Персоны

Роттердамский филармонический оркестр

Основан в 1918

Биография

Роттердамский филармонический оркестр / Rotterdams Philharmonisch Orkest– нидерландский симфонический коллектив, основанный в 1918 году.

В июне 1918 года в Роттердаме было создано «Общество профессиональных музыкантов для совместного занятия искусством» (Genootschap van Beroepsmusici tot Onderlinge Kunstbeoefening). Его учредителями стали трое музыкантов – скрипачи Жюль Загвейн (Jules Zagwijn, 1874–1966) и Виллем Фельцер (Willem Feltzer, 1874–1931), кларнетист и саксофонист Мейер Вери (Meijer Wery, 1892–1978). Они зарабатывали на жизнь игрой в кинотеатрах и ресторанах, частными уроками, но мечтали о серьезном академическом репертуаре, а потому и собрали единомышленников и начали давать закрытые концерты для приглашенной публики. Жюль Загвейн стал первым концертмейстером оркестра, а Виллем Фельцер его первым дирижером. Когда в 1928 году за пультом его сменил Александр Шмуллер, коллектив, который был переименован в Оркестр Роттердамского филармонического общества (1920), уже расширился до 40 человек, имел дотации от города и давал публичные концерты.

Свое нынешнее название Роттердамский филармонический оркестр получил в 1935 году при новом руководителе. В 1930-м им стал Эдуард Флипсе (Eduard Flipse, 1896–1973). С коллективом он начал работать как второй дирижер еще в 1927-м, а возглавлял его до 1962 года. Эпоха Флипсе стала решающей в становлении Роттердамского филармонического оркестра. Именно Флипсе сделал из него профессиональный ансамбль, определил его репертуарную направленность, ориентируясь, прежде всего, на музыку современников, в том числе соотечественников.

7 мая 1940 года Эдуард Флипсе дал с оркестром концерт из сочинений Макса Бруха и Игоря Стравинского, а через десять дней на Роттердам полетели немецкие бомбы. Разрушен был и построенный в 1935 году концертный зал De Doelen на 1300 мест, уничтожены оркестровая библиотека и музыкальные инструменты – их собирали потом для Роттердамского филармонического оркестра по всей стране. Пять лет музыканты работали под оккупацией в здании уцелевшей церкви, их обязали исключить из репертуара не только Макса Бруха, Густава Малера, Арнольда Шенберга, но и сочинения композиторов тех стран, с которыми воевала нацистская Германия. Но непокорный Флипсе ухитрялся включать в программы и русскую, и английскую, и французскую музыку.

Новый зал с прежним названием, но уже на 2300 мест, город отстроит для оркестра в 1966 году. Выступают артисты здесь со следующим главным дирижером: в 1962–1967 этот пост занимает немец Франц-Пауль Деккер (Franz-Paul Decker, 1923–2014). Его преемником будет француз Жан Фурне (Jean Fournet, 1913–2008), которого в 1973-м сменит нидерландец Эдо де Варт (Edo de Waart, род в 1941), а в 1979–1982 коллектив работает под руководством американца Давида Цинмана.

В 1982–1991 годы Роттердамский филармонический оркестр возглавляет другой американский музыкант – Джеймс Конлон.

Именно с ним осенью 1986 года оркестр приезжает на «Неделю Роттердама в Ленинграде» и дает 1, 2 (повтор программы) и 3 октября концерты в Большом зале филармонии. Гастроли открываются увертюрой к «Свадьбе Фигаро» и Виолончельным концертом Дворжака, в котором солирует Франс Хельмерсон. Но основная часть программ посвящена ХХ веку. В первые два вечера это Пассакалия и интерлюдия из оперы «Питер Граймс» Бриттена и любимейшая публикой сюита № 2 из балета Равеля «Дафнис и Хлоя». В третьем концерте звучат сюита из «Кавалера розы» Рихарда Штрауса, Адажио из неоконченной Десятой симфонии Малера (оба сочинения – «ровесники» «Дафниса и Хлои») и музыка балета Стравинского «Игра в карты».

В рецензии, опубликованной в газете «Вечерний Ленинград» (3.10.1986), Иосиф Райскин отметил «высокую инструментальную культуру», «чистоту строя, выровненность и сбалансированность отдельных оркестровых групп» впервые приехавшего к нам оркестра из города-побратима. Партнерские отношения между городами были установлены в 1966 году (Роттердам, впрочем, называет другую дату – 1984), но в филармонической афише отражения не найдут: лишь в сентябре 2003 года в рамках проекта «Окно в Нидерланды» в Большом зале выступит Роттердамский хор мальчиков.

Роттердамский филармонический оркестр сюда больше не приедет. Но с Петербургом его свяжет другой сюжет: в 1995-м пост главного дирижера коллектива займет, вслед за Джеффри Тейтом (Jeffrey Philip Tate, 1943–2017), Валерий Гергиев, который руководит оркестром до 2008-го, а до 2022-го остается его почетным дирижером. В программах коллектива появляются циклы симфоний Брукнера, Малера, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, а учрежденный в 1995-м «Гергиев-фестиваль» становится самым крупным музыкальным событием в Нидерландах. На официальном сайте Роттердамского филармонического оркестра период работы с Гергиевым называют эпохой расцвета.

Следующие десять лет (2008–2018) во главе коллектива стоит канадский дирижер Янник Незе-Сёген (Yannick Nézet-Séguin, род. в 1975), а в 2018-м руководителем, самым молодым в истории Роттердамского филармонического оркестра, становится Лахав Шани (Lahav Shani, род. в 1989) – израильский дирижер и пианист. Он выступает не только за пультом оркестра, но и в фортепианном дуэте с Даниилом Трифоновым – артистом-резидентом Роттердамского филармонического в сезоне 2022/2023. У коллектива продолжается насыщенная творческая жизнь: концерты на домашней площадке, участие в спектаклях Роттердамской оперы, записи на лейблах Philips, EMI, Naxos, Deutsche Grammophon, гастроли по миру. Петербург в маршрутной карте оркестра не значится.

И. Р.




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»