Персоны

Джеймс Конлон

Род. в 1950

Биография

Конлон Джеймс / James Conlon – американский дирижер.

В 11 лет Джеймс Конлон впервые оказался в оперном театре, давали «Травиату». Этот день и определил его судьбу. Мальчик тут же попросил родителей отдать его учиться музыке. Сначала его приняли в детский хор Оперного театра Куинса. Участвуя в спектаклях, юный хорист мысленно примерял на себя роли разных оперных героев, не только мужских, но и женских, но в конце концов нашел выход из, казалось, безвыходного положения: решил стать дирижером.

После учебы в Высшей школе музыки и дирижерских курсов в Аспенской летней школе Джеймс Конлон в 1968-м поступил в Джульярд. Со студенческими годами связаны и его первые оперные спектакли – в Сполето, куда его взяли летом 1971-го ассистентом-репетитором и хормейстером и доверили продирижировать «Борисом Годуновым», и в самой Джульярдской школе, где он заменил за пультом «Богемы» (1972) неожиданно отказавшегося от спектакля Томаса Шипперса.

В 1979 году Джеймс Конлон дебютирует в Метрополитен-опере (сейчас количество поставленных им здесь спектаклей преодолело число 250). Вскоре будут приглашения в Ковент-Гарден, Лирическую оперу Чикаго, Ла Скала, позиция генеральмузикдиректора Кельна, на которой Конлон совмещает руководство Оперным театром и Гюрцених-оркестром (1989–2002), место главного дирижера Парижской национальной (1995–2004) Лос-Анджелесской (с 2006-го) оперы. В бездонном репертуаре музыканта есть и написанная в Терезиенштадте опера «Император Атлантиды» Виктора Ульмана.

Музыка композиторов, погибших в годы Второй мировой войны в лагерях смерти – Ульмана, Павла Хааса, Эрвина Шульхофа, а также запрещенных в Германии и, к счастью, успевших эмигрировать – Цемлинского, Кшенека, Курта Вайля, Корнгольда, оказалась в центре внимания Джеймса Конлона в последние годы. Он исполняет их сочинения и на фестивалях, которые возглавлял в Цинцинатти («Музыкальный май», 1979–2016) и Равиньи (2005–2015), объединив проектом «Восстановленные голоса» ("Recovered Voices"), и в концертах по миру.

Карьера Конлона как симфонического дирижера развивалась параллельно оперной. С 1974-го он выступает за пультом Нью-Йоркского филармонического, Чикагского и Питтсбургского симфонических оркестров, Лондонского филармонического и Лондонского симфонического, Национального оркестра Франции и Оркестра Баварского радио, руководит Гюрцених-оркестром, Национальным оркестром Итальянского радио (RAI, 2016–2020) и Балтиморским симфоническим (2021–2023). Летом 2014-го Джеймс Конлон дирижировал в Мариинском театре на фестивале «Звезды белых ночей», приехав в Петербург после перерыва без малого в тридцать лет.

Осенью 1986 года Конлон выступал в Большом зале тогда еще Ленинградской филармонии с Роттердамским филармоническим оркестром. Это был первый европейский коллектив, где американский музыкант получил пост художественного руководителя и главного дирижера (1983–1991). За три вечера гастролеры исполнили две программы (первая шла с повтором), в которых классика – увертюра к «Свадьбе Фигаро» Моцарта и Виолончельный концерт Дворжака с Франсом Хельмерсоном – была обозначена лишь штрихами, отсылающими к академическому бэкграунду коллектива, и заняла лишь одно отделение. Остальную часть программы (II отделение 1 и 2 октября, полностью 3 октября) Джеймс Конлон составил из музыки ХХ века. Его начало, 1910–1912 годы, представили вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, сюита из оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса и Адажио из незавершенной Десятой симфонии Малера. Два других сочинения созданы ближе к середине века: это музыка балета Стравинского «Игра в карты» (1937) и Пассакалия и интерлюдия из оперы Бриттена «Питер Граймс» (1945). В таком выборе очевидны театральные предпочтения дирижера, проведшего гастроли, как написал рецензент Иосиф Райскин, «со страстным воодушевлением, передававшимся и музыкантам, и чуткому залу».

И. Р.




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»