Персоны

Евгений Кисин

Род. в 1971
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Евгений Кисин

Биография

Кисин Евгений Игоревич – пианист.

Осенью 1983 года 12-летний Евгений Кисин впервые исполнил в Большом зале Ленинградской филармонии Второй концерт Шопена. Появление ребенка на этой сцене – не новость, в филармонии и до этого нередко выступали вундеркинды. Но дебют Кисина без преувеличения можно было назвать сенсацией, потрясением. Именно так о нем писала тогда ленинградская пресса, именно так об этом спустя многие годы, сегодня, вспоминают все, кому довелось побывать в тот вечер в зале. И дело не в преодолении технических трудностей – их для Кисина будто не существовало вовсе. Казалось, хрупкий мальчик, откинувший голову с полузакрытыми глазами, не исполняет музыку, а живет в ней. Позднее один из критиков сформулирует ощущение, охватившее зал: «Казалось, его руками играет сам Шопен».

О том, что в семье появился вундеркинд, родители поняли рано: с первого года жизни он замирал при звуках классики, с одиннадцати месяцев начал петь, повторяя всё услышанное – от фуг Баха и сонат Бетховена, которые разучивала старшая сестра, до симфоний, звучавших из радиоприемника. В два года начал играть. Тоже всё, что слышал. «Мне это казалось естественным», – скажет Кисин позднее.

Когда Жене было 6 лет, его привели на прослушивание в Гнесинскую школу к Анне Кантор. «Она была в зеленом платье», – это единственное, что Кисин запомнит сам. Что было дальше, знает со слов Анны Павловны: мальчик импровизировал на заданные ею темы, изображая на рояле то темный лес, то светлое утро. На просьбу повторить только что сыгранное, растерялся, и начал играть что-то новое, другое. Так состоялось знакомство ученика и учителя. Другого педагога в жизни Евгения не будет. А Анна Павловна Кантор до конца жизни проживет в семье Кисиных, почти неизменно сопровождая его во время важных гастролей.

Ярким стартом исполнительской карьеры юного пианиста обычно принято считать исполнение 12-летним Кисиным двух шопеновских концертов в Большом зале Московской консерватории с оркестром Московской филармонии под управлением Дмитрия Китаенко в марте 1984 года (напомним, что Второй концерт он играл в Ленинграде еще в ноябре 1983-го). Программа, записанная «вживую» из зала, через год выйдет отдельной пластинкой на фирме «Мелодия». Так о Кисине узнает весь мир.

В привычной для биографии почти любого крупного исполнителя графе – «конкурсные победы» – у Евгения Кисина стоит прочерк. Никаких конкурсов, состязаний, соревнований. Талант музыканта настолько очевиден, что не нуждается в подкреплении лауреатскими званиями. Вехами на его пути будут не призовые места, а выступления в лучших залах с крупнейшими дирижерами: уже в 1985-м пианиста приглашают на первые зарубежные гастроли, в 1987-м он дебютирует на Берлинском фестивале, в 1988-м в Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра играет Первый концерт Чайковского, за пультом – Герберт фон Караян. На репетиции маэстро предупреждает, что не согласен с темпами, в которых принято исполнять Концерт, и где-то читал: сам Чайковский был недоволен тем, что на премьере Ганс фон Бюлов играл Концерт так быстро, а потому он, Караян, будет дирижировать медленнее! Кисин не просто «справится» с этой задачей, слушая сегодня его запись из Берлина, действительно думаешь: звучать эта музыка должна именно так.

Из российских маститых музыкантов, поддержавших юного пианиста, отдельно стоит Владимир Спиваков. С ним и его «Виртуозами Москвы» Кисин много играет в столице, выезжает в зарубежные туры, приезжает и в Ленинград. В Большом зале играет под управлением Спивакова Моцарта (1984), Шостаковича (Концерт № 1, 1986).

До 1991-го имя Кисина появляется в филармонической афише часто, неизменно вызывая ажиотаж. Он дает сольные концерты: в 1985-м – шопеновскую монографию, в 1986-м – программу из сочинений Рахманинова, Скрябина и Прокофьева, в 1989-м и 1990-м – Шумана, Шопена, Шуберта, Брамса, Листа. С Академическим симфоническим оркестром и Александром Дмитриевым Кисин играет Первый концерт Шопена и Третий концерт Прокофьева (1985). Рецензент Сергей Мальцев, описывая отдельные достоинства – легкость, с которой «юный виртуоз справлялся с труднейшими скачками и техникой martellato», «заразительную ритмику моторных эпизодов», прекрасно выстроенную драматургию вариаций во второй части, добавляет:

«Но все это вспомнилось как-то потом... А сразу после концерта ощущалось лишь потрясение Красотой и невольно думалось: вот и нам выпало счастье видеть чудо...»

С Академическим симфоническим оркестром Кисин исполняет и Концерт № 2 Тихона Хренникова. Композитору – фигуре тогда могущественной – были посвящены две январские программы 1987 года. В них под управлением Валерия Гергиева прозвучали инструментальные концерты: Фортепианный № 3 играл автор, № 2 – Кисин, премьеру Виолончельного № 2 – недавний победитель конкурса Чайковского Кирилл Родин, Скрипичные концерты – ученики Захара Брона  Вадим Репин (№ 1) и Максим Венгеров (№ 2). О трех участниках-вундеркиндах вскоре будут говорить как о состоявшихся взрослых музыкантах. Все трое продолжат карьеру за пределами страны.

Еще в 1990-м Евгений Кисин дебютирует в США. С Нью-Йоркским филармоническим исполняет оба концерта Шопена, дирижирует Зубин Мета, через неделю играет сольную программу на открытии юбилейного 100-го сезона Карнеги-холла. В книге «Воспоминания и размышления» (под ред. М. Аршиновой. М.: «Арт-Волхонка», 2017) Кисин писал:

«Сразу же после моего концерта в Карнеги-холл ко мне подошла старшая дочь Артура Рубинштейна Ева и вручила платок с инициалами „А. Р.”, сказав: „Вы единственный пианист, чье исполнение напоминает мне отца”».

Вскоре музыкант вместе с семьей и Анной Павловной Кантор перебирается в США. Позднее будет жить в Европе – Париже, Лондоне, Праге. Перевернув в своей жизни главу под названием «чудо-ребенок», Кисин навсегда сохранит за собой одно из ведущих мест в негласной мировой фортепианной иерархии. В 1997-м сыграет сольную программу на знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле – это будет первый в столетней истории BBC Proms фортепианный вечер. В 2000-м станет первым солистом, приглашенным выступить на открытии Proms. Среди его наград появятся премии Grammy (США, 2006, 2009, 2010) и Diapason d’Or (Франция), Edison Klassiek (Нидерланды), Приз Герберта фон Караяна (Германия), Премии Артура Бенедетти Микеланджели (Италия), пианист станет почетным членом Лондонской Королевской академии музыки, почетным доктором целого ряда музыкальных учебных заведений по всему миру.

В Россию будет приезжать нечасто.

В последний перед значительным перерывом раз Кисин выступил в Петербургской филармонии в декабре 1991-го, на сей раз с зарубежными музыкантами – дирижером Клаудио Аббадо и его Молодежным оркестром объединенной Европы. Последующие визиты музыканта на эту сцену будут связаны с приглашениями Юрия Темирканова.

В декабре 2000 года они вместе с Заслуженным коллективом открывают фестиваль «Площадь Искусств» Вторым концертом Прокофьева. В тот день пианист оставляет памятную запись в «Золотой книге» филармонии – альбоме, в котором с 1926 года собираются автографы выступавших здесь выдающихся музыкантов:

«С самыми добрыми пожеланиями всем,
кто работает в этом Храме Музыки,
Евгений Кисин
24.12. 2000».

Это было первое совместное выступление Кисина и Темирканова в Большом зале. Но к этому времени музыканты уже имели большой опыт сотрудничества:

«Мы с ним очень любим друг друга, – признавался Евгений в одном из интервью. – Любим проводить вместе свободное время. Между нами есть “химия”, что очень важно в работе. Когда мы репетируем, выступаем на сцене, мы просто работаем. С людьми, к которым испытываешь личную симпатию, выступать приятнее. Мы играем вместе более 20 лет. Познакомились с ним в Амстердаме в 1988-м, где оба были на гастролях. Месяцем позднее встретились в Лондоне, где ужинали после концерта, и он рассказывал, как любит Брамса. Кстати, к вопросу о счастье. Это Темирканов мне как-то сказал: “Когда мне плохо, я смотрю на улицу и думаю: вот эти люди вокруг не знают Брамса, а я знаю”».

Из интервью Марине Аршиновой, Colta, 03.06.2009

Брамса Кисин и Темирканов представляли и в Петербурге: Концерт № 2 – в 2008 году, Концерт № 1 – в 2002-м. Пианист принимал участие в концертах к юбилеям Маэстро, объединявших в Большом зале звезд академической музыки (2008, 2013).

В 2009 году, в рамках гастрольного тура к 30-летию оркестра «Виртуозы Москвы», Евгений Кисин исполнил в филармонии Первый концерт Бетховена с Владимиром Спиваковым. Давал в новейшей истории здесь и сольные концерты. Программу 2002 года полностью посвятил русской музыке – Скрябину, Мусоргскому («Картинки с выставки»), Балакиреву («Исламей»). В 2017-м совместил, казалось бы, «несовмещаемое» – «Хаммерклавир» Бетховена с прелюдиями Рахманинова.

Каждый из редких визитов музыканта в зал, где он так много играл ребенком, петербургская публика, конечно, ожидает с особым трепетом. Голоса критиков теперь уже не звучат стройным хором. Те, кто ностальгически ожидают встречи с «вдохновенным вундеркиндом», только теперь уже взрослым, неизбежно разочаровываются. В рецензии 2008 года (с подзаголовком «В нем больше нет ничего сверхчеловеческого, он превратился в обыкновенного мудреца»), Дмитрий Ренанский пишет:

«Петербургский концерт явственно обозначил место Кисина в отечественном пианистическом пантеоне рядом с сегодняшними титанами вроде Михаила Плетнева (правда, забывшего в последнее время про рояль ради дирижирования) и Григория Соколова. Чудо-ребенок вырос, превратившись в не по годам зрелого и по-настоящему масштабного музыканта. (…) От мальчика, в двенадцать лет игравшего концерты Шопена с повязанным на груди пионерским галстуком, осталось только одно лишь имя, да еще харизма, причем в оригинальном библейском значении слова – “Божья благодать”. Случай по-настоящему уникальный: вундеркинд вырос в большого пианиста. (…) Искусство Кисина настойчиво сопротивляется всяческим флешбэкам, оно строго и цельно, о слезах умиления стоит забыть навсегда. Его фанатичной углубленности в музыку некогда умиляться. Как ни крути, а в игре тех же Плетнева с Соколовым все же присутствует момент отстраненного любования: у одного – самим собой, у второго – создающимися под пальцами параллельными звуковыми мирами. У Кисина зазор между ним и музыкой отсутствует начисто».

«Евгений Кисин на «Площади Искусств», Colta, 18.12.2008

В последний приезд в Петербургскую филармонию в декабре 2017 года пианист встретился с публикой и журналистами в Арт-подвале Большого зала. В беседе, конечно, всплыли воспоминания о первых визитах в Ленинград, о выборе программ, но также о стихах, прозе, истории – интересы пианиста всегда простирались дальше одной только музыки. Для западного концертирующего исполнителя он позволяет себе редкую роскошь не устраивать из жизни бесконечный марафон из перелетов-гостиниц-выступлений. За количеством концертов не гонится, долго готовя новые программы, оставляя себе время для других увлечений. Много читает (на официальном сайте музыканта, кстати, собрана целая «полка» любимых книг Кисина, в том числе Пушкин, Толстой, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Платонов, Бунин, «Дракон» Евгения Шварца в переводе на английский!). Переводит стихи на идиш, который выучил самостоятельно уже во взрослом возрасте, в Нью-Йорке вышли две книги его стихов, очерков и переводов на идише (2019, 2021). Следит за политической повесткой и активно высказывается по волнующим в ней поводам. В 2000-е после длительного перерыва Кисин вернулся и к сочинению музыки: в раннем детстве он много писал, включал свои пьесы в школьные концерты. В 2017-м на встрече музыкант обещал подумать над новым опусом, посвященным 100-летию Петербургской филармонии. Но эти планы, увы, не воплотились.

О. Р.


Концерты

  • 20 октября 1984

    Вивальди. Моцарт.
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Моцарт. Дивертисмент ре мажор. Концерт для фортепиано с оркестром № 12. Вивальди. «Gloria»

  • 11 марта 1985

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Барбер. Очерк для оркестра. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Брамс. Симфония № 2

  • 12 марта 1985

    Вечер фортепианных концертов
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 12 июня 1985

    8-й концерт 5-го абонемента Малого зала имени М. И. Глинки

    Фортепианный вечер
    Евгений Кисин

    Шопен. Ноктюрн фа-диез минор, соч. 48 № 2. Соната № 3. Фантазия фа минор, соч. 49. Пять мазурок. Скерцо № 2

  • 21 февраля 1989

    Фортепианный вечер
    Евгений Кисин

    Шуман. «Арабески». Симфонические этюды. Шопен. Соната № 3. Лист. Ноктюрн № 3 «Грезы любви». Венгерская рапсодия № 12


ВИДЕО

Евгений Кисин

Евгений Кисин

О свободе, как неотъемлемой части жизни артиста на сцене и о великих пианистах-предшественниках



Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»