Персоны

Владимир Крайнев

1944–2011
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Крайнев

Биография

Крайнев Владимир Всеволодович – пианист, педагог.

За фортепиано – старый рояль в комнате соседки по коммунальной квартире – Владимира Крайнева усадили в пять лет. Уже в восемь лет ученик харьковской музыкальной школы-десятилетки играл с местным филармоническим оркестром Концерт Гайдна, а когда ему было пятнадцать, педагоги посоветовали маме переезжать с сыном в Москву. Так Крайнев оказался в классе Анаиды Сумбатян в московской ЦМШ, о которой Владимир Всеволодович всегда будет вспоминать с большой благодарностью.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Окончив школу, Крайнев становится одним из последних по времени учеников Генриха Нейгауза, диплом в 1967 году получает уже после смерти легендарного профессора у его сына Святослава Нейгауза. Со студенческих лет начинает выступать, поражая публику безотказной природной техникой и бьющими через край эмоциями. В консерваторские годы Крайнев получает вторую премию на Конкурсе в Лидсе (1963), первую премию на Конкурсе имени Вианы да Мотта в Лиссабоне (1964). Крайнев вообще был пианистом конкурсного типа – ярким виртуозом, легко находящим с публикой общий язык. Он всегда лучше чувствовал себя на эстраде, чем в пустой студии звукозаписи и, как говорят, не испытывал сценического волнения перед выходом в зал. Исключением, по словам самого пианиста, стал выход на сцену Московской консерватории во время прослушиваний Конкурса имени Чайковского в 1970 году. Впрочем, и тут с трудом добравшись на «безмышечных» ногах, как вспоминал Крайнев, до рояля, музыкант сумел показать себя с лучшей стороны. Первую премию Крайнев разделил с англичанином Джоном Лиллом. Престижная награда становится пропуском к большой зарубежной карьере. Внутри страны пианист был уже хорошо известен и до этого. Часто он появлялся и на сцене Ленинградской филармонии.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Большом зале музыкант дебютирует в марте 1966 года и будет играть здесь на протяжении сорока лет. Филармонические афиши отражают обширный репертуар Крайнева. В его сольных вечерах в Большом и Малом залах звучат Гайдн, Бетховен, Шуберт, Лист, Шопен, Шуман, Скрябин, поздний Брамс, Дебюсси, Равель, Шостакович. Обращение к разным стилям – своеобразная «игра» для музыканта, правила которой он соблюдает (или нарушает) на новой территории. Не случайно самыми близкими ему композиторами были Моцарт и Прокофьев.

Все пять прокофьевских концертов Крайнев запишет с оркестром Дмитрия Китаенко в Москве, но в ленинградском Большом зале чаще всего исполняет Третий концерт, который принес ему победу на Конкурсе Чайковского. Здесь Крайнев играет и концерты Моцарта – отдельные, потом – с Ленинградским камерным оркестром под управлением Льва Маркиза – три за один вечер (1978), а потом – с Литовским камерным оркестром  Саулюса Сондецкиса – все 27, добавляя к ним Рондо-концерт и Сцену и Рондо для сопрано, фортепиано и камерного оркестра (KV 505, с Натальей Герасимовой). Этот цикл из семи вечеров музыканты открыли в мае 1986-го, а завершили в ноябре 1988 года.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Исполняет Владимир Крайнев и другие концерты – Скрябина, Чайковского (№ 1) и Листа (тоже № 1), Шопена (№ 2), Рахманинова (№ 2 и Рапсодию на тему Паганини), Равеля (соль мажор), Хренникова (№ 3, премьера), на сцену Большого зала выходит с Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим оркестром (чаще), с оркестром Московской филармонии и Симфоническим оркестром Латвийской ССР, дирижируют Арвид Янсонс, Борис Хайкин, Генрик Чиж и Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин, Вероника Дударова, Дмитрий Китаенко и Александр Лазарев, Марис Янсонс и Василий Синайский. Под его управлением 27 мая 1990 года проходит вечер инструментальных концертов: Двойной концерт Гайдна для скрипки и фортепиано играют Лиана Исакадзе и Владимир Крайнев, Тройной концерт Бетховена – Владимир Крайнев, Лиана Исакадзе и Давид Герингас. В этот вечер солисты и дирижер оставили запись в книге филармонических автографов:

«Всегда огромное счастье играть в Вашем зале. Мы любим вашу публику и желаем всем счастья!
Л. Исакадзе
В. Крайнев
В. Синайский
Д. Герингас
27.05.1990»
.

«Огромное счастье» находили в совместном музицировании с пианистом и все его сценические партнеры. Крайнев и сам получал особое удовольствие в ансамблях. В Большом и Малом залах он играл в дуэте с Владимиром Виардо, виолончелистами Каринэ Георгиан, Александром Рудиным, Тамарой Габарашвили, Хайнрихом Шиффом, кларнетисткой Эмилией Джонсон, с артистами «Виртуозов Москвы». В Малом зале прошли несколько совместных вечеров пианиста с  Евгением Нестеренко, вместе они исполнили песни Мусоргского и его циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», Сюиту для баса и фортепиано на слова Микеланджело Буонарроти, Песни шута из музыки к спектаклю «Король Лир» и Пять юморесок на слова из журнала «Крокодил» Дмитрия Шостаковича.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Среди композиторов-современников Крайневу ближе всего был Альфред Шнитке. Шнитке посвятил Крайневу свой одночастный Концерт для фортепиано и струнных (1979), который пианист не раз исполнял в филармонических залах, впервые – 11 декабря 1979 года с Симфоническим оркестром под управлением Александра Дмитриева. Их связывала тесная дружба, Дмитриев не раз приглашал Крайнева выступить со своими учениками, один из них – Игорь Четуев стал постоянным участником программ главного дирижера Академического симфонического оркестра.

Дирижер Владимир Альтшулер и Владимир Крайнев. Концерт в Большом зале 7 марта 1998 года. Академический симфонический оркестр филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Учеников Владимир Всеволодович Крайнев (обращение по отчеству, кстати, не любил) пестовал как собственных детей (их, увы, не было), каждый новый был как первенец. Преподавать начал в 1987 году, получив собственный класс в Московской консерватории, а потом и в Высшей школе музыки Ганновера. В Германию пианист переехал в середине 1990-х годов, но в России бывал часто, с концертами и мастер-классами, немало времени проводил и на родине, в Харькове, в 1992-м основал здесь Юношеский международный фортепианный конкурс. Стипендии лауреатам (а также их педагогам) выплачивались из именного Благотворительного фонда Владимира Крайнева, созданного им в 1994 году. Сегодня Фонд возглавляет вдова музыканта, знаменитый тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова.

Символично, что в последний раз Владимир Крайнев вышел на сцену Большого зала Петербургской филармонии 7 марта 2006 года со своими студентами Ганноверской школы музыки – харьковчанкой Валерией Мирош, японкой Хисако Кавамура, крымчанкой Динарой Наджаровой, иркутянином Ильей Рашковским, исполнив с каждым из них концерты для двух фортепиано с оркестром (АСО) Баха, Моцарта, Мендельсона и Пуленка.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Человек яркого темперамента, с потрясающим чувством юмора, чудесный музыкант – таким Владимир Крайнев запомнился всем, кому довелось с ним встречаться.

О. Р.


Концерты

  • 26 марта 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 3 «Божественная поэма»

  • 20 ноября 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Генрих Чиж (Польша)

    Монюшко. Увертюра к опере «Пария». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Пендерецкий. Плач по жертвам Хиросимы. Лютославский. Три постлюдии

  • 27 июня 1968

    К 50-летию со дня рождения Кара Караев

    Кара Караев
    Дирижер – Эдуард Серов

    Караев. Симфония № 3. Шесть прелюдий для фортепиано. Симфонические гравюры «Дон-Кихот». Фрагменты из балета «Семь красавиц»

  • 24 марта 1969

    5-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Рахманинов. Симфония № 2

  • 25 марта 1969

    (повтор программы 24 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Рахманинов. Симфония № 2

  • 5 мая 1970

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5

  • 19 сентября 1970

    Открытие сезона
    Фортепианный вечер
    Владимир Крайнев

    В программе: Гайдн, Шуман, Дебюсси, Прокофьев

  • 29 декабря 1971

    2-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. «Поэма экстаза»

  • 30 декабря 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. Соната-фантазия № 2

  • 11 марта 1972

    Фортепианный вечер
    Владимир Крайнев

    В программе: Бетховен, Шуберт–Лист, Равель, Прокофьев, Шопен, Дебюсси

  • 5 июня 1973

    6-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Слонимский. Сюита из музыки балета «Икар»

  • 29 сентября 1973

    1-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 30 сентября 1973

    1-й концерт 7-го абонемента. Повтор программы 29 сентября.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 1 ноября 1973

    Фортепианный вечер
    Владимир Крайнев

    В программе: Шуман, Равель, Скрябин, Прокофьев

  • 7 мая 1975

    Симфонический концерт
    Московский государственный симфонический оркестр
    Дирижер – Вероника Дударова

    Моцарт. Симфония соль минор. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Равель. Хореографическая поэма «Вальс». Болеро

  • 8 октября 1975

    2-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Чайковский. Музыка к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»

  • 3 октября 1976

    1-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Одиссей Димитриади

    Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 2

  • 4 октября 1976

    (повтор программы 3 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Одиссей Димитриади

    Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 2

  • 19 декабря 1977

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Кантата «Александр Невский»

  • 4 мая 1978

    Фортепианные концерты Моцарта
    Солист – Владимир Крайнев
    Дирижер – Лев Маркиз

    Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром №№ 27, 24 и 28



Крайнев Владимир

Крайнев Владимир

Фортепиано 27 мая 1990



Другие материалы

Валентина Козырева

Валентина Козырева

Сопрано Род. в 1933
Елизавета Леонская

Елизавета Леонская

Фортепиано Род. в 1945

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»