Персоны
Нина Дорлиак
Биография
Дорлиак Нина Львовна – певица сопрано, педагог. Дочь певицы Ксении Дорлиак, жена Святослава Рихтера.
Имя Нины Дорлиак в истории музыки всегда соседствует с фамилией гениального мужа. Их уникальный творческий дуэт, их изысканные камерные программы остались в памяти нескольких поколений слушателей, и, к счастью, частично сохранились в записях. Однако выступать Нина Львовна начала еще до знакомства со Святославом Рихтером.
Родившись в семье известной певицы Ксении Дорлиак, бывшей фрейлины последней русской императрицы, оперной дивы, блиставшей как на сцене Мариинского театра, так и в Парижской Гранд-опера, Нина с детства была окружена музыкой и музыкантами. Мать хотела, чтобы она стала пианисткой, но фортепианная «карьера» девочки окончилась после первого же открытого концерта, когда она забыла текст, сбилась и убежала в слезах со сцены. Тогда же она уговорила мать разрешить ей заниматься пением. Так в классе Ксении Дорлиак появилась новая ученица. Возможно, Нина бывала и на концертах матери в Петроградской филармонии: в Малом зале (Бетховенском фойе) Ксения Николаевна выступила уже в первом сезоне, в марте 1922 года, а до 1928-го несколько раз пела в Большом зале, в том числе с Филармоническим оркестром под управлением Оскара Фрида, Самуила Самосуда, Александра Глазунова.
В начале 1930-х годов Ксения Николаевна переезжает с детьми в столицу. В1932 году Нина Дорлиак получает диплом Московской консерватории, в 1935-м оканчивает аспирантуру и сразу же включается в концертную жизнь. В Оперной студии она участвует в постановках дирижера Георга Себастьяна, который в то время возглавляет оркестр Всесоюзного радио. Себастьян, воспитанник европейской школы, ставит с москвичами оперы Моцарта, и юная Нина Дорлиак поражает его безусловным проникновением в моцартовский стиль.
«Никогда не думал, что отыщу в СССР настоящую Сюзанну», – пишет Себастьян и тут же предлагает певице совместную камерную программу. Они дают концерт из песен Шуберта и Вольфа, но блестящий дирижер Себастьян за роялем не становится достойным партнером Дорлиак. Она продолжает выступать с другими концертмейстерами – Ниной Мусинян, Борисом Абрамовичем, Верой Шубиной.
Нина Дорлиак в сольном концерте в Малом зале филармонии 17 мая 1949 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Певица появляется на сцене и в ансамбле с крупными пианистами – Марией Юдиной, Марией Гринберг, голос Дорлиак высоко ценит органист Александр Гедике, который специально для совместных концертов делает переложения для органа и сопрано романсов, песен и арий из ее репертуара. Во время войны в эвакуации в Тбилиси Нина Дорлиак выступает с Константином Игумновым и Александром Гольденвейзером. В военные годы с концертами в Тбилиси приезжает и Святослав Рихтер, с которым Нина была мельком знакома еще в Москве.
Очевидно, Рихтер не раз слышал выступления Дорлиак, потому что уже во время следующей встречи, на похоронах Немировича-Данченко, он подошел к певице и предложил провести совместный концерт. Нина Львовна подумала, что Рихтер собирается разделить программу по отделениям, но он уточнил, что хочет аккомпанировать. Впервые они появятся на сцене в мае 1945 года в концерте, посвященном музыке Сергея Прокофьева: Рихтер играет Шестую сонату, вместе с Дорлиак они исполняют «Гадкого утенка». С этого момента начинается их творческий и жизненный союз: Нина Львовна и Святослав Теофилович никогда не перейдут на «ты», но проживут рядом до самой смерти, больше полувека. Дорлиак сумеет разделить жизнь с гением и не потерять собственной сценической судьбы.
В Ленинград Дорлиак и Рихтер приезжали часто. Их главной площадкой стал не Большой зал – здесь пройдет всего два их совместных концерта в 1947 и 1948 годах, а Малый зал филармонии. Нина Дорлиак поет тут через два дня после открытия зала: 17 мая 1949 года вместе с Рихтером они представляют программу из русской вокальной лирики – романсы Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского. Звучит и прокофьевский «Гадкий утенок», с которого начиналось совместное музицирование певицы и пианиста. Совсем немного времени прошло после печально знаменитых Постановлений ЦК ВКП (б), объявивших Прокофьева «идейно чуждым формалистом». Но и Рихтер в сольных программах, и Дорлиак в своих концертах исполняют его сочинения. Святослав Теофилович писал знакомому после одного из таких концертов: «Это был большой успех Сергея Сергеевича. Его вызывали, он вышел на эстраду, благодарил Нину Дорлиак и сказал, улыбаясь: ‘’Спасибо, что вы оживили моих покойников!’’».
«Гадкий утенок» в исполнении Нины Дорлиак и Рихтера прозвучит в Малом зале еще не раз, в том числе и 26 марта 1953 года – через двадцать дней после смерти композитора. Но гораздо чаще певица исполняет здесь другую, западную музыку – Моцарта и Бетховена, Дебюсси и Равеля, Шумана и Гуго Вольфа, отдельные песни и целые циклы Шуберта – «Прекрасную мельничиху» и «Зимний путь». Звучат и русские композиторы, в том числе цикл «Детская» Мусоргского. Всего до января 1959 года в Малом зале музыканты дадут 17 совместных концертов, еще несколько раз Нина Дорлиак выступит здесь в сборных программах, в которых участвовали Квартет имени Бородина, Рихтер и Мстислав Ростропович.
Нина Дорлиак и Святослав Рихтер в концерте в Малом зале филармонии 26 марта 1953 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Несколько появлений Дорлиак в филармонических программах без Рихтера связаны с именем Дмитрия Шостаковича. В статье о композиторе Нина Львовна пишет:
«В сезонах 1946/47 и 1947/48 годов Дмитрий Дмитриевич стал бывать на моих концертах, всякий раз своим присутствием нагоняя на меня страх: я очень его всегда боялась. На одном из шубертовских Liederabend’ов Дмитрий Дмитриевич зашел в артистическую и долго взволнованно говорил, что было для меня неожиданно и необыкновенно радостно. Вскоре после этого Дмитрий Дмитриевич позвонил по телефону и попросил встретиться, так как хотел показать только что законченный вокальный цикл. Излишне говорить, что мы с Рихтером в назначенный день ожидали его прихода с большим волнением. Дмитрий Дмитриевич, войдя, почти сразу сел за рояль и, прочтя сначала тексты всех одиннадцати песен, проиграл их одну за другой. Впечатление было потрясающее: сила драматизма, выразительность интонаций поразили и ошеломили нас. И вот он предложил мне выучить партию сопрано и подыскать тенора и меццо-сопрано. Работа над этим циклом была необыкновенно увлекательной, и долгое время я была поглощена только этим сочинением».
Речь шла о цикле «Из еврейской поэзии» для сопрано, меццо-сопрано, тенора и фортепиано. Его Шостакович писал летом 1948-го в разгар «борьбы с формализмом» и «борьбы с космополитами», иначе говоря, разгулом антисемитской кампании. Писал в стол, не надеясь на публичное исполнение. Он просит Нину Дорлиак найти певцов, чтобы выучить и исполнить цикл у себя в квартире «для своих». На закрытой премьере перед узким кругом друзей партию меццо-сопрано пела Тамара Янко, тенора – Николай Белугин. В сентябре 1950-го Шостакович снова звонит Дорлиак и просит «сделать ему подарок», спеть цикл на его дне рождении. Официальная премьера состоится только через пять лет – 15 января 1955 года в Малом зале Ленинградской филармонии. К этому концерту Шостакович решит поменять меццо-сопрано и тенора на Зару Долуханову и Алексея Масленникова, из первых, «тайных» исполнителей останется только Нина Дорлиак.
В Малом зале при жизни композитора цикл «Из еврейской поэзии» прозвучит пять раз. Есть сведения, что Рихтер очень хотел исполнить партию фортепиано в этом цикле, но Шостакович каждый раз твердо отвечал, что это сочинение будет играть сам. В последний раз Нина Дорлиак поет в Малом зале цикл Шостаковича под аккомпанемент автора 5 июня 1957 года. Двумя сольными номерами цикла 16 января 1959 года («Предостережение», «Песня девушки») она завершает программу своего последнего концерта со Святославом Рихтером.
В Малом зале Дорлиак еще выступит в двух концертах старинной музыки с клавесинистом Андреем Волконским (1960, 1961). В 1961 году певица покинет сцену, продолжит преподавать в Московской консерватории, где работала с юности, будет сопровождать мужа во время бесчисленных гастролей… Своих воспитанников она впервые представит в Малом зале имени Глинки 31 мая 1959 года в программе «Нина Дорлиак и ее студенты». В 1985 году на этой же сцене пройдет творческий вечер Нины Львовны Дорлиак, на котором выступят ученики и выпускники ее консерваторского класса, одной из них – Галине Писаренко – аккомпанировал Святослав Рихтер.
Нина Львовна переживет мужа менее, чем на год. Их квартиру она завещает Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина, сейчас в ней – мемориальный музей-квартира Рихтера, в которой сохранилась и экспозиция «Кабинет певицы Н. Дорлиак».
О. Р.
Концерты
-
13 мая 1947
(анонс и рукописная книга)
Вокальный вечер
Заслуженная артистка РСФСР
Нина Дорлиак
Лауреат Всесоюзного конкурса
Святослав РихтерВ программе: Шуберт, Чайковский
-
5 марта 1948
(рукописная книга)
Вечер песни
Нина Дорлиак и Святослав РихтерШуберт. Десять песен из цикла «Зимний путь». «Привет тебе». Три песни из сборника «Лебединая песнь». «Рыбачка». «Морская тишь». «Песня Миньоны». «Гретхен за прялкой»