Персоны
Илья Лукашевский
Коллектив
Биография
Лукашевский Илья Овсеевич – скрипач, основатель и бессменная 1-я скрипка Квартета имени Глазунова.
В Петербург Илья Лукашевский приехал в 1911 году из Киева, где после окончания Музыкально-драматического института (1908) играл в оркестре Русского музыкального общества. В 1912 Лукашевский поступает в Петербургскую консерваторию в класс профессора Налбандяна, в годы учебы работает в оперном оркестре Народного дома на Петроградской, а в 1917, получив диплом, по конкурсу поступает в Государственный симфонический оркестр Сергея Кусевицкого (до 1917 – Придворный оркестр, с 1921 – Филармонический). В коллективе он служит лишь до конца первого филармонического сезона, а затем полностью посвящает себя квартетному музицированию.
В 1919 году Илья Лукашевский становится инициатором создания Квартета имени Глазунова, в котором играет первую скрипку на протяжении всего времени существования ансамбля, прекратившего деятельность в 1963 году. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Класс скрипки и квартета он ведет и в консерватории (1938–1967). В составе квартета Илья Лукашевский гастролировал за рубежом и по стране, дал сотни концертов в залах Филармонии. Выступал музыкант здесь и как солист. В Малом зале (ныне Бетховенское фойе) в декабре 1924 на вечере современной музыки он исполнил с Александром Печниковым премьеру Сонатины Онеггера для двух скрипок, в марте 1926 за три вечера сыграл с Софьей Давыдовой все скрипичные сонаты Бетховена.
Несколько раз Илья Лукашевский солировал с Филармоническим оркестром. Дважды с альтистом квартета Александром Рывкиным исполнял Концертную симфонию Моцарта: 6 мая 1925 года под управлением Хайнца Унгера, а 20 октября 1933 – Фрица Штидри. Критика, с неизменным восторгом отзывавшаяся о Квартете Глазунова, как о лучшем в стране ансамбле, к солистам Лукашевскому и Рывкину после первого выступления отнеслась по-разному. Николай Финдейзен в „Новой Вечерней Газете“ от 7 мая 1925 года отметил отличное исполнение. Николай Малков, заведующий музыкальным отделом еженедельника «Жизнь искусства», в рецензии на концерт (опубликована в № 20 от 19 мая 1925 под псевдонимом «Исламей»), высказался достаточно жестко:
«Нужно признать, что слабый тон обоих солистов и в частности нечистая интонация альта мало содействовали успеху моцартовского концерта. Отличные квартетисты, И. Лукашевский и А. Рывкин не представляют интереса в качестве виртуозов большой концертной эстрады».
Стоит, впрочем, прояснить, что невысокого мнения рецензент был и о Моцарте, наследие которого, по его мнению, в большей части «утратило уже навсегда свою свежесть, а такая музыка, какая встречается в andante концерта, явно граничит с цыганским сердцещипательным романсом и вызывает лишь улыбку».
9 марта 1933 года с другим участником квартета Давидом Могилевским Лукашевский сыграл Концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром, дирижировал Вацлав Талих. С Могилевским Илья Лукашевский выступит еще не раз в Большом зале, исполняя фортепианные трио (или части) Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Аренского – с пианистами Павлом Серебряковым, Владимиром Ульрихом, Исайей Рензиным, но чаще с Софьей Давыдовой. На ее юбилейном вечере 16 апреля 1956 года музыканты последний раз выйдут на сцену Большого зала. Последнее выступление Ильи Лукашевского в Малом зале имени Глинки состоится 15 апреля 1963 года: в этот вечер созданный им Квартет имени Глазунова, завершая свою биографию, исполнит квартеты Бетховена.
И. Р.
Концерты
-
30 января 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер
Леонид Николаев, Иосиф Шварц, Давид Зиссерман, Илья ЛукашевскийВ программе: Л. Николаев (без указания произведений)
-
25 декабря 1924
III камерный концерт (Бетховенское фойе)
Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
II серия камерных концертов «Новая Музыка»Онеггер. Струнный квартет № 1. Семь пьес для фортепиано. Шесть поэм на стихи Г. Аполлинера. Сонатина для двух скрипок. «Le Cahier Romand». Соната для альта и фортепиано
-
6 мая 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерМоцарт. Серенада «Хаффнер». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Бетховен. Большая фуга для струнного оркестра. Симфония № 5
-
16 марта 1926
Бетховенское фойе
Бетховен
Цикл сонат для скрипки и фортепиано
I концертБетховен. Соната № 1 ре мажор. Соната № 2 ля мажор. Соната № 3 ми-бемоль мажор. Соната № 7 до минор
-
23 марта 1926
Бетховенское фойе
Бетховен
Цикл сонат для скрипки и фортепиано
II концертБетховен. Соната № 4 ля минор. Соната № 8 соль мажор. Соната № 10 соль мажор
-
28 марта 1926
Бетховенское фойе [изданная программка перечеркнута карандашом, возможно, третий концерт не состоялся]
Бетховен
Цикл сонат для скрипки и фортепиано
III концертБетховен. Соната № 5 фа мажор «Весенняя». Соната № 6 ля мажор. Соната № 9 ля мажор «Крейцерова»
-
9 марта 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Вацлав Талих (Прага)Брамс. Вариации на тему Гайдна. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Симфония № 4
-
20 октября 1933
(машинопись)
Симфонический концерт
Моцарт
Дирижер – Фриц ШтидриМоцарт. Симфония № 38. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Симфония № 41 «Юпитер»
-
6 декабря 1933
Зал Глазунова в Консерватории (концерт в 3-х отделениях)
Открытие камерных концертов Филармонии
1-й концерт цикла Чайковского
К 40-летию смерти композитораВ программе: Рахманинов, Чайковский
-
16 октября 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Квартеты Бетховена
Квартет имени ГлазуноваБетховен. Струнный квартет № 7. Струнный квартет № 14
-
12 февраля 1937
6-й концерт 1-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Камерный концерт
В программе: Рязанов, Дзержинский, Фризе, Дешевов, Майзель, Крейн, Хачатурян, Танеев
-
18 февраля 1937
Зал Капеллы
Вечер старинной музыки
В программе: Корелли, Платти, Рамо, Бах, Гендель, Телеман
-
4 мая 1937
8-й концерт 4-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Бетховен
Бетховен. Струнный квартет № 5. Струнный квартет № 8. «Аделаида». «Песня Мефистофеля о блохе». «Отрада слез». «Поцелуй»
-
11 апреля 1938
Вокальный вечер
Солист Большого театра Союза ССР
Владимир СливинскийЧайковский. Струнный квартет № 1. Ария из оперы «Чародейка». Романсы «Мы сидели с тобой», «Погоди», «Примирение». II часть фортепианного трио «Памяти великого артиста». Романсы «Не верь, мой друг», «Я вам не нравлюсь», «Не отходи от меня», «Ни слова, о друг мой»
-
16 мая 1938
Вокальный вечер
Солисты Большого театра Союза ССР
Глафира Жуковская и Пантелеймон НорцовВ программе: Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Шуман
-
25 мая 1938
Вокальный вечер
Солист Большого театра Союза ССР
Сергей ЛемешевВ программе: Гречанинов, Чайковский, Рубинштейн, Направник, Бородин, Вагнер, Шуберт, Лист
-
5 октября 1938
Вокальный вечер
Солист Большого театра СССР
Пантелеймон НорцовВ программе: Чайковский, Танеев, Рахманинов
-
16 февраля 1940
(рукопись)
Посвящение 80-летию со дня рождения А. П. Чехова
В программе: Аренский, Римский-Корсаков, Чайковский, Гуно, Брамс, Россини, Хренников, Кьерульф
-
6 мая 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Камерный концерт из произведений П. И. Чайковского
Чайковский. Романсы. Камерные произведения
-
6 апреля 1941
(программка с составом оркестра)
Творческий самоотчет артистов Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии
В программе: Бёме, Цабель, Бах, Шуман, Гендель, Глиэр, Вебер, Марчелло, Хренников, Римский-Корсаков, Палиашвили, Кулау, Щелоков, Гале, Вивальди, Прокофьев, Мендельсон