Персоны

Александр Князев

Род. в 1961

Биография

Князев Александр Александрович – виолончелист, органист.

В исполнительском искусстве последних десятилетий Александр Князев занимает какую-то отдельную нишу. Он необыкновенно одарен, он – мастер, его голос слышат, к его голосу прислушиваются сотни тысяч. Но голос этот совсем негромкий, и оттого, кажется, особенно внятный. Князев существует в собственном мире, который определяется не конкуренцией, не дружбой с «нужными» людьми, а только музыкой. В его способе жить на сцене никак не угадывается время, словно всё происходит не «здесь и сейчас», а как бы «всегда». Потому, быть может, его проще представить в кругу старых мастеров, кропотливо занятых своим музыкальным ремеслом.

Родители Александра Князева не были музыкантами. Мама – врач, отец – инженер, занимавшийся медицинским оборудованием. При этом страстный меломан. В доме – хорошая коллекция пластинок, они не лежат мертвым грузом. С рождения мальчик слышит музыку, а чуть повзрослев, сам до бесконечности просит поставить ему Пятый Бранденбургский концерт Баха. В 6 лет его приводят поступать в Гнесинскую школу.

Родители собирались отдать сына на фортепиано, но мест не было, и мальчика взяли в виолончельный класс Александра Кирилловича Федорченко, у которого Князев окончит и школу, и консерваторию. Среди воспитанников Федорченко было немало известных музыкантов и конкурсных лауреатов, в том числе Наталия Шаховская, Иван Монигетти. В 1977 году I премию на Всесоюзном конкурсе в Вильнюсе получает и 10-классник Александр Князев, а в 1978 году становится лауреатом Международного конкурса имени Чайковского, разделив III премию с Александром Рудиным.

27 октября 1978 года они играют по сольному отделению в Малом зале Ленинградской филармонии. В этот же приезд, 25 октября, Александр Князев исполняет с Заслуженным коллективом под управлением Арвида Янсонса Вариации на тему рококо Чайковского в Большом зале.

В 1979-м молодой виолончелист едет на Международный конкурс имени Гаспара Кассадо во Флоренцию и привозит звание победителя. В этом же году Князев становится студентом Московской консерватории, но диплом получит лишь в 1986-м. Учеба растянется на семь лет из-за тяжелой болезни, следствием которой стала атрофия мышц. Никто не верил, что он когда-нибудь сможет взять в руки виолончель. Никто, кроме самого музыканта. Через два года Князев уже играл, в 1987-м на Конкурсе камерной музыки в Трапани (Италия) получил, вместе со своей женой Екатериной Воскресенской (дочерью Михаила Воскресенского), I премию, в 1990-м вновь испытал судьбу на Конкурсе Чайковского, став вторым, в 1992 году победил на Международном конкурсе в Претории (ЮАР).

В этот период Александр Князев вновь выступает в Ленинградской-Петербургской филармонии – в 1988, 1990 и 1991 годах проходят его камерные концерты в Малом зале имени Глинки в ансамбле с пианистом Алексеем Гориболем. 27 декабря 1991-го Князев играет и в Большом зале – с оркестром «Санкт-Петербург Камерата» под управлением Ханса-Дитера Реша исполняет с Виталием Берзоном и Ниной Бейлиной Тройной концерт Бетховена.

И всё же в Петербурге Князева слышат редко. Он много играет в Москве и на зарубежных гастролях – с оркестрами, камерные программы, в которых выступает и с женой. Такая поездка в 1994 году в Южную Африку оборачивается трагедией: Екатерина Воскресенская погибает в автокатастрофе, Александр Князев надолго попадает в больницу. Позже он вспоминал, что в тот тяжелейший момент жизни ему ежедневно звонил со словами утешения Мстислав Ростропович, с которым они даже не были тогда знакомы. Но ни поддержка друзей, ни семилетняя дочь Анастасия, оставшаяся без мамы, не спасали его от тяжелейшей депрессии. Александр Князев принял решение, тогда казавшееся единственно возможным, – никогда больше не играть.

Спасение пришло через год из Японии: Князеву предложили сделать запись сюит Баха для виолончели соло. Любимый Бах вытащил его в жизнь.

17 и 18 апреля 1995 года Александр Князев исполняет сюиты Баха в Малом зале имени Глинки: №№ 1, 4 и 5 – в первый вечер, №№ 2, 3 и 6 – во второй вечер. С этого времени его имя остается в петербургской филармонической афише. На сцене Большого зала 31 января 1997 года состоится встреча Князева с Ростроповичем: под его управлением Князев играет Второй виолончельный концерт Шостаковича на фестивале к 90-летию композитора, организованном Ростроповичем. В исполнении Князева прозвучат и другие важные виолончельные концерты – Гайдна, Шумана, Дворжака, Элгара, № 1 Сен-Санса, № 1 Шостаковича, Симфония-концерт Прокофьева, Двойной концерт Брамса со скрипачом Дмитрием Берлинским, «Шеломо» Блоха... Он играет с ЗКР под управлением Юрия Темирканова, Пааво Ярви, Александра Ведерникова, Михаила Татарникова, с гостевыми коллективами – Госоркестром с Евгением Светлановым, БСО имени Чайковского с Владимиром Федосеевым, Новосибирским СО с Гинтарасом Ринкявичюсом, Российским национальным с Михаилом Плетневым.

Вечер 30 октября 2009 года был сюрпризом для публики Большого зала. С Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева Александр Князев сыграл в I отделении два инструментальных концерта Гайдна: органный ре мажор и виолончельный до мажор.

Орган, впрочем, вошел в жизнь Князева уже давно. Еще в 1987 году его, виолончелиста, пригласили выступить в Пицунде, в зале был прекрасный орган. На репетиции Князев попросил разрешения поиграть на инструменте, в итоге провел за ним 12 часов, а вечером включил в свою виолончельную программу Органную прелюдию и фугу до минор Баха. Бах (!) и стал стимулом для продолжения занятий, и в 1991 году музыкант получает в Нижегородской консерватории диплом органиста. С тех пор концертирует в двух качествах. В январе 2011 и 2013 годов Баховские органные вечера Александра Князева прошли в Большом зале Петербургской филармонии.

Но и двух инструментов музыканту показалось мало. В своих камерных программах в Малом зале он часто играет переложения для виолончели – чужие и собственные – скрипичных и альтовых сонат Шуберта, Брамса, Моцарта, Бетховена, Франка, Шостаковича. Сонаты Моцарта Князева настолько увлекают, что ему хочется исполнить их в оригинале. Но берется он не за скрипку, а садится за фортепиано. Пианиста Князева петербургская публика услышит в Малом зале в июне 2018 года: со сборным оркестром он сыграет два фортепианных концерта Моцарта – № 13 и № 14. Впрочем, это будет единичный опыт.

В филармонии Александр Князев нередко выступает в ансамблевых программах – с солистами ЗКР Львом Клычковым и Андреем Догадиным, с пианистами Валерием Афанасьевым, Игнатом Солженицыным, с кларнетистом Юлием Милкисом. Среди его партнеров по дуэтным вечерам – пианисты Михаил Воскресенский, Елена Башкирова, Пятрас Генюшас, Екатерина Сканави, Андрей Коробейников, Пламена Мангова, Екатерина Мечетина. В двух концертах Малого зала Князев играет со своей дочерью Анастасией Воскресенской (сохранившей в память о маме ее фамилию): в ноябре 2002-го – переложение песен Брамса для виолончели и фортепиано, 27 декабря 2017 года – две сонаты Брамса и сонату Франка (тоже переложения).

Возвращается музыкант и к сольным сюитам Баха. 21 марта 2010 года, в день 325-летия со дня рождения композитора, Князев играет в Большом зале за один вечер все шесть сюит – это уникальный случай. Концерт длится три часа и проходит при полной тишине зала, как богослужение. Три сюиты Баха Александр Князев исполняет и 24 января 2021 года в Малом зале – на своем последнем выступлении в истории первого 100-летия Петербургской филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 25 октября 1978

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Сук. Серенада для струнного оркестра. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Фалик. Элегическая музыка памяти Стравинского. Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица»

  • 26 октября 1978

    (повтор программы 25 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Сук. Серенада для струнного оркестра. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Фалик. Элегическая музыка памяти Стравинского. Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица»




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»