романсы «Не верь, мой друг», «Я вам не нравлюсь», «Не отходи от меня», «Ни слова, о друг мой»
-
16 мая 1938
Вокальный вечер
Солисты Большого театра Союза ССР
Глафира Жуковская и Пантелеймон НорцовВ программе: Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Шуман
-
25 мая 1938
Вокальный вечер
Солист Большого театра Союза ССР
Сергей ЛемешевВ программе: Гречанинов, Чайковский, Рубинштейн, Направник, Бородин, Вагнер, Шуберт, Лист
-
5 октября 1938
Вокальный вечер
Солист Большого театра СССР
Пантелеймон НорцовВ программе: Чайковский, Танеев, Рахманинов
-
16 февраля 1940
(рукопись)
Посвящение 80-летию со дня рождения А. П. Чехова
В программе: Аренский, Римский-Корсаков, Чайковский, Гуно, Брамс, Россини, Хренников, Кьерульф
-
6 апреля 1941
(программка с составом оркестра)
Творческий самоотчет артистов Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии
В программе: Бёме, Цабель, Бах, Шуман, Гендель, Глиэр, Вебер, Марчелло, Хренников, Римский-Корсаков, Палиашвили, Кулау, Щелоков, Гале, Вивальди, Прокофьев, Мендельсон
-
4 октября 1941
(программка-буклет с аннотацией)
Открытие концертного сезона Ленинградской филармонии в Новосибирске
«Интернационал». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Чайковский. «Франческа да Римини»
-
15 апреля 1943
Цикл концертов русской музыки
II концертБородин. Квартет № 1. Чайковский. Романсы. Квартет № 3
-
24 июля 1943
Закрытие сезона камерных концертов
Чайковский. Квартет № 1. Ария Роберта из оперы Иоланта. Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин». «Нет, только тот, кто знал». «Средь шумного бала». Квартет № 2
-
9 декабря 1943
(программка)
Цикл концертов из произведений Чайковского
(к 50-летию со дня смерти)
I камерный концертЧайковский. Струнный квартет си-бемоль мажор. Романсы. Струнный квартет № 2
-
12 января 1944
Цикл концертов из произведений Чайковского
(к 50-летию со дня смерти)
II камерный концертЧайковский. Струнный квартет № 1. Романсы. Струнный квартет № 3
-
29 февраля 1944
Камерный концерт
Бородин. Струнный квартет № 1. Глазунов. Романс Нины из музыки к драме «Маскарад». Даргомыжский. «Тучки небесные». Римский-Корсаков. «Тучки небесные». Глазунов. Струнный квартет № 5
-
17 марта 1944
Камерный концерт
Шуберт. Струнный квартет № 14 «Смерть девушки». Брамс. «Ода Сафо». «Воскресное утро». Шуман. «Нимфея» (Лотос). «Посвящение». «Баллада». Брамс. Фортепианный квинтет
-
18 апреля 1944
Вечер славянской музыки
Шебалин. Струнный квартет № 5 «Славянский». Дворжак. Мелодия. Монюшко. «Золотые сны». Шопен. «Грусть». «Моя голубка». Римский-Корсаков. «Сон в летнюю ночь». Дворжак. Струнный квартет № 7
-
4 июля 1944
(программка и её рукописный макет для типографии)
Камерный концерт
Чайковский. Струнный квартет № 1. «Скажи, о чём в тени ветвей». «И больно, и сладко». «Забыть так скоро». «Средь мрачных дней». «Я ли в поле да не травушка была». Струнный квартет № 2
-
3 ноября 1944
Вечер русской камерной музыки
Чайковский. Квартет № 1. «Ночь». «Страшная минута». «Средь шумного бала». Романс и речитатив Графини из оперы «Пиковая дама». Кюи. «Желание». «Сожженное письмо». Балакирев. «Я любила его». «Обойми, поцелуй». Чайковский. Квартет № 2
-
8 февраля 1947
4-й концерт 5-го абонемента
Камерный концерт
ЧайковскийЧайковский. Трио «Памяти великого артиста». Романсы. Квартет № 2
-
6 марта 1948
(рукописная книга)
Вечер камерной музыки
Чайковский. Квартет № 3. Секстет «Воспоминание о Флоренции». Рахманинов. «Романс» из струнного квартета № 1. Глазунов. Пиццикато из балета «Раймонда». Чайковский. «Сентиментальный вальс». «Старинная песенка»
-
18 февраля 1952
(рукописная книга)
Концерт, посвященный 60-летию творческой деятельности С. О. Давыдовой
(программа не указана)
-
1 июня 1954
4-й концерт 2-го абонемента
150 лет со дня рождения М. И. Глинки
Торжественное заседание и концерт
Дирижер – Евгений МравинскийДоклад о жизни и творчестве Глинки. Глинка. Патетическое трио. Фортепианные произведения. Романсы. Дивертисмент на тему оперы Беллини «Сомнамбула». Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс-фантазия. «Арагонская хота», Испанская увертюра № 1
-
16 апреля 1956
(рукописная книга)
В ознаменование 80-летия со дня рождения Софьи Осиповны Давыдовой
(программа не указана)