Персоны

Дэвид Цинман

Род. в 1936

Биография

Цинман Дэвид / David Zinman – американский дирижер.

Дэвид Цинман первое музыкальное образование получил как скрипач в Оберлинской консерватории. Степень магистра ему вручили в 1963-м в Университете Миннесоты, где он специализировался на теории музыки и композиции. В то же время (1958–1961) Цинман занимался дирижированием в летней школе Пьера Монтё в Ханкоке, штат Мэн, а в 1961–1964 был ассистентом знаменитого маэстро.

Самостоятельную работу Цинман начал дирижером, а потом и руководителем Нидерландского камерного оркестра (1964–1977). Позицию главного дирижера он занимал и в других европейских коллективах – Роттердамском филармоническом (1979–1982), цюрихском Тонхалле-оркестре (1985–2014). Его карьера в США была связана с работой во главе Рочестерского филармонического (1974–1985), Балтиморского симфонического (1985–1998), оркестра Музыкального фестиваля и школы в Аспене (1985–2009).

Появлялся Дэвид Цинман за дирижерским пультом и других коллективов – Нью-Йоркского, Берлинского, Стокгольмского филармонических, амстердамского Консертгебау, Лондонского симфонического, Королевского филармонического, Оркестра де Пари… В этом списке нет оркестров Петербургской филармонии. Но в ее Большом зале дирижер в мае 1987 года дал два концерта с Балтиморским симфоническим оркестром.

Этот коллектив, основанный в 1916-м, в первой половине своей истории не составлял конкуренции известным американским оркестрам. Все изменилось в 1969 году, когда место главного дирижера занял Серджиу Комиссиона, значительно поднявший уровень Baltimore Symphony. Его и сменяет на этой позиции в 1985-м Дэвид Цинман, он руководит оркестром более десяти лет и вносит свой вклад в его развитие и формирование индивидуального лица.

При Дэвиде Цинмане учреждается институт композиторов-резидентов оркестра, существенно расширяется каталог записей, в котором до Цинмана было лишь несколько наименований: Baltimore Symphony записывает под его управлением (чаще для лейбла Telarc) Шумана, Берлиоза, Элгара, Копланда, Барбера и Бернстайна, «Фейерверк», «Жар-Птицу» и «Петрушку» Стравинского. Из русской музыки в его дискографии появятся не только записи симфонии № 4, «Ромео и Джульетты», «Франчески да Римини» Чайковского, «Симфонических танцев», симфоний № 2 и № 3 Рахманинова, но и увертюры к «Руслану и Людмиле» Глинки, Воскресной увертюры «Светлый праздник» Римского-Корсакова и даже «Кавказские эскизы» Ипполитова-Иванова.

Увертюру к «Руслану и Людмиле» Балтиморский симфонический оркестр сыграл под управлением Дэвида Цинмана «на бис» в Большом зале Ленинградской филармонии в первый вечер гастролей 29 мая 1987 года. Кроме того, сверх программы музыканты исполнили Венгерский танец ре минор Брамса, увертюру «Кандид» Бернстайна, «Звезды и полосы навсегда» Джона Сузы и рок-н-ролл, повторенный дважды по просьбе публики. В основную часть программы вошли увертюра «Корсар» Берлиоза, сюита из балета «Весна в Аппалачах» Копланда, пьеса «Удар» Кристофера Роуза (Christopher Rouse, 1949–2019) – уроженца Балтимора, а в 1986–1988 и композитора-резидента Балтиморского оркестра (в списке работ Роуза пьесы с таким названием не нашлось, возможно, это огрехи перевода, но с Цинманом композитора связывало длительное сотрудничество: дирижеру посвящена Первая симфония Роуза) и Восьмая симфония Дворжака. Две симфонии – № 6 Бетховена и № 2 Шумана – прозвучали во второй вечер гастролей 30 мая.

Много работавший в Европе, Дэвид Цинман стремился привить своему Балтиморскому оркестру вкус к исполнению венской классики, и Бетховен занимал здесь особое место. Но основные творческие амбиции дирижера в этом направлении все же были реализованы с другим коллективом – цюрихским Тонхалле-оркестром. С ним Цинман осуществил записи всех симфоний Бетховена, Шуберта, Брамса, избранных симфоний Малера, получив пять премий Grammy, два Grands Prix du Disque и другие призы.

Завершив сотрудничество с Тонхалле-оркестром в 2014 году концертом на фестивале “BBC Proms”, Дэвид Цинман продолжил выступления с другими европейскими и американскими коллективами, в Европу выезжал и на мастер-классы – в Академию имени Сибелиуса в Хельсинки, в Королевскую академию музыки в Лондон.

Петербург так больше и не появился в его маршрутах, а гастроли с Балтиморским оркестром в 1987-м остались единственным визитом Дэвида Цинмана в Большой зал филармонии.

И. Р.




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»