Персоны

Александр Рудин

Род. в 1960

Биография

Рудин Александр Израилевич – виолончелист, пианист, дирижер.

Уже несколько десятилетий Александр Рудин и его оркестр “Musica Viva” занимают в музыкальном ландшафте Москвы отдельную нишу. Обустроить ее было не так просто. Ведь на концертной карте столицы немало камерных оркестров, в том числе и хедлайнеры «Виртуозы» Владимира Спивакова и «Солисты Москвы» Юрия Башмета – ансамбли отменного исполнительского качества, сумевшие к тому же создать мощную менеджерскую структуру.

Александр Рудин выбрал иной путь. Он, как немецкий капельмейстер прошлых столетий, планомерно и негромко возделывает свою территорию музыки, обращаясь к забытым авторам, собирая вокруг себя преданных исполнителей и не менее преданную публику, для которой становится гуру. Рудину с детства интересно разное. К моменту поступления в Гнесинский институт он так и не смог сделать выбор между виолончелью и фортепиано. Это был редкий, но не уникальный случай. Ленинградец Анатолий Никитин, многолетний концертмейстер группы виолончелей Заслуженного коллектива, тоже поступал в консерваторию на два факультета, но всё же окончил ее как виолончелист. Александр Рудин не просто получил в Гнесинке в 1983 году два диплома – виолончелиста у Льва Евграфова, пианиста у Юрия Понизовкина, но и сохранил оба инструмента в своей исполнительской практике.

Его конкурсные успехи связаны, впрочем, с виолончелью. Студентом Рудин стал победителем международных конкурсов имени Баха в Лейпциге (1976, тогда номинацию «виолончель» впервые ввели в состязание) и имени Гаспаро Кассадо во Флоренции (1979), на Конкурсе имени Чайковского в 1978-м разделил III премию с Александром Князевым, в 1982-м получил серебряную медаль. Позднее он сам будет судить участников этого конкурса – как член жюри (1994, 1998, 2023) и его председатель (2002).

Но Гнесинским институтом образование музыканта не закончилось. В 1989 году он получает диплом оперно-симфонического дирижера в Московской консерватории, где учится у Дмитрия Китаенко. К тому моменту у Рудина уже есть свой камерный оркестр. Этот коллектив, собранный в 1978 году скрипачом Виктором Корначевым из недавних выпускников московских вузов, официально числится в штате Владимирской филармонии, но фактически работает в Москве. Александр Рудин возглавит его в 1988 году (после смерти Корначева) и даст название, которое сегодня известно в мире, – “Musica Viva”. Название это (в переводе – «Живая музыка») соответствует задачам, которые ставит перед собой руководитель. В программах оркестра «оживают» неизвестные и забытые партитуры Глинки, его предшественников и младших современников (на русской музыке специализировался создатель ансамбля Виктор Корначев), оперы и оратории Генделя, симфонии, сюиты и концерты сыновей Баха, сочинения Михаэля Гайдна – младшего брата Йозефа Гайдна, инструментальные, в основном виолончельные концерты старых мастеров. Рудин зачастую выступает как дирижер и солист. Поначалу увлекается аутентичным исполнительством, играет Гайдна и Бетховена на инструментах их времени, позднее приспосабливает и современные инструменты к историческому стилю исполнения.

С ранних лет музыкант гастролирует по стране и миру – как виолончелист, а потом и дирижер. В Ленинградской-Петербургской филармонии выступает во всех своих ипостасях.

Дебютирует Александр Рудин в Малом зале имени Глинки в октябре 1978-го, сразу после Конкурса Чайковского, разделив программу по отделению с Александром Князевым. На камерной филармонической сцене Рудин выступит еще в нескольких концертах. Среди них будет и сонатный вечер в ансамбле с Владимиром Крайневым (2001), и концерт с Наталией Гутман (1997), в котором Рудин играет за роялем. И это далеко не единственное его появление в таком качестве. В программе с пианистом Владимиром Сканави и контрабасистом Григорием Ковалевским (МЗФ, 1988) он исполняет не только сонаты и пьесы для виолончели с фортепиано и контрабасом, но и Сюиту № 1 Рахманинова для двух фортепиано. В вечерах камерной музыки (МЗФ, 2007, 2015) играет на виоле да гамба, виолончели и хаммерклавире. В цикле всех фортепианных концертов Моцарта, который представляет в Большом зале (1986) Владимир Крайнев с Литовским камерным оркестром  Саулюса Сондецкиса, участвует в исполнении концертов композитора для двух (с Крайневым) и трех (Крайнев и Екатерина Сканави) фортепиано.

Ансамблевое музицирование – очень важная часть жизни профессора кафедры камерного ансамбля, а с 2021 года и заведующего кафедры скрипки и виолончели Московской консерватории Александра Рудина. Ему важно «делать музыку» вместе. Он с удовольствием садится в оркестр, чтобы исполнить сольную партию виолончели в «Дон Кихоте» Рихарда Штрауса – в 1993-м с Академическим симфоническим, в 2000-м с Заслуженным коллективом, оба раза под управлением Николая Алексеева. Исполняет Concerto grosso Кшиштофа Пендерецкого для трех виолончелей с оркестром – с Борисом Пергаменщиковым, Иваном Монигетти и ЗКР под управлением автора (2003), Тройной концерт Бетховена с Борисом Березовским и Никитой Борисоглебским (АСО, 2020).

В симфонических программах в залах филармонии в исполнении Рудина-виолончелиста звучат современники – Концерт Кабалевского (дебют в Большой зале, 1984), Симфония-концерт Прокофьева, Concerto da Passione Юрия Фалика, из классики – Боккерини, Гайдн (оба Концерта), Дворжак и Шуман, Сен-Санс (№ 1) и Элгар, Вариации на тему рококо Чайковского, впервые – концерт чеха Антонина Крафта (1747–1820) и француза Жана Луи Дюпора (1749–1819).

С 2004 года Александр Рудин дирижирует в Большом зале симфоническими коллективами. Выступает с оркестром Капеллы и Тайбэйским филармоническим, с Академическим симфоническим оркестром филармонии и, чаще, с Заслуженным коллективом. В программах – «Симфонические танцы» и «Остров мертвых» Рахманинова, симфонии № 7 Бетховена, № 3 Мендельсона, № 1 Прокофьева, № 3 Мясковского, «Служанка-госпожа» Перголези, «Пульчинелла» Стравинского, «Церковные витражи» и Григорианский (скрипичный) концерт Респиги, «Мученичество святого Себастьяна» Дебюсси. 14 июня 2009 года на фестивале «Музыкальная коллекция» Заслуженный коллектив исполняет под его управлением не только увертюру «Кориолан» Бетховена и последнюю симфонию Моцарта «Юпитер», но и два инструментальных концерта – Фортепианный № 2 Бетховена и Виолончельный до мажор Гайдна, в обоих солирует Александр Рудин.

Петербургская филармоническая публика впервые услышала Рудина-пианиста 3 декабря 1988 года в Малом зале. Это было дебютное выступление “Musica Viva” в Ленинградской филармонии. Название у коллектива появится чуть позже, пока он представлен просто как Камерный ансамбль. В программе звучат Концертная симфония и “Ave Maria” для двух женских голосов, струнных и двух валторн (партитура восстановлена по рукописи) Бортнянского, а также два концерта Гайдна, оба – Фортепианный ре мажор и Виолончельный до мажор – играл Александр Рудин. С оркестром “Musica Viva” на сцену Большого зала в 1993 году Рудин вновь выйдет в трех амплуа: дирижирует музыкой балета Стравинского «Аполлон Мусагет», одновременно солирует в Концерте для клавесина и струнных Баха и Концертной симфонии для скрипки, виолончели, гобоя и фагота Гайдна.

Всего со своим оркестром Александр Рудин дал девять концертов с музыкой Глюка, Вивальди, Боккерини, Иоганна Кристиана Баха, Гайдна, Моцарта, Мендельсона, Доницетти, Дворжака, Глинки, Мясковского, Мартину, Стравинского, Васкса: пять в Малом зале и четыре – в Большом, где 13 октября 2018 года коллектив отметил 40-летие моцартовским вечером с солистом Алексеем Любимовым.

В Большом зале прошло и последнее пока выступление оркестра “Musica Viva” 24 декабря 2022 года в рамках Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Перед концертом музыкант встретился с филармонической публикой, рассказал о себе, о родителях – маме, преподававшей фортепиано и оказавшей решающее влияние на формирование сына, отце, окончившем музыкальном училище тоже по двум специальностям – виолончели и фортепиано, выбравшем профессию врача, но сохранившем страсть к музыке. Посетовал Александр Израилевич на то, что в последние годы он всё реже востребован как солист и всё чаще – как дирижер.

Петербургская филармоническая афиша 2023 года – еще одно тому подтверждение. Лишь раз, в январе, Рудин солировал в рапсодии «Шеломо» Блоха с Академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Альтшулера. Следующие три концерта – в марте, ноябре и декабре – он провел за дирижерским пультом Заслуженного коллектива. Так случилось, что вечер 18 ноября оркестр, дирижер и солистка Элисо Вирсаладзе посвятили памяти Юрия Темирканова, ушедшего из жизни 2 ноября 2023 года. Традиционный Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», которым филармония планировала чествовать 85-летний юбилей своего художественного руководителя, оказался мемориальным. Заключительный фестивальный концерт 24 декабря с участием звездных солистов провел Александр Рудин.

Как дирижер Рудин сотрудничает и с другими коллективами – оркестром Новосибирской филармонии, Молодежным симфоническим оркестром Уральской филармонии (главный приглашенный дирижер), с 2019-го является художественным руководителем Саратовского филармонического оркестра. Тесные творческие связи у музыканта сложились и со столичными симфоническими коллективами. С Московским государственным академическим симфоническим оркестром (до марта 2022 года его возглавлял Павел Коган) Александр Рудин дал в петербургском Большом зале концерт 8 июня 2022-го в рамках тура к грядущему 80-летию коллектива. Вскоре без своего основателя и главного дирижера Михаила Плетнева остался и Российский Национальный оркестр, и в октябре 2022-го по инициативе оркестра его художественным руководителем и главным дирижером был назначен Александр Рудин. Их первое совместное выступление в Большом зале анонсировано на 12 апреля 2024 года. Впереди у музыканта и другие общие с Петербургской филармонией планы.

И. Р.


Концерты

  • 24 декабря 1984

    1-й концерт 6-го абонемента

    Дмитрий Кабалевский
    Авторский вечер (к 80-летию композитора)
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Кабалевский. Кантата «О родной земле». Концерт для виолончели с оркестром № 2. Романсы «Песни печального сердца». «Ромео и Джульетта», симфонические зарисовки к трагедии В. Шекспира




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»