Персоны

Захар Брон

Род. в 1947

Биография

Брон Захар Нухимович – скрипач, педагог.

Во многих биографиях Захара Брона указано, что он окончил знаменитую Одесскую музыкальную школу имени Столярского. И соблазнительным сюжетом в этом случае становится параллель: как и Столярский, Брон стал основателем целой скрипичной династии учеников, прославился прежде всего именами своих воспитанников, хотя никогда не прекращал и собственной исполнительской карьеры. На самом деле в Одессе Захар Нухимович учился совсем недолго, отсюда его по разным причинам забрали родители, перевезли в Уральск, где жила тогда семья, а затем, еще школьником, отправили в Москву.

Здесь Брон действительно попадает в класс ученика Столярского Бориса Гольдштейна, у него оканчивает Гнесинское училище, в консерватории и аспирантуре учится у Игоря Ойстраха (сына Давида Ойстраха и, соответственно, музыкального «внука» Столярского). В начале 1970-х скрипач получает лауреатские звания (не первые места) нескольких международных конкурсов. Аспирантом нередко заменяет Ойстраха на занятиях со студентами. О педагогической стезе не задумывается, однако советская система предполагала непременное «распределение» после ВУЗа, и в 1974-м Брона отправляют работать в Новосибирск – в консерваторию и школу-десятилетку. Ехать из Москвы в Сибирь молодой музыкант, разумеется, категорически не хотел. Позднее, в программе Ирины Никитиной «Энигма» (ВГТРК «Культура», 2019), он скажет:

«Возможно, мое распределение в Новосибирск было судьбоносным. Если бы в то время я остался в Москве, я бы не получил ни этих учеников, ни этих возможностей. У меня были идеи, которые потом, при помощи и благодаря многим людям, мне удалось претворить в жизнь. Но! Как бы я работал, чтобы довести эти идеи до совершенства, если бы мне не попались такие таланты, как пятилетний Вадик Репин…»

Вдвоем с Вадимом Репиным в 1984 году – в апреле, а затем в октябре – Захар Брон и появляется в Большом зале Ленинградской филармонии. Вместе они играют двойные сонаты Генделя и Прокофьева, Захар Брон также исполняет посвященное ему сочинение новосибирского композитора Юрия Юкечева, пьесы Изаи и Шимановского, но основное внимание публики, конечно, приковано к 12-летнему вундеркинду, а Брон пожинает лавры его наставника.

Вскоре в его классе Новосибирской школы-десятилетки появятся и другие «звездочки» – Наталья Прищепенко, Николай Мадоев, наконец, Максим Венгеров… В их насыщенный график помимо многочасовых занятий – с педагогом и самостоятельных, непременно вписаны гастрольные поездки. Брон возит своих воспитанников на престижные конкурсы (уже в 1984-м Венгеров побеждает на юношеском Конкурсе им. Венявского, а в 1989-м Репин получает I премию на Конкурсе Королевы Елизаветы), демонстрирует их мастерство в Москве и других крупных городах страны.

Ажиотаж вокруг педагога и его учеников отлично считывается и по ленинградской филармонической афише: до конца 1980-х годов концерты класса Захара Брона проходят здесь почти каждый сезон, обычно в один приезд ученики Захара Нухимовича играют и в Большом, и в Малом залах, иногда программы идут с повтором! Сам Брон выходит на сцену нечасто: в 1985-м исполняет с Репиным двойной концерт Баха с Заслуженным коллективом (остальную часть вечера солирует один Репин), в 1987-м играет в концертах для трех и четырех скрипок Вивальди с Венгеровым, Репиным, Прищепенко и Мадоевым. Уже через два года в 1989-м все четверо скрипачей отправятся вместе с педагогом на новое место жительства – в Любек. Таково было условие Брона: ехать за рубеж он был готов только со своими лучшими новосибирскими учениками (и их семьями!).

С этого момента слава уникального педагога распространится на весь мир. На сегодняшний день Захар Брон является профессором Высших школ музыки в Кёльне, Цюрихе, Королевских академий музыки Лондона, Мадрида, Роттердама, его имя носит скрипичная академия в Иокогаме (Япония), в Цюрихе ведет набор собственная Школа Захара Брона.

«Метод Брона» – последовательное воспитание юных талантов, скрупулезное изучение основ техники, помощь в поиске собственной индивидуальности каждого ученика – неизменно приносит свои плоды. В настоящее время среди его учеников разных лет – более 200 лауреатов различных конкурсов. Каждый из них не только получил, но и дал что-то своему педагогу, ведь, как уверяет Захар Нухимович: «занимаясь со своими талантами, я невольно у них учусь и к следующим ученикам прихожу с новыми запасами новых идей».

Контакт с Россией музыкант при этом никогда не терял. Именно во второй половине 1990-х состоятся его выступления в Петербургской филармонии, не связанные с педагогическими успехами. В Большом зале в 1995-м Захар Брон солировал в Концертной симфонии Моцарта для скрипки и альта с оркестром вместе с Владимиром Стопичевым ( АСО, дирижер Эндрю Константайн), в 1998-м и 2000-м прошли его сольные вечера в Малом зале имени Глинки. Играл он здесь и со своими новыми учениками – Аркадием Гутниковым (сыном Бориса Гутникова), американской скрипачкой японского происхождения Тамаки Кавакубо.

В последний раз в петербургской филармонической афише имя скрипача появилось в 2007 году: в Малом зале Захар Брон с Оркестром Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата» под управлением Саулюса Сондецкиса исполнил Концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта (Гориан Кошута) и, вместе сыном Даниилом Броном, – Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса.

О. Р.


Концерты

  • 29 октября 1984

    Вечер скрипичной музыки
    Захар Брон и Вадим Репин

    В программе: Гендель, Шоссон, Изаи, Юкечев, Шимановский, Бизе–Ваксман, Прокофьев

  • 19 января 1985

    Вечер скрипичных концертов
    Дирижер – Арнольд Кац

    Бах. Концерт для двух скрипок с оркестром. Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 3. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром № 2

  • 8 января 1989

    3-й концерт 17-го абонемента

    Концерт популярной скрипичной музыки
    Дирижер – Станислав Горковенко

    В программе: Сен-Санс, Кастельнуово-Тедеско, Чайковский, Бизе–Ваксман, Шоссон, Равель

  • 9 января 1989

    (повтор программы 8 (д) января)

    Концерт популярной скрипичной музыки
    Дирижер – Станислав Горковенко

    В программе: Сен-Санс, Кастельнуово-Тедеско, Чайковский, Бизе–Ваксман, Шоссон, Равель

  • 11 января 1989

    Класс профессора Захара Брона

    Вечер скрипичной музыки
    Учащиеся Средней специальной музыкальной школы Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки

    В программе: Вивальди, Сарасате, Сен-Санс, Шоссон, Кастельнуово-Тедеско, Шуберт, Брамс




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»