Персоны
Антон Колар
Биография
Колар Антон / Anton Kolar – словенский (югославский) дирижер.
Почти половину своей сознательной жизни Антон Колар провел в Германии. Уехал сюда в 1991-м, в год, когда начала распадаться Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Руководил Магдебургским оперным театром и филармоническим оркестром (1993–1995), Зондерсхаузен-оркестром в Тюрингии (1995–1999).
Германия была для Антона Колара знакомой страной. В конце 1960-х он учился дирижерскому искусству в Высшей школе музыки Гамбурга. Это было уже второе образование музыканта: в Гамбург он приехал выпускником композиторского отделения Люблянской музыкальной академии.
Но начинал Колар свою профессиональную карьеру литавристом Словенского филармонического оркестра. Игру на разных инструментах, в том числе струнных и духовых, он освоил в гимназическом оркестре старинного городка Целе, с ним же приобрел и первый дирижерский опыт. В Целе Антон Колар провел детство и юность (хотя родился в Белграде), а спустя годы он посвятил 200-летию гимназии свою симфоническую поэму «Фридерик и Вероника».
Путь от литавриста к дирижерскому подиуму окажется не столь быстрым, как в оркестре гимназии, но уже в 1972-м Колар становится штатным дирижером Словенского филармонического, работает с ним до 1979 года, в сезоне 1974/1975 исполняет обязанности главного дирижера. Этот пост он получит и в Белградском филармоническом оркестре (1979–1981), а последние до переезда в Германию годы будет работать в Белградской опере.
Первые серьезные разногласия между республиками Федеративной Югославии начались в 1980-м после смерти ее многолетнего могущественного президента Иосипа Броз Тито. Но вряд ли кто-то мог тогда предположить, что вскоре страна распадется на самостоятельные государства, а Антона Колара назовут словенским дирижером. В афише концерта 10 июня 1983 года в Ленинградской филармонии Колар представлял Социалистическую Федеративную Республику Югославию. В его программе с Симфоническим оркестром прозвучали Фантастическая симфония Берлиоза и Концерт № 2 Рахманинова, в котором солировал Питер Донохоу, тоже, кстати, имевший опыт игры на литаврах в оркестре.
Для Антона Колара, как и почти всех дебютантов того концертного сезона, это выступление оказалось единственным в Большом зале.
И. Р.