Персоны
Камерный хор Института культуры – Ленинградский/Петербургский камерный хор
Биография
Камерный хор Института культуры – Ленинградский/Петербургский камерный хор – коллектив, созданный в 1977 году Николаем Корневым.
В 1977 году недавний выпускник консерватории, а теперь преподаватель кафедры хорового дирижирования Института культуры имени Н. К. Крупской Николай Корнев создает из студентов и молодых педагогов Института Камерный хор. В феврале новый коллектив начинает репетировать, в марте уже выступает с сольным отделением в Капелле, в апреле дает здесь концерт из двух отделений. С тех пор судьба Камерного хора и его бессменного руководителя и главного дирижера связаны неразрывно.
В мае 1979 года хор впервые появляется на сцене Большого зала филармонии в кантате Чайковского «Москва» с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Юрия Симонова, в декабре 1981-го участвует в премьерном исполнении неоконченной оперетты Шостаковича «Большая молния», представленной Геннадием Рождественским с Заслуженным коллективом, в марте 1983-го дебютирует в Малом зале имени Глинки с программой из сочинений молодых ленинградских композиторов Леонида Десятникова и Евгения Иршаи. Современная музыка займет важное место в репертуаре хора, а ремарка «1-е исполнение» будет часто встречаться и в исторических программах. Благодаря хору Корнева филармоническая публика услышит «Экуменическую мессу» Гречанинова и целые программы духовной музыки русского зарубежья, неизвестные прежде сочинения Генделя и Баха, Масканьи и Респиги…
На счету коллектива – звание лауреата нескольких международных хоровых конкурсов и фестивалей – имени Белы Бартока в Будапеште (1984), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), конкурсов камерных хоров в Марктобердорфе (Германия, 1989) и в Ареццо (Италия, 1991). Звания на последних двух конкурсах хор получает уже под другим названием. В 1989 году коллектив выходит из-под опеки Института культуры, продолжая концертировать как Ленинградский, а с 1991 года – Петербургский камерный хор. Несколько лет он выступает от разных общественных структур, в 1993-м создает собственный творческий центр «Петербургский камерный хор», а в 1995 году входит в состав «Петербург-Концерта», где и работает по сей день.
Для публики, впрочем, все эти организационные изменения большого значения не имеют. Хор знают, его приглашают в филармонию, как и прежде, на сольные концерты и для исполнения масштабных кантатно-ораториальных сочинений. С участием хора в Большом зале звучат кантаты, оратории, мессы Пёрселла, Рамо и Скарлатти, Телемана, Баха и Генделя, Гайдна, Моцарта и Шуберта, Россини, Масканьи, Пуччини и Респиги, Дилиуса, Прокофьева, Стравинского, Каретникова и Петрова. Многие сочинения исполняются впервые.
В 1998–2012 годах Петербургский камерный хор чаще всего выступает вместе с другим коллективом «Петербург-Концерта» – Государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, которым тоже тогда руководил Николай Корнев. Под его управлением в серии общедоступных концертов «Возрождение традиции Капеллы графа А. Д. Шереметева» (2001–2008) оба коллектива исполняют сочинения разных эпох, хотя для публики большая часть из них едва знакомы. В программах есть и российские премьеры духовной трилогии Гуно «Смерть и жизнь», оратории Антона Рубинштейна «Потерянный рай», Messe di Gloria Масканьи и Messe di Gloria Пуччини.
В залах филармонии проходят сольные концерты хора, в которых звучит европейская музыка Возрождения и барокко, сочинения современных авторов (нередко посвященные хору), русская светская и духовная музыка – от XVIII до ХХ столетий.
Петербургский камерный хор участвует и в проектах Мариинского театра, Капеллы, выезжает на зарубежные гастроли, его приглашают для записи музыки к спектаклям и фильмам, среди них – «Фонтан» Юрия Мамина, «Спаси и сохрани» Александра Сокурова. В 1993 году коллектив начинает сотрудничать с Дмитрием Хворостовским. Вместе они запишут на фирме «Филипс» несколько дисков, а запись «Всенощного бдения» Рахманинова получит престижную премию Grammy (1994).
В 2012 году Петербургский камерный хор записал на «Мелодии» четыре диска, которые стали началом масштабного проекта, – «Антологии русской хоровой музыки» XIX–XX веков. Сейчас «Антология» насчитывает около 150-ти дисков, на которых – более 2 000 опусов 50-ти авторов. Этот проект Николая Корнева завершен к зиме 2022 года – к 45-летию Петербургского камерного хора, у которого впереди еще много творческих планов.
И. Р.
Концерты
-
9 мая 1974
Концерт хоровой музыки
В программе: Соловьев-Седой, Пахмутова, Баснер, Прокофьев, Гендель, Керубини, Тухманов, Таривердиев, Пожлаков, Давиденко, Слонимский, Сорокин, Зариньш, народные песни
-
13 февраля 1975 (днем)
4-й концерт абонемента «А» (рукописная книга)
Исаак Дунаевский
Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского телевидения и радио
Дирижер – Юрий СлавнитскийВ программе: Дунаевский
-
14 февраля 1975 (днем)
4-й концерт абонемента «Б» (рукописная книга, повтор программы 13/д.февраля)
Исаак Дунаевский
Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского телевидения и радио
Дирижер – Юрий СлавнитскийВ программе: Дунаевский
-
22 марта 1978
(повтор программы 21 марта)
К 300-летию со дня рождения Антонио Вивальди
Дирижер – Игорь БлажковВивальди. Концерт для фагота с оркестром фа мажор. Концерт для скрипки с оркестром ля мажор. Концерт для гобоя с оркестром ля минор. Концерт для двух флейт, двух фаготов, двух труб, двух мандолин, двух гитар, виолончели, струнных и чембало. «Магнификат»
-
11 января 1979
Гектор Берлиоз
Дирижер – Юозас ДомаркасБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
11 февраля 1979
Симфонический концерт
Дирижер – Игорь БлажковГайдн. Симфония № 49 «La passione». Концерт для скрипки, клавесина и струнных. Месса «Терезия»
-
13 февраля 1979
4-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Игорь БлажковГайдн. Месса «Терезия». Гринблат. Концерт для фортепиано и малого симфонического оркестра. Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла»
-
11 февраля 1981
2-й концерт 1-го абонемента (Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича). Из двух намеченных концертов 11 и 12 февраля концерт 12 февраля не состоялся.
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийШостакович. Сюита из музыки к кинофильму «Одна». Финал (с хором) к опере Э. Дресселя «Колумб». Симфония № 2 «Октябрю». Скерцо ми-бемоль мажор. Тема с вариациями. Фрагменты из неоконченной музыкальной комедии «Большая молния»
-
5 декабря 1982
2-й концерт 12 абонемента для учащихся ПТУ Ленинграда и области Органная музыка
Органный концерт
В программе: Бах, Гендель, Куперен, Перселл, Шуман, Рахманинов, Видор
-
7 мая 1983
5-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Федор ГлущенкоБрамс. Вариации на тему Гайдна. Вальсы из цикла «Песни любви» и «Новые песни любви». Венгерские танцы
-
14 декабря 1984
1-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий ЕфимовВебер. Увертюра к музыкальному спектаклю «Прециоза». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Лист. «Данте-симфония» к поэме Данте «Божественная комедия»
-
15 декабря 1984
1-й концерт 5-го «А» абонемента (повтор программы 14 декабря)
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий ЕфимовВебер. Увертюра к музыкальному спектаклю «Прециоза». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Лист. «Данте-симфония» к поэме Данте «Божественная комедия»
-
4 января 1985
4-й концерт 4-го абонемента
Вечер итальянской оперной музыки
Дирижер – Альгис ЖюрайтисРоссини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Пуччини. Прощание Мими из оперы «Богема». Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки». Ария Тоски из оперы «Тоска». Масканьи. Фрагменты из оперы «Сельская честь».. Верди. Фрагменты из оперы «Аида»
-
5 января 1985
(повтор программы 4 января)
Вечер итальянской оперной музыки
Дирижер – Альгис ЖюрайтисРоссини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Пуччини. Прощание Мими из оперы «Богема». Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки». Ария Тоски из оперы «Тоска». Масканьи. Фрагменты из оперы «Сельская честь».. Верди. Фрагменты из оперы «Аида»
-
24 марта 1985
Посвящается 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Открытие XIV Всесоюзной недели музыки для детей и юношества
Дирижер – Валентин КожинМатвеев. Кантата «Праздник Победы». Шумилов. Вокально-симфоническая поэма «Там, где поют соловьи». Кабалевский. I часть Концерта для фортепиано с оркестром № 3. Чайковский. I часть концерта для скрипки с оркестром. Римский-Корсаков. Испанское каприччио
-
27 марта 1985
Юбиляры четырех столетий
Шютц (к 400-летию со дня рождения)
Д. Скарлатти (к 300-летию со дня рождения)
Гендель (к 300-летию со дня рождения)
Бах (к 300-летию со дня рождения)
Берг (к 100-летию со дня рождения)
Дирижер – Саулюс СондецкисШютц. «Новогоднее песнопение». Д. Скарлатти. Три сонаты для фортепиано. Гендель. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Бах. Кантата № 6 «Bleib bei uns, denn es will Abend werden». Берг. Канон. Шнитке. Concerto grosso № 3
-
6 апреля 1985
4-й концерт 16-го абонемента
Гендель (к 300-летию со дня рождения)
Дирижер – Игорь БлажковГендель. Сюита из балета «Терпсихора». Концерт для органа с оркестром, соч. 4 № 4. «Dixit Dominus Domino meo»
-
24 сентября 1988
2-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Художественный руководитель и главный дирижер – Николай АлексеевРоссини.«Stabat Mater»
-
17 октября 1988
2-й концерт 13-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Алексей Степанов (Большой театр СССР)Моцарт. Missa brevis. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Сюита для оркестра № 4 «Моцартиана»
-
18 октября 1988
(повтор программы 17 октября)
Симфонический концерт
Дирижер – Алексей Степанов (Большой театр СССР)Моцарт. Missa brevis. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Сюита для оркестра № 4 «Моцартиана»