Персоны

Камерный хор Института культуры – Ленинградский/Петербургский камерный хор

Осн. в 1977

Биография

Камерный хор Института культуры – Ленинградский/Петербургский камерный хор – коллектив, созданный в 1977 году Николаем Корневым.

В 1977 году недавний выпускник консерватории, а теперь преподаватель кафедры хорового дирижирования Института культуры имени Н. К. Крупской Николай Корнев создает из студентов и молодых педагогов Института Камерный хор. В феврале новый коллектив начинает репетировать, в марте уже выступает с сольным отделением в Капелле, в апреле дает здесь концерт из двух отделений. С тех пор судьба Камерного хора и его бессменного руководителя и главного дирижера связаны неразрывно.

В мае 1979 года хор впервые появляется на сцене Большого зала филармонии в кантате Чайковского «Москва» с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Юрия Симонова, в декабре 1981-го участвует в премьерном исполнении неоконченной оперетты Шостаковича «Большая молния», представленной Геннадием Рождественским с Заслуженным коллективом, в марте 1983-го дебютирует в Малом зале имени Глинки с программой из сочинений молодых ленинградских композиторов Леонида Десятникова и Евгения Иршаи. Современная музыка займет важное место в репертуаре хора, а ремарка «1-е исполнение» будет часто встречаться и в исторических программах. Благодаря хору Корнева филармоническая публика услышит «Экуменическую мессу» Гречанинова и целые программы духовной музыки русского зарубежья, неизвестные прежде сочинения Генделя и Баха, Масканьи и Респиги…

На счету коллектива – звание лауреата нескольких международных хоровых конкурсов и фестивалей – имени Белы Бартока в Будапеште (1984), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), конкурсов камерных хоров в Марктобердорфе (Германия, 1989) и в Ареццо (Италия, 1991). Звания на последних двух конкурсах хор получает уже под другим названием. В 1989 году коллектив выходит из-под опеки Института культуры, продолжая концертировать как Ленинградский, а с 1991 года – Петербургский камерный хор. Несколько лет он выступает от разных общественных структур, в 1993-м создает собственный творческий центр «Петербургский камерный хор», а в 1995 году входит в состав «Петербург-Концерта», где и работает по сей день.

Для публики, впрочем, все эти организационные изменения большого значения не имеют. Хор знают, его приглашают в филармонию, как и прежде, на сольные концерты и для исполнения масштабных кантатно-ораториальных сочинений. С участием хора в Большом зале звучат кантаты, оратории, мессы Пёрселла, Рамо и Скарлатти, Телемана, Баха и Генделя, Гайдна, Моцарта и Шуберта, Россини, Масканьи, Пуччини и Респиги, Дилиуса, Прокофьева, Стравинского, Каретникова и Петрова. Многие сочинения исполняются впервые.

В 1998–2012 годах Петербургский камерный хор чаще всего выступает вместе с другим коллективом «Петербург-Концерта» – Государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, которым тоже тогда руководил Николай Корнев. Под его управлением в серии общедоступных концертов «Возрождение традиции Капеллы графа А. Д. Шереметева» (2001–2008) оба коллектива исполняют сочинения разных эпох, хотя для публики большая часть из них едва знакомы. В программах есть и российские премьеры духовной трилогии Гуно «Смерть и жизнь», оратории Антона Рубинштейна «Потерянный рай», Messe di Gloria Масканьи и Messe di Gloria Пуччини.

В залах филармонии проходят сольные концерты хора, в которых звучит европейская музыка Возрождения и барокко, сочинения современных авторов (нередко посвященные хору), русская светская и духовная музыка – от XVIII до ХХ столетий.

Петербургский камерный хор участвует и в проектах Мариинского театра, Капеллы, выезжает на зарубежные гастроли, его приглашают для записи музыки к спектаклям и фильмам, среди них – «Фонтан» Юрия Мамина, «Спаси и сохрани» Александра Сокурова. В 1993 году коллектив начинает сотрудничать с Дмитрием Хворостовским. Вместе они запишут на фирме «Филипс» несколько дисков, а запись «Всенощного бдения» Рахманинова получит престижную премию Grammy (1994).

В 2012 году Петербургский камерный хор записал на «Мелодии» четыре диска, которые стали началом масштабного проекта, – «Антологии русской хоровой музыки» XIX–XX веков. Сейчас «Антология» насчитывает около 150-ти дисков, на которых – более 2 000 опусов 50-ти авторов. Этот проект Николая Корнева завершен к зиме 2022 года – к 45-летию Петербургского камерного хора, у которого впереди еще много творческих планов.

И. Р.


Концерты

  • 9 мая 1974

    Концерт хоровой музыки

    В программе: Соловьев-Седой, Пахмутова, Баснер, Прокофьев, Гендель, Керубини, Тухманов, Таривердиев, Пожлаков, Давиденко, Слонимский, Сорокин, Зариньш, народные песни

  • 13 февраля 1975 (днем)

    4-й концерт абонемента «А» (рукописная книга)

    Исаак Дунаевский
    Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского телевидения и радио
    Дирижер – Юрий Славнитский

    В программе: Дунаевский

  • 14 февраля 1975 (днем)

    4-й концерт абонемента «Б» (рукописная книга, повтор программы 13/д.февраля)

    Исаак Дунаевский
    Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского телевидения и радио
    Дирижер – Юрий Славнитский

    В программе: Дунаевский

  • 22 марта 1978

    (повтор программы 21 марта)

    К 300-летию со дня рождения Антонио Вивальди
    Дирижер – Игорь Блажков

    Вивальди. Концерт для фагота с оркестром фа мажор. Концерт для скрипки с оркестром ля мажор. Концерт для гобоя с оркестром ля минор. Концерт для двух флейт, двух фаготов, двух труб, двух мандолин, двух гитар, виолончели, струнных и чембало. «Магнификат»

  • 11 января 1979

    Гектор Берлиоз
    Дирижер – Юозас Домаркас

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 11 февраля 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Блажков

    Гайдн. Симфония № 49 «La passione». Концерт для скрипки, клавесина и струнных. Месса «Терезия»

  • 13 февраля 1979

    4-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Блажков

    Гайдн. Месса «Терезия». Гринблат. Концерт для фортепиано и малого симфонического оркестра. Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла»

  • 11 февраля 1981

    2-й концерт 1-го абонемента (Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича). Из двух намеченных концертов 11 и 12 февраля концерт 12 февраля не состоялся.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Шостакович. Сюита из музыки к кинофильму «Одна». Финал (с хором) к опере Э. Дресселя «Колумб». Симфония № 2 «Октябрю». Скерцо ми-бемоль мажор. Тема с вариациями. Фрагменты из неоконченной музыкальной комедии «Большая молния»

  • 5 декабря 1982

    2-й концерт 12 абонемента для учащихся ПТУ Ленинграда и области Органная музыка

    Органный концерт

    В программе: Бах, Гендель, Куперен, Перселл, Шуман, Рахманинов, Видор

  • 7 мая 1983

    5-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Федор Глущенко

    Брамс. Вариации на тему Гайдна. Вальсы из цикла «Песни любви» и «Новые песни любви». Венгерские танцы

  • 14 декабря 1984

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Ефимов

    Вебер. Увертюра к музыкальному спектаклю «Прециоза». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Лист. «Данте-симфония» к поэме Данте «Божественная комедия»

  • 15 декабря 1984

    1-й концерт 5-го «А» абонемента (повтор программы 14 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Ефимов

    Вебер. Увертюра к музыкальному спектаклю «Прециоза». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Лист. «Данте-симфония» к поэме Данте «Божественная комедия»

  • 4 января 1985

    4-й концерт 4-го абонемента

    Вечер итальянской оперной музыки
    Дирижер – Альгис Жюрайтис

    Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Пуччини. Прощание Мими из оперы «Богема». Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки». Ария Тоски из оперы «Тоска». Масканьи. Фрагменты из оперы «Сельская честь».. Верди. Фрагменты из оперы «Аида»

  • 5 января 1985

    (повтор программы 4 января)

    Вечер итальянской оперной музыки
    Дирижер – Альгис Жюрайтис

    Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Пуччини. Прощание Мими из оперы «Богема». Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки». Ария Тоски из оперы «Тоска». Масканьи. Фрагменты из оперы «Сельская честь».. Верди. Фрагменты из оперы «Аида»

  • 24 марта 1985

    Посвящается 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
    Открытие XIV Всесоюзной недели музыки для детей и юношества
    Дирижер – Валентин Кожин

    Матвеев. Кантата «Праздник Победы». Шумилов. Вокально-симфоническая поэма «Там, где поют соловьи». Кабалевский. I часть Концерта для фортепиано с оркестром № 3. Чайковский. I часть концерта для скрипки с оркестром. Римский-Корсаков. Испанское каприччио

  • 27 марта 1985

    Юбиляры четырех столетий
    Шютц (к 400-летию со дня рождения)
    Д. Скарлатти (к 300-летию со дня рождения)
    Гендель (к 300-летию со дня рождения)
    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Берг (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Шютц. «Новогоднее песнопение». Д. Скарлатти. Три сонаты для фортепиано. Гендель. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Бах. Кантата № 6 «Bleib bei uns, denn es will Abend werden». Берг. Канон. Шнитке. Concerto grosso № 3

  • 6 апреля 1985

    4-й концерт 16-го абонемента

    Гендель (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Игорь Блажков

    Гендель. Сюита из балета «Терпсихора». Концерт для органа с оркестром, соч. 4 № 4. «Dixit Dominus Domino meo»

  • 24 сентября 1988

    2-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Николай Алексеев

    Россини.«Stabat Mater»

  • 17 октября 1988

    2-й концерт 13-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Алексей Степанов (Большой театр СССР)

    Моцарт. Missa brevis. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Сюита для оркестра № 4 «Моцартиана»

  • 18 октября 1988

    (повтор программы 17 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Алексей Степанов (Большой театр СССР)

    Моцарт. Missa brevis. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Сюита для оркестра № 4 «Моцартиана»




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»