Персоны
Александр Рывкин

Коллектив
Биография
Рывкин Александр Михайлович – альтист, в 1919–1951 артист Квартета имени Глазунова.
Уроженец Екатеринослава (ныне – Днепр) Александр Рывкин в 1910 году окончил училище Екатеринославского отделения Русского музыкального общества, а в 1911 переехал в Петербург. Играл в разных оркестрах и параллельно учился в консерватории по классу скрипки Эммануила Крюгера и классу альта у Леопольда Ауэра. Консерваторский диплом Рывкин получит в 1920 году, сдав экзамены по общим предметам. В 1931–1951 он будет здесь преподавать – вести класс альта и струнного квартета – с 1938 (с перерывом на годы войны) как заведующий кафедрой. С ансамблевым музицированием была связана и артистическая судьба Рывкина. Со дня основания и до конца жизни он играл в Квартете имени Глазунова (1919–1951): выступал в филармонии, гастролировал по стране и за рубежом, делал переложения популярной классики, значительно расширившие репертуар ансамбля. Дмитрий Шостакович и квартет им. Глазунова
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Появлялся музыкант на сценах филармонии и как солист. В Большом зале он дважды исполнил с оркестром и скрипачем Ильей Лукашевским Концертную симфонию Моцарта – 6 мая 1925 года под управлением Хайнца Унгера, а 9 марта 1933 – Фрица Штидри. Оценивая первое выступление Рывкина с оркестром, критика разошлась во мнениях. Музыкальный обозреватель еженедельника «Жизнь искусства» (№ 20 от 19.05.1925) заметил:
«Нужно признать, что слабый тон обоих солистов и в частности нечистая интонация альта мало содействовали успеху моцартовского концерта. Отличные квартетисты, И. Лукашевский и А. Рывкин не представляют интереса в качестве виртуозов большой концертной эстрады».
На автора статьи в „Вечерней Красной газете“ (от 7.05.1925) игра альтиста произвела наилучшее впечатление:
«… Рывкин своим отменным звуком и безукоризненной строгостью фразировки заставил пожалеть, что мы его так редко слышим вне камерного ансамбля!»
В Малом зале (ныне Бетховенское фойе) Александр Рывкин сыграл с пианистом Александром Каменским премьеры в СССР сонат Онеггера (25.12.1924) и Хиндемита (19.02.1925). В статье «Заумная музыка» критически настроенный рецензент благосклонно отозвался об интерпретации сонаты Хиндемита: «Не совсем обычная по громоздкости фактура фортепианной партии нарушала звуковые пропорции ансамбля. <…> Жесткая звучность рояля не помешала однако альтисту Рывкину выявить прекрасный звук и большие технические ресурсы. Партия альта в этой сонате трудна и обнаруживает в авторе тонкого знатока этого инструмента» („Жизнь Искусства“ № 10 от 10.03.1925). Эти премьеры состоялись в рамках концертов серии «Новая музыка», которые устраивала филармония сначала совместно с Институтом истории искусств, а затем с Ассоциацией новой музыки (АСМ), открытой при филармонии в 1924 году. В одной из программ Ассоциации (2 декабря 1926) в авторском исполнении прозвучала премьера первой (на тот момент единственной) фортепианной сонаты Дмитрия Шостаковича. Странно, что в эти годы пути Шостаковича и Рывкина не пересеклись. Музыканты встретятся позднее: в 2017 году в Государственном архиве Москвы была обнаружена рукопись «Экспромта» для альта и фортепиано, написанная рукой Шостаковича, с дарственной надписью: «Дорогому Александру Михайловичу на память о нашем знакомстве. Д. Шостакович 2/V 1931, Ленинград». Специалисты утверждают, что автограф адресован Александру Михайловичу Рывкину.
Концерты
-
1 апреля 1924
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Юбилейный концерт
Наум КранцВ программе: Чайковский, Брамс, Гендель, Шуберт (без указания произведений)
-
25 декабря 1924
III камерный концерт (Бетховенское фойе)
Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
II серия камерных концертов «Новая Музыка»Онеггер. Струнный квартет № 1. Семь пьес для фортепиано. Шесть поэм на стихи Г. Аполлинера. Сонатина для двух скрипок. «Le Cahier Romand». Соната для альта и фортепиано
-
19 февраля 1925
III камерный концерт (Бетховенское фойе)
Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
III серия камерных концертов «Новая Музыка»Кшенек. Струнный квартет. Хиндемит. Соната для альта и фортепиано. Струнный квартет № 3
-
6 мая 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерМоцарт. Серенада «Хаффнер». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Бетховен. Большая фуга для струнного оркестра. Симфония № 5
-
20 октября 1933
(машинопись)
Симфонический концерт
Моцарт
Дирижер – Фриц ШтидриМоцарт. Симфония № 38. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Симфония № 41 «Юпитер»
-
16 октября 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Квартеты Бетховена
Квартет имени ГлазуноваБетховен. Струнный квартет № 7. Струнный квартет № 14
-
12 февраля 1937
6-й концерт 1-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Камерный концерт
В программе: Рязанов, Дзержинский, Фризе, Дешевов, Майзель, Крейн, Хачатурян, Танеев
-
18 февраля 1937
Зал Капеллы
Вечер старинной музыки
В программе: Корелли, Платти, Рамо, Бах, Гендель, Телеман
-
4 мая 1937
8-й концерт 4-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Бетховен
Бетховен. Струнный квартет № 5. Струнный квартет № 8. «Аделаида». «Песня Мефистофеля о блохе». «Отрада слез». «Поцелуй»
-
4 октября 1941
(программка-буклет с аннотацией)
Открытие концертного сезона Ленинградской филармонии в Новосибирске
«Интернационал». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Чайковский. «Франческа да Римини»
-
15 апреля 1943
Цикл концертов русской музыки
II концертБородин. Квартет № 1. Чайковский. Романсы. Квартет № 3
-
24 июля 1943
Закрытие сезона камерных концертов
Чайковский. Квартет № 1. Ария Роберта из оперы Иоланта. Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин». «Нет, только тот, кто знал». «Средь шумного бала». Квартет № 2
-
9 декабря 1943
(программка)
Цикл концертов из произведений Чайковского
(к 50-летию со дня смерти)
I камерный концертЧайковский. Струнный квартет си-бемоль мажор. Романсы. Струнный квартет № 2
-
12 января 1944
Цикл концертов из произведений Чайковского
(к 50-летию со дня смерти)
II камерный концертЧайковский. Струнный квартет № 1. Романсы. Струнный квартет № 3
-
29 февраля 1944
Камерный концерт
Бородин. Струнный квартет № 1. Глазунов. Романс Нины из музыки к драме «Маскарад». Даргомыжский. «Тучки небесные». Римский-Корсаков. «Тучки небесные». Глазунов. Струнный квартет № 5
-
17 марта 1944
Камерный концерт
Шуберт. Струнный квартет № 14 «Смерть девушки». Брамс. «Ода Сафо». «Воскресное утро». Шуман. «Нимфея» (Лотос). «Посвящение». «Баллада». Брамс. Фортепианный квинтет
-
18 апреля 1944
Вечер славянской музыки
Шебалин. Струнный квартет № 5 «Славянский». Дворжак. Мелодия. Монюшко. «Золотые сны». Шопен. «Грусть». «Моя голубка». Римский-Корсаков. «Сон в летнюю ночь». Дворжак. Струнный квартет № 7
-
4 июля 1944
(программка и её рукописный макет для типографии)
Камерный концерт
Чайковский. Струнный квартет № 1. «Скажи, о чём в тени ветвей». «И больно, и сладко». «Забыть так скоро». «Средь мрачных дней». «Я ли в поле да не травушка была». Струнный квартет № 2
-
3 ноября 1944
Вечер русской камерной музыки
Чайковский. Квартет № 1. «Ночь». «Страшная минута». «Средь шумного бала». Романс и речитатив Графини из оперы «Пиковая дама». Кюи. «Желание». «Сожженное письмо». Балакирев. «Я любила его». «Обойми, поцелуй». Чайковский. Квартет № 2
-
6 марта 1948
(рукописная книга)
Вечер камерной музыки
Чайковский. Квартет № 3. Секстет «Воспоминание о Флоренции». Рахманинов. «Романс» из струнного квартета № 1. Глазунов. Пиццикато из балета «Раймонда». Чайковский. «Сентиментальный вальс». «Старинная песенка»