Персоны

Питер Донохоу

Род. в 1953
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Питер Донохоу

Биография

Донохоу Питер / Peter Donohoe – британский пианист.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 2015 году Питер Донохоу, любимец петербургской публики, приехал в филармонию на традиционный зимний фестиваль «Площадь Искусств». 21 декабря дал сольный концерт в Малом зале с Сонатой ля мажор Моцарта, циклом «Отражения» Равеля и Прелюдиями, соч. 32 Рахманинова. 22 декабря сыграл в Большом зале с Академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Дмитриева Рапсодию на тему Паганини Рахманинова.

Перед вторым концертом пианист встретился в Арт-подвале филармонии со слушателями. Модератор встречи, начав с вопроса об особенностях системы музыкального образования в России и в Англии, рассчитывала дать лишь старт беседы. Но увести ее в другое русло удалось не сразу: Донохоу настолько увлекся описанием преимуществ русской системы, когда ребенка с раннего детства готовят к профессии, что готов был только об этом и говорить.

У самого Питера Донохоу в детстве был выбор. В том, что станет музыкантом, он не сомневался, а вот традиционным солистом-пианистом быть не хотел. С детства занимаясь игрой на фортепиано у частных учителей (это была инициатива родителей), он поступил в Chetham's School of Music в Манчестере, дающей и музыкальное и академическое образование, где специализировался на других инструментах – скрипке, альте, кларнете и тубе. В 14 лет стал студентом пианиста Дерека Уиндмена в Королевском Северном колледже. Взяв паузу в учебе, отправился в Лидсский университет к Александру Гёру заниматься композицией, вернулся в колледж и в 1976-м получил степень бакалавра, а затем поехал на год в Париж стажироваться у Ивон Лорио и Оливье Мессиана, оказавшего сильнейшее воздействие на молодого Питера Донохоу.

Среди других важных в своей биографии людей он назовет и солиста-перкуссиониста Симфонического оркестра Би-Би-Си Гилберта Вебстера. Благодаря ему Донохоу влюбился в эту группу инструментов, создал свой ансамбль ударных, рок-группу, играл и джаз. Именно как литавриста его позвали на прослушивание и в первый профессиональный коллектив – BBC Symphony Orchestra. Донохоу доведется быть приглашенным ударником, а потом и клавишником во многих концертных и оперных оркестрах Великобритании.

На литаврах он играл и в 1974 году в «Весне священной» Стравинского, Бирмингемским симфоническим оркестром впервые дирижировал Саймон Рэттл. С Донохоу они были почти ровесниками, подружились, до сегодняшнего дня выступают вместе. А тогда по инициативе Рэттла Питер Донохоу стал председателем Общества современной музыки в Бирмингеме, полтора сезона руководил ансамблем Общества, с которым выступал за дирижерским пультом.

Питер Донохоу и дирижер Ленинградской филармонии Александр Дмитриев, Большой зал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Питер Донохоу и сам сочинял, но в какой-то момент понял, что все свои идеи он заимствует – у Мендельсона, Уолтона, Мессиана, писать бросил, но в исполнительской практике сохранил опусы ХХ века.

Увлекшись ударными, сочинением, просветительством, дирижированием, Донохоу отодвинул занятия фортепиано на второй план. Но никогда не бросал их. Еще в 1970-м в первом курсе Королевского Северного колледжа музыкант исполнил с Чеширским молодежным оркестром Концерт № 1 Прокофьева, а остальную программу играл в составе оркестра на литаврах. За год до окончания учебы он уже направил свою энергию в сторону фортепиано и начал пробовать себя на конкурсах.

Первые успехи здесь были скромными: III премия на Национальном конкурсе имени Листа в Гилфорде и специальный приз за исполнение Бартока на Международном конкурсе Листа–Бартока в Будапеште (здесь он бывал на Бартоковских семинарах в 1974 и 1975) в 1976 году, VI премия на Международном конкурсе пианистов в Лидсе в 1981-м. Удачу пианисту принесет VII Международный конкурс имени Чайковского, где в 1982 году Питер Донохоу разделит II премию с Владимиром Овчинниковым. I премию в тот год никому не присудили, и серебряные медалисты стали фактическими победителями состязания.

Именно тогда началась всемирная известность Донохоу. Он убежден, что Конкурс Чайковского принес славу в мире и даже на родине и другим его соотечественникам, которых прежде не замечали, – Джону Огдону и Джону Лиллу, разделившим золотую медаль соответственно с Владимиром Ашкенази (1962) и Владимиром Крайневым (1970), победителю 1986 года Барри Дугласу.

На Конкурс Чайковского Питер Донохоу еще приедет как член жюри в 2011 и 2015 годах. А сразу после него будет концертировать с главными лондонскими оркестрами, Берлинским и Мюнхенским филармоническими, Национальным оркестром Радио Франс, амстердамским Консертгебау, лейпцигским Гевандхауз-оркестром, Венским симфоническим и Чешским филармоническим, Лос-Анджелесским филармоническим и Бостонским, Чикагским, Кливлендским, Питтсбургским симфоническими оркестрами под управлением Лорина Маазеля и Курта Мазура, Евгения Светланова и Рудольфа Баршая, Неэме Ярви, Кристофа Эшенбаха и молодого Густаво Дудамеля… Вот уже много лет Питер Донохоу является непременным участником знаменитых BBC Proms, гостем престижных фестивалей во Франции, США, Германии, Англии.

Имя пианиста украшает и фестивальные афиши двух российских столиц.

В Россию (тогда еще СССР) после Конкурса Чайковского Донохоу приглашают часто. Он бывает в Москве и Петербурге, в 1996-м впервые едет на гастроли по городам Урала и Сибири. Публику провинциальных городов любой страны считает особой, потому всегда мечтал побывать и в российской глубинке, о чем признался на встрече с петербургской аудиторией перед концертом в Большом зале в 2015 году.

Питер Донохоу и Оркестр АСО под управлением Эдуарда Серова, 30 ноября 1997 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Здесь Питер Донохоу дебютировал 1 января 1983-го сольной программой, а на следующий день сыграл с Симфоническим оркестром под управлением Александра Дмитриева свои конкурсные концерты – № 1 Чайковского и № 3 Рахманинова. Уже к концу того же сезона, в июне 1983-го, Донохоу вновь приедет в филармонию с сольным вечером и Концертом № 2 Рахманинова – Заслуженным коллективом дирижировал гастролер из Югославии Антон Колар (начинал он, кстати, как литаврист).

Всего до 2010 года в Большом зале Питер Донохоу даст одинадцать клавирабендов, еще два пройдут в Малом зале – в 2015 и 2019 годах. В их программах – сонаты Гайдна, Моцарта (на лейбле SOMM Recording она записал все сонаты композитора), поздние сонаты Бетховена (№№ 28, 29, 31, 32, тоже записал все), сонаты Брамса (№ 1), Чайковского (Большая соната), Листа, Шопена (№№ 2 и 3), Берга, Бартока, Прокофьева (№№ 6, 7, 8, 9; записал все), Артура Блисса и Майкла Типпета, циклы Дебюсси, Равеля, «Картинки с выставки» Мусоргского, прелюдии Рахманинова, «Петрушка» Стравинского, пьесы Франка и Мессиана. В один из первых приездов (декабрь 1983) «на бис» Донохоу исполнил и собственную «Юмореску».

Многое из обширного репертуара пианиста осталось за пределами петербургской филармонической афиши. Только из русской музыки он исполнил и записал все сонаты Скрябина, обе сонаты и цикл «24 прелюдии и фуги» Шостаковича.

В Большом зале состоятся два камерных сонатных вечера Питера Донохоу: с победителем Конкурса Чайковского 1982 года скрипачом Сергеем Стадлером (I премию он разделил с Викторией Мулловой) он сыграет сонаты для скрипки и фортепиано Брамса (№№ 1 и 2), Дебюсси, Франка в 1984-м, Баха (№ 3), Бартока (№ 1) и Бетховена (№ 9) – в 1996 году.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Играть в ансамбле Питеру Донохоу доставляет особое удовольствие. Одной из форм именно ансамблевого музицирования он считает репетиции и выступления с оркестром (среди ярких воспоминаний называет репетиции финала Конкурса Чайковского с БСО ЦТ и ВР под управлением Владимира Федосеева). В послужном списке пианиста есть и широко известные концерты Бетховена, Шопена, Листа, и редко исполняемые концерты Анри Литольфа, Ферруччо Бузони, Витольда Малишевского, Стравинского, современных английских композиторов. Есть и все три концерта Бартока (в 1993-м записал их с Бирмингемским оркестром под управлением Саймона Рэттла для EMI Classics).

Концерт № 2 Бартока звучал и в последнем выступлении Питера Донохоу в Большом зале с Академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Альтшулера 8 ноября 2019 года. В 1996-м с Заслуженным коллективом и Марисом Янсонсом Донохоу исполнил Концерт Шумана. Но чаще играл здесь Чайковского и Рахманинова, а главным его партнером в этих программах был дирижер Александр Дмитриев. Под его управлением пианист исполнит всего Рахманинова в 1984 году – Концерт № 4, Рапсодию и Концерт № 2 в конце мая, Концерты №№ 1 и 3 – в начале июня (обе программы шли с повтором). В 2013-м в их совместном выступлении будет Концерт № 2 Чайковского. Третий Рахманинова музыканты повторят в 1999-м, Рапсодию на тему Паганини – в мае 2001 года в программе к 70-летию оркестра и в 2015-м на фестивале «Площадь Искусств», а на открытии сезона АСО 26 сентября 2017 года исполнят Четвертый концерт.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В этот же вечер Питер Донохоу оставит запись в филармонической «Золотой книге», собирающей автографы именитых музыкантов с 1926 года:

“As always, it was with greatest pleasure for me again to return once again to this wonderful city of St. Petersburg and its people, its orchestras and its hall.
Many thanks for wonderful performance of Rachmaninov Concerto No.4
With a great achievement and what a wonderful work!
Peter Donohoe
26 Sent 2017”.

«Как всегда, для меня величайшее удовольствие вновь вернуться в этот чудесный город Санкт-Петербург к его публике, его оркестрам и его залу.
Большое спасибо за прекрасное исполнение 4-го концерта Рахманинова.
С огромным успехом и такой чудесной работой!
Питер Донохоу
26 сентября 2017».

22 вариации Рахманинова на тему прелюдии до минор Шопена, соч. 22 и Девять вариаций Бузони на ту же тему, а также три интермеццо Брамса, соч. 117 и Сонату № 32 Бетховена Питер Донохоу исполнил в Лондоне 2 марта 2023 года в концерте к своему 70-летию. В юбилейных программах были и симфония «Турангалила» Мессиана с Саймоном Рэттлом и Лондонским симфоническим оркестром – в июне в Барбикан-холле, в августе на Эдинбургском фестивале, а потом и на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте. Петербургской филармонии в планах музыканта пока нет.

И. Р.


Концерты

  • 1 января 1983

    Фортепианный вечер
    Питер Донохоу (Великобритания)

    Бетховен. Соната № 28. Прокофьев. Соната № 6. Бетховен–Лист. Симфония № 3 «Героическая». Мау. Пьеса в трех частях

  • 2 января 1983

    Вечер фортепианных концертов
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 3 января 1983

    Фортепианный вечер
    Питер Донохоу (Великобритания)

    Барток. Соната. Брамс. Соната № 1. Интермеццо, соч. 119 № 1. Берг. Соната № 1. Стравинский. Три фрагмента из балета «Петрушка»

  • 9 июня 1983

    Фортепианный вечер
    Питер Донохоу (Великобритания)

    Чайковский. Большая соната. Прокофьев. Соната № 8. Шопен. Баллада № 4. Колыбельная. Лист. Соната си минор

  • 10 июня 1983

    6-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Антон Колар (СФРЮ)

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 11 июня 1983

    6-й концерт 3-го-А абонемента (повтор программы 10 июня)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Антон Колар (СФРЮ)

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Берлиоз. Фантастическая симфония




Другие материалы

Кирилл Волков

Композитор ?
Маурицио Поллини

Маурицио Поллини

Фортепиано 1942–2024

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»