Персоны
Сергей Стадлер
Биография
Стадлер Сергей Валентинович – скрипач, дирижер.
Имя Сергея Стадлера впервые появляется в филармонической афише в программе отчетного концерта Специальной музыкальной школы Ленинградской консерватории, состоявшегося в Малом зале имени Глинки 5 декабря 1970 года. Второклассник Стадлер, ученик Бориса Сергеева, открывал концерт и был самым юным его участником. Школа будет отбирать скрипача для статусных совместных программ с Московской ЦМШ (1972, МЗФ) и немецкой Специальной музыкальной школой Галле (1979, БЗФ), для выступления в «Концерте трех поколений» (1977, БЗФ), где играют и уже известный миру Григорий Соколов, и маститые артисты Михаил Вайман (в его класс Стадлер перейдет в школе) и Борис Гутников (у него, после смерти Ваймана, окончит 10-летку), и начинающие концертанты.
Сергея Стадлера, впрочем, назвать начинающим уже нельзя. Первые уроки игры на фортепиано он получил в 5 лет у мамы Маргариты Панковой, концертмейстера Ленинградской консерватории. Вскоре взял в руки скрипку, здесь его наставником был отец Валентин Раймундович Стадлер, альтист Заслуженного коллектива, сделавший многое для карьеры сына, а потом и младшей дочери – пианистки Юлии Стадлер. Позднее брат и сестра составят дуэт и сыграют вдвоем множество камерных программ, в том числе и в залах Филармонии.
Но свой первый сольный концерт ученик 10-го класса, лауреат I премии Конкурса «Концертино-Прага» (1976) Сергей Стадлер даст в Малом зале имени Глинки 28 апреля 1979 года под аккомпанемент школьного концертмейстера Мары Медник. В программу, наряду с сольными Бахом и Паганини, Сонатой № 7 Бетховена, войдут и пьесы французских композиторов. За их исполнение юный скрипач будет удостоен Специального приза Международного конкурса Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже (1979), откуда привезет и звание лауреата II премии (первая не присуждалась). Еще одну II премию и Специальный приз публики Стадлер получит в 1980-м в Хельсинки на Международном конкурсе имени Сибелиуса. Победителем тогда была Виктория Муллова, с которой в 1982 году Сергей Стадлер разделит I премию Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
«Размышлением» Чайковского и Интродукцией и Рондо-каприччиозо Сен-Санса скрипач еще в октябре 1978-го дебютировал на сцене Большого зала с Симфоническим оркестром филармонии.
Гастролировать Сергей Стадлер начал очень рано – в стране, а вскоре и за рубежом. График его туров плохо совмещался с учебным расписанием в Ленинградской консерватории, которую скрипач оканчивает экстерном за три с половиной года, занимаясь при этом по специальности в Москве у Леонида Когана. Потом будет учеба в аспирантуре Московской консерватории у Виктора Третьякова. Спустя годы Стадлер еще пересечется с обоими учебными заведениями: с 2007-го он преподает в Московской консерватории, в 2008–2011 занимал пост ректора в консерватории Санкт-Петербурга.
Залы Петербургской филармонии, несмотря ни какие обстоятельства, всегда оставались приоритетными для Сергея Стадлера, а хронологический список его концертов – свидетельство эволюции исполнительских интересов музыканта. В его камерных программах (а играет Стадлер с Наталией Арзумановой, потом Феликсом Готлибом, два сонатных вечера дает с Питером Донохоу, позже выступает исключительно с Юлией Стадлер), – весь репертуар классического академического скрипача: сонаты Баха, Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, Шумана, Грига, Франка, Дебюсси, Форе, Регера, Рихарда Штрауса, Прокофьева, Шостаковича, виртуозные пьесы разных стилей. Любит Стадлер и программы для скрипки соло, в них исполняет сонаты и партиты Баха, фантазии Телемана, премьеры Монодии «По прочтении Еврипида» Слонимского и «Эхо-сонаты» Щедрина. Много играет Паганини – сольный концерт к 200-летию великого итальянца Стадлер дает в Большом зале в декабре 1982 года. Это один из первых монотематических вечеров скрипача. В дальнейшем он всё чаще составляет программы, объединенные сквозным сюжетом. Так появятся камерные и оркестровые вечера итальянской, испанской, французской скрипичной музыки.
Конечно, в исполнении Стадлера с оркестрами (филармоническими и гастрольными) под управлением Арвида Янсонса, Мариса Янсонса, Саулюса Сондецкиса, Равиля Мартынова, Александра Лазарева, Василия Синайского, Юрия Темирканова звучат главные скрипичные концерты – Паганини, Бетховена, Брамса, Чайковского, Сибелиуса, Берга, Бартока, Прокофьева, Шостаковича. Играет он и современников – Андрея Петрова, премьеры Концерта № 2 Тищенко и «Весеннего концерта» Слонимского. Представляет музыкант и программы из малоизвестных концертов русских композиторов (Львов, Аренский, Конюс), вечера скрипичных соло из русских балетов, два вечера цикла «Все сочинения Моцарта для скрипки с оркестром»: здесь Стадлер играет и комментирует программы.
Два концерта моцартовского цикла проходят в январе 1988 года без дирижера. Вскоре эти функции на себя возьмет Сергей Стадлер – сначала только со скрипкой в руках, а потом и просто за дирижерским пультом.
В начале 1990-х в Эрмитаже появляется собственный оркестр «Санкт-Петербург Камерата», которым руководит Саулюс Сондецкис. Сергей Стадлер часто выступает в Филармонии с его Литовским камерным оркестром, а теперь сотрудничает и с Эрмитажным коллективом. В 1995 году он проводит в музее двухдневный фестиваль «Скрипка Паганини в Эрмитаже»: играет сольную программу и с «Санкт-Петербург Камератой» на принадлежавшей великому итальянцу скрипке “Il Cannone”, изготовленной в 1743 году мастером Гварнери дель Джезу. Этот фестиваль стал важным событием в жизни Санкт-Петербурга, ведь скрипка Паганини впервые звучала здесь в публичных концертах. За дирижерским пультом оркестра Эрмитажа Сергей Стадлер выступит в Большом зале филармонии в январе 1996 года, а в ноябре 2003 года, к 300-летию города, здесь пройдут и два концерта фестиваля «Скрипки Никколо Паганини в Санкт-Петербурге». В сольном концерте 23 ноября Стадлер играет 24 каприса: 1–12 на скрипке “Il Cannone”, 13–24 – на скрипке “Sivori” (мастер Жан Батист Вильом, 1833), принадлежавшей когда-то Паганини и подаренной им своему ученику Эрнесто Камилло Сивори. 25 ноября состоится еще один фестивальный концерт – с Заслуженным коллективом под управлением Василия Петренко.
Имя солиста Сергея Стадлера в симфонических программах появится еще лишь раз – с Оркестром Национального польского радио под управлением Казимежа Корда 18 октября 2007 года он исполнит Первый скрипичный концерт Шимановского. После этого в филармонических афишах можно будет встретить обозначение «дирижер и солист Сергей Стадлер».
От камерных вечеров музыкант при этом не отказывается, но чаще появляется за дирижерским пультом – ЗКР, АСО, оркестра консерватории, недолго существовавшего фестивального оркестра «Санкт-Петербургские звезды», с конца 2012 года с Государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, базирующемся в «Петербург-Концерте». Вскоре Стадлер займет место художественного руководителя этой организации, а в декабре 2013 года в ее штатном расписании появится новый коллектив – Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, главным дирижером которого Сергей Стадлер остается и сегодня.
В выстраивании репертуара своего оркестра музыкант придерживается принципов, сформированных опытом его сольной карьеры. С одной стороны, это монографические программы и циклы. Как и прежде, взявшись за Баха, Моцарта, Бетховена, Паганини, Чайковского, он стремился сыграть всё, что написано для скрипки, так и сейчас, взявшись за Бетховена, Шуберта, Брамса, Чайковского, он исполняет все симфонии композиторов, порой за один вечер: его концерт-марафон со всеми симфониями Бетховена попал в Книгу рекордов Гиннесса России, как самый продолжительный в истории исполнительской практики. С другой стороны, Стадлер сохраняет интерес к сюжетным программам, в которых зачастую выступает и как солист. Так появляются концерт «120 лет без Чайковского. Три скрипки Страдивари» (2013), вечер французской музыки «Двадцать четыре скрипки короля» (2015), «Испанская скрипка в честь Пабло Сарасате» (2016), «Мадьярская скрипка» (2017).
Важное место в концертах Стадлера занимает оперная музыка. У него достаточно объемный личный оперный репертуар, а в пору художественного руководства Театром оперной студии консерватории (1998–2001) он представил публике такие раритеты, как оперы «Троянцы» Берлиоза и «Иван Грозный» Бизе. В Филармонии под управлением Стадлера тоже звучат оперные программы, не только посвященные Римскому-Корсакову, Чайковскому, Верди, но и редкий гость на оперных сценах – «Вольный стрелок» Вебера. Больше всего, пожалуй, Стадлера притягивает Вагнер. Под управлением дирижера в Большом зале играют симфоническое путешествие по тетралогии «Кольцо нибелунга» (ЗКР), фрагменты из «Тристана и Изольды» (АСО), «Лоэнгрина» (СО-СПб), «Парсифаля» (АСО) и совсем неизвестных ранних опер композитора – «Феи» и «Риенци» (обе – СО-СПб).
В репертуаре оркестра Стадлера немало и современной музыки. Но в Большом зале за последнее время он сыграл лишь посвященный ему Скрипичный концерт Юрия Шерлинга. Этот вечер состоялся 19 мая 2021 года – на исходе первого 100-летия Петербургской филармонии, в историю которой вписано и имя Сергея Стадлера.
И. Р.
Концерты
-
22 мая 1976
Концерт учащихся Средней специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
В программе: Чайковский, Майкапар, Кабалевский, Данкля, Лядов, Мендельсон, Давыдов, Сен-Санс, Шостакович, Болотин, Венявский, Золотарев, Дебюсси, Рахманинов, Давыдов, Ключарев, Равель, Бизе–Ваксман
-
30 октября 1978
1-й концерт 9-го абонемента (для рабочей молодежи Ленинграда)
Симфонический концерт
Дирижер – Валентин КожинВ программе: Кладницкий, Шостакович, Прокофьев, Дунаевский, Хачатурян, Чайковский, Сен-Санс
-
3 марта 1979 (днем)
Музыка для детей и юношества
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Прокофьев, Салманов, Глинка, Рахманинов, Глазунов, Портнов, Римский-Корсаков, Чайковский, Сен-Санс, Берлиоз
-
17 мая 1979
6-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Василий СинайскийСибелиус. Симфоническая поэма «Сага». Успенский. Лирическая симфония «Музыкальные настроения». Лало. Испанская симфония для скрипки с оркестром. Равель. Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя»
-
9 мая 1980
(по анонсу и рукописной книге регистрации концертов)
Большой праздничный концерт
(программа не указана)
-
10 октября 1980
Симфонический концерт
Дирижер – Вероника ДудароваРахманинов. Симфония № 2. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром. Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром. Дебюсси. «Море». Равель. «Павана на смерть инфанты»
-
23 февраля 1981
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевШостакович. Праздничная увертюра. Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Рахманинов. Симфония № 2
-
20 июня 1981
7-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСибелиус. Симфоническая поэма «Финляндия». Паганини. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 4
-
21 июня 1981
7-й концерт 5-го абонемента. Повтор программы 20 июня.
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСибелиус. Симфоническая поэма «Финляндия». Паганини. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 4
-
31 марта 1982
Симфонический концерт
Дирижер – Марис ЯнсонсГлинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Шостакович. Симфония № 5
-
17 сентября 1982
К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
симфонического оркестра филармонии
Симфонический концерт
Дирижер – Марис ЯнсонсСметана. Увертюра к опере «Проданная невеста». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Сен-Санс. Симфония № 3 «С органом»
-
4 декабря 1982
2-й концерт 6-го абонемента
К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
симфонического оркестра филармонии
Симфонический концерт
Паганини (К 200-летию со дня рождения)
Дирижер – Саулюс СондецкисПаганини. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Интродукция и вариации на тему «I Palpiti» из оперы Россини «Танкред» для скрипки и фортепиано. «Пляска ведьм». Адажио. «Кампанелла»
-
5 декабря 1982
(повтор программы 4 декабря)
К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
симфонического оркестра филармонии
Симфонический концерт
Паганини (К 200-летию со дня рождения)
Дирижер – Саулюс СондецкисПаганини. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Интродукция и вариации на тему «I Palpiti» из оперы Россини «Танкред» для скрипки и фортепиано. «Пляска ведьм». Адажио. «Кампанелла»
-
27 декабря 1982
(перенос с 23 декабря)
Вечер скрипичной музыки
Паганини (к 200-летию со дня рождения)Паганини. 24 каприса для скрипки соло. Интродукция и вариации на тему арии из оперы Паизиелло «Прекрасная мельничиха»
-
13 марта 1983
Музыка XVIII века: известная и незнакомая
Дирижер – Павел КоганМоцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Чимароза. Реквием для солистов, хора и оркестра
-
14 марта 1983
(повтор программы 13 марта)
Музыка XVIII века: известная и незнакомая
Дирижер – Павел КоганМоцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Чимароза. Реквием для солистов, хора и оркестра
-
9 апреля 1983
4-й концерт 11-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Павел КоганЧайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Прокофьев. Симфония № 5
-
3 июня 1983
6-й концерт 11-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Равиль МартыновШостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Симфония № 10
-
4 июня 1983
4-й концерт 18-го абонемента (повтор программы 3 июня)
Симфонический концерт
Дирижер – Равиль МартыновШостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Симфония № 10
-
2 сентября 1984
(программка с составом оркестра)
Открытие сезона
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ЛазаревПрокофьев. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»