Персоны

Антон Колар

1942–2021
Источник изображения: peoples.ru
Антон Колар

Биография

Колар Антон / Anton Kolar – словенский (югославский) дирижер.

Почти половину своей сознательной жизни Антон Колар провел в Германии. Уехал сюда в 1991-м, в год, когда начала распадаться Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Руководил Магдебургским оперным театром и филармоническим оркестром (1993–1995), Зондерсхаузен-оркестром в Тюрингии (1995–1999).

Германия была для Антона Колара знакомой страной. В конце 1960-х он учился дирижерскому искусству в Высшей школе музыки Гамбурга. Это было уже второе образование музыканта: в Гамбург он приехал выпускником композиторского отделения Люблянской музыкальной академии.

Но начинал Колар свою профессиональную карьеру литавристом Словенского филармонического оркестра. Игру на разных инструментах, в том числе струнных и духовых, он освоил в гимназическом оркестре старинного городка Целе, с ним же приобрел и первый дирижерский опыт. В Целе Антон Колар провел детство и юность (хотя родился в Белграде), а спустя годы он посвятил 200-летию гимназии свою симфоническую поэму «Фридерик и Вероника».

Путь от литавриста к дирижерскому подиуму окажется не столь быстрым, как в оркестре гимназии, но уже в 1972-м Колар становится штатным дирижером Словенского филармонического, работает с ним до 1979 года, в сезоне 1974/1975 исполняет обязанности главного дирижера. Этот пост он получит и в Белградском филармоническом оркестре (1979–1981), а последние до переезда в Германию годы будет работать в Белградской опере.

Первые серьезные разногласия между республиками Федеративной Югославии начались в 1980-м после смерти ее многолетнего могущественного президента Иосипа Броз Тито. Но вряд ли кто-то мог тогда предположить, что вскоре страна распадется на самостоятельные государства, а Антона Колара назовут словенским дирижером. В афише концерта 10 июня 1983 года в Ленинградской филармонии Колар представлял Социалистическую Федеративную Республику Югославию. В его программе с Симфоническим оркестром прозвучали Фантастическая симфония Берлиоза и Концерт № 2 Рахманинова, в котором солировал Питер Донохоу, тоже, кстати, имевший опыт игры на литаврах в оркестре.

Для Антона Колара, как и почти всех дебютантов того концертного сезона, это выступление оказалось единственным в Большом зале.

И. Р.




Другие материалы

Камерный оркестр Гульбенкяна

Камерный оркестр Гульбенкяна

Камерный оркестр 1962 – наст. время

Бах–Моцарт

(транскрипция) ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»