Персоны

Александр Рывкин

1893–1951
Из книги "Ленинградская филармония", 1935
Александр Рывкин


Биография

Рывкин Александр Михайлович – альтист, в 1919–1951 артист Квартета имени Глазунова.

Уроженец Екатеринослава (ныне – Днепр) Александр Рывкин в 1910 году окончил училище Екатеринославского отделения Русского музыкального общества, а в 1911 переехал в Петербург. Играл в разных оркестрах и параллельно учился в консерватории по классу скрипки Эммануила Крюгера и классу альта у Леопольда Ауэра. Консерваторский диплом Рывкин получит в 1920 году, сдав экзамены по общим предметам. В 1931–1951 он будет здесь преподавать – вести класс альта и струнного квартета – с 1938 (с перерывом на годы войны) как заведующий кафедрой. С ансамблевым музицированием была связана и артистическая судьба Рывкина. Со дня основания и до конца жизни он играл в Квартете имени Глазунова (1919–1951): выступал в филармонии, гастролировал по стране и за рубежом, делал переложения популярной классики, значительно расширившие репертуар ансамбля. Дмитрий Шостакович и квартет им. Глазунова
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Появлялся музыкант на сценах филармонии и как солист. В Большом зале он дважды исполнил с оркестром и скрипачем Ильей Лукашевским Концертную симфонию Моцарта – 6 мая 1925 года под управлением Хайнца Унгера, а 9 марта 1933 – Фрица Штидри. Оценивая первое выступление Рывкина с оркестром, критика разошлась во мнениях. Музыкальный обозреватель еженедельника «Жизнь искусства» (№ 20 от 19.05.1925) заметил: 

«Нужно признать, что слабый тон обоих солистов и в частности нечистая интонация альта мало содействовали успеху моцартовского концерта. Отличные квартетисты, И. Лукашевский и А. Рывкин не представляют интереса в качестве виртуозов большой концертной эстрады»

На автора статьи в „Вечерней Красной газете“ (от 7.05.1925) игра альтиста произвела наилучшее впечатление: 

«… Рывкин своим отменным звуком и безукоризненной строгостью фразировки заставил пожалеть, что мы его так редко слышим вне камерного ансамбля!»

В Малом зале (ныне Бетховенское фойе) Александр Рывкин сыграл с пианистом Александром Каменским премьеры в СССР сонат Онеггера (25.12.1924) и Хиндемита (19.02.1925). В статье «Заумная музыка» критически настроенный рецензент благосклонно отозвался об интерпретации сонаты Хиндемита: «Не совсем обычная по громоздкости фактура фортепианной партии нарушала звуковые пропорции ансамбля. <…> Жесткая звучность рояля не помешала однако альтисту Рывкину выявить прекрасный звук и большие технические ресурсы. Партия альта в этой сонате трудна и обнаруживает в авторе тонкого знатока этого инструмента» („Жизнь Искусства“ № 10 от 10.03.1925). Эти премьеры состоялись в рамках концертов серии «Новая музыка», которые устраивала филармония сначала совместно с Институтом истории искусств, а затем с Ассоциацией новой музыки (АСМ), открытой при филармонии в 1924 году. В одной из программ Ассоциации (2 декабря 1926) в авторском исполнении прозвучала премьера первой (на тот момент единственной) фортепианной сонаты Дмитрия Шостаковича. Странно, что в эти годы пути Шостаковича и Рывкина не пересеклись. Музыканты встретятся позднее: в 2017 году в Государственном архиве Москвы была обнаружена рукопись «Экспромта» для альта и фортепиано, написанная рукой Шостаковича, с дарственной надписью: «Дорогому Александру Михайловичу на память о нашем знакомстве. Д. Шостакович 2/V 1931, Ленинград». Специалисты утверждают, что автограф адресован Александру Михайловичу Рывкину.


Концерты

  • 9 января 1957

    Камерный концерт
    3-концерт цикла Чайковского

    Чайковский. Струнный квартет № 1. Большая соната. Фортепианное трио «Памяти великого артиста»

  • 1 апреля 1924

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Юбилейный концерт
    Наум Кранц

    В программе: Чайковский, Брамс, Гендель, Шуберт (без указания произведений)

  • 25 декабря 1924

    III камерный концерт (Бетховенское фойе)

    Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
    II серия камерных концертов «Новая Музыка»

    Онеггер. Струнный квартет № 1. Семь пьес для фортепиано. Шесть поэм на стихи Г. Аполлинера. Сонатина для двух скрипок. «Le Cahier Romand». Соната для альта и фортепиано

  • 19 февраля 1925

    III камерный концерт (Бетховенское фойе)

    Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
    III серия камерных концертов «Новая Музыка»

    Кшенек. Струнный квартет. Хиндемит. Соната для альта и фортепиано. Струнный квартет № 3

  • 6 мая 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Хайнц Унгер

    Моцарт. Серенада «Хаффнер». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Бетховен. Большая фуга для струнного оркестра. Симфония № 5

  • 20 октября 1933

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Моцарт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Моцарт. Симфония № 38. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Симфония № 41 «Юпитер»

  • 4 октября 1941

    (программка-буклет с аннотацией)

    Открытие концертного сезона Ленинградской филармонии в Новосибирске

    «Интернационал». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Чайковский. «Франческа да Римини»

  • 15 апреля 1943

    Цикл концертов русской музыки
    II концерт

    Бородин. Квартет № 1. Чайковский. Романсы. Квартет № 3

  • 24 июля 1943

    Закрытие сезона камерных концертов

    Чайковский. Квартет № 1. Ария Роберта из оперы Иоланта. Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин». «Нет, только тот, кто знал». «Средь шумного бала». Квартет № 2

  • 9 декабря 1943

    (программка)

    Цикл концертов из произведений Чайковского
    (к 50-летию со дня смерти)
    I камерный концерт

    Чайковский. Струнный квартет си-бемоль мажор. Романсы. Струнный квартет № 2

  • 12 января 1944

    Цикл концертов из произведений Чайковского
    (к 50-летию со дня смерти)
    II камерный концерт

    Чайковский. Струнный квартет № 1. Романсы. Струнный квартет № 3

  • 29 февраля 1944

    Камерный концерт

    Бородин. Струнный квартет № 1. Глазунов. Романс Нины из музыки к драме «Маскарад». Даргомыжский. «Тучки небесные». Римский-Корсаков. «Тучки небесные». Глазунов. Струнный квартет № 5

  • 17 марта 1944

    Камерный концерт

    Шуберт. Струнный квартет № 14 «Смерть девушки». Брамс. «Ода Сафо». «Воскресное утро». Шуман. «Нимфея» (Лотос). «Посвящение». «Баллада». Брамс. Фортепианный квинтет

  • 18 апреля 1944

    Вечер славянской музыки

    Шебалин. Струнный квартет № 5 «Славянский». Дворжак. Мелодия. Монюшко. «Золотые сны». Шопен. «Грусть». «Моя голубка». Римский-Корсаков. «Сон в летнюю ночь». Дворжак. Струнный квартет № 7

  • 4 июля 1944

    (программка и её рукописный макет для типографии)

    Камерный концерт

    Чайковский. Струнный квартет № 1. «Скажи, о чём в тени ветвей». «И больно, и сладко». «Забыть так скоро». «Средь мрачных дней». «Я ли в поле да не травушка была». Струнный квартет № 2

  • 3 ноября 1944

    Вечер русской камерной музыки

    Чайковский. Квартет № 1. «Ночь». «Страшная минута». «Средь шумного бала». Романс и речитатив Графини из оперы «Пиковая дама». Кюи. «Желание». «Сожженное письмо». Балакирев. «Я любила его». «Обойми, поцелуй». Чайковский. Квартет № 2

  • 6 марта 1948

    (рукописная книга)

    Вечер камерной музыки

    Чайковский. Квартет № 3. Секстет «Воспоминание о Флоренции». Рахманинов. «Романс» из струнного квартета № 1. Глазунов. Пиццикато из балета «Раймонда». Чайковский. «Сентиментальный вальс». «Старинная песенка»



Другие материалы

Илья Лукашевский

Илья Лукашевский

Скрипка 1892–1967
Михаил Буяновский

Михаил Буяновский

Валторна 1891–1966

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»