Персоны

Балтиморский симфонический оркестр

Создан в 1916

Биография

Балтиморский симфонический оркестр / Baltimore Symphony – американский оркестр, созданный в Балтиморе, штат Мэрилэнд в 1916 году.

Балтиморский оркестр гордится своей историей и ее уникальными в практике больших симфонических коллективов США сюжетами. Он – единственный – был создан в 1916 году как муниципальный оркестр, и хотя с 1942-го вышел из-под юрисдикции города, став частной институцией, сохраняет тесные связи с городскими властями. Этот оркестр, первым из американцев, пригласил на пост музыкального руководителя и главного дирижера женщину – в 2007–2021 коллектив возглавляла Марин Элсоп (Marin Alsop, род. в 1956). На посту она сменила Юрия Темирканова, и оркестр принял нового руководителя настороженно, но в итоге контракт с Элсоп продлевался дважды, а введенные ею новации (детская образовательная программа KidsOrch, совместные выступления с оркестром любителей музыки, открытие цифровой платформы BSO OffStage) значительно расширили аудиторию и популярность оркестра, в котором Марин Элсоп остается дирижером-лауреатом.

Первым руководителем Балтиморского симфонического оркестра (1916–1930) стал немецкий скрипач, дирижер и композитор Густав Штрубе (Gustav Strube, 1867–1953). Среди его преемников оказались в основном эмигранты, связавшие по разным причинам свою жизнь с Соединенными Штатами. Новым гражданином США был и Серджиу Комиссиона (Sergiu Comissiona, 1928–2005), девятый руководитель Baltimore Symphony. С его приходом оркестр открыл новый этап своей истории, отмеченный яркими событиями и профессиональными удачами. Серджиу Комиссиона родился в Румынии, с 1955-го возглавлял Румынскую государственную оперу, в 1959-м эмигрировал в Израиль, руководил оркестром Хайфы, имел ангажементы в Лондоне, с 1966-го был главным дирижером Гетеборгского симфонического, потом Филармонического оркестра Нидерландского радио, в 1990-е – Хельсинкского филармонического и Оркестра Испанского радио. Но еще в 1965-м Комиссиона дебютировал с Филадельфийским симфоническим оркестром, а в 1968-м окончательно перебрался в США. Пост музыкального руководителя и главного дирижера Балтиморского симфонического он занимал в 1969–1984 годах, вдохнув в коллектив новую жизнь, превратив его из провинциального в статусный. Именно с ним оркестр сделал первые записи и выехал на первые гастроли.

Дэвиду Цинману, занявшему позицию руководителя Baltimore Symphony в 1985 году, коллектив достается в отличной форме. Дирижер расширяет репертуар. В нем по-прежнему важное место отводится американским композиторам, в том числе премьерным исполнениям, оркестр играет большой пласт романтической музыки. Но Цинман ставит и новые задачи – обретение навыков интерпретации венской классики, не являвшейся сильной стороной Балтиморского оркестра. Особое внимание дирижер уделяет Бетховену, стараясь добиться исторически ориентированного исполнения, давно уже принятого в Европе.

«Пасторальную» симфонию Бетховена Балтиморский симфонический оркестр играет под управлением Дэвида Цинмана 30 мая 1987 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Музыканты приезжают сюда с двумя серьезными программами. В первый вечер, 29 мая, звучат увертюра «Корсар» Берлиоза, «Весна в Аппалачах» Аарона Копланда, в 1960-м лично дирижировавшего в Большом зале Заслуженным коллективом, пьеса «Удар» композитора-резидента (1986–1988) Балтиморского оркестра Кристофера Роуза (Christopher Rouse, 1949–2019) и симфония № 8 Дворжака. Судя по количеству бисов, вписанных от руки в программку (Венгерский танец Брамса, увертюры «Кандид» Бернстайна и «Руслан и Людмила» Глинки, «Звезды и полосы навсегда» Джона Сузы и дважды повторенный рок-н-ролл), публика приняла оркестр с энтузиазмом. Во второй, более строгой программе кроме симфонии № 6 Бетховена была симфония № 2 Шумана.

Гастроли Балтиморского симфонического оркестра 1987 года вошли в историю коллектива, как самые масштабные. Под управлением Дэвида Цинмана музыканты выступили в городах Западной и Восточной Европы, завершив тур в Советском Союзе. С Цинманом оркестр впервые отправится с концертами и в страны Восточной Азии (1994).

В 1999 году предложение возглавить Baltimore Symphony принимает Юрий Темирканов. Он работал с коллективом до 2006 года. Под его управлением 5 февраля 2005 года оркестр играл на открытии своей второй стационарной площадки – The Music Center at Strathmore в Бетесде, пригороде Вашингтона. Главной резиденцией оркестра остается специально построенный в 1982 году в Балтиморе The Joseph Meyerhoff Symphony Hall.

В Петербургскую филармонию Балтиморский симфонический оркестр больше не приезжал. Но к 75-летию Юрия Темирканова прислал видеопоздравление, которое демонстрировалось на большом экране во время концерта в честь юбилея Маэстро 12 декабря 2013 года.

В сезонах 2021–2023 шефом оркестра был Джеймс Конлон. Но еще в марте 2021 года за пультом Baltimore Symphony дебютировал Джонатан Хейвард (Jonathon Heyward), под его управлением оркестр впервые исполнил симфонию № 15 Дмитрия Шостаковича. Уже в июле того же года Хейфорд подписал пятилетний контракт с оркестром, позицию музыкального руководителя которого он занял в сезоне 2023/2024. Хейфорд станет первым темнокожим музыкантом на посту главы американского симфонического коллектива. Анонс этого события на официальном сайте подчеркивает: Балтиморский симфонический оркестр в очередной раз вошел в историю (the BSO once again made musical history).

И. Р.




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»