Персоны

Александр Ведерников

1964–2020

Биография

Ведерников Александр Александрович – дирижер.

С 1956 года в залах Ленинградской филармонии выступал солист Большого театра СССР Александр Ведерников. В 1970-е в сольных концертах певцу аккомпанировала жена – Наталия Гуреева, а в ноябре 1988-го они вместе выступили в органно-вокальном вечере в Большом зале. Наступившей зимой выдающийся бас даст здесь свой последний концерт, а за роялем в программе романсов и песен Мусоргского ему будет аккомпанировать сын – Александр Ведерников-младший. Так 17 февраля 1989 года состоялся дебют музыканта, который еще не раз выйдет на филармоническую сцену, но уже за дирижерский пульт.

Музыкальная среда, в которой взрослел Александр Ведерников, безусловно повлияла на выбор профессии. Но по стопам именитых родителей он пошел не только по этой причине – природа щедро одарила его способностями. Музыкальное училище при Московской консерватории он окончил в 1983-м как пианист, но, по собственному признанию, дирижером решил стать в 10 лет!

В 1988 году Ведерников получает консерваторский диплом оперно-симфонического дирижера и окунается в практическую работу. В штате Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (1988–1991) дирижирует в основном балетными спектаклями, в Большом симфоническом оркестре имени Чайковского (1988–1995) осваивает новый, как правило, русский репертуар – в статусе ассистента Владимира Федосеева, а потом и штатного дирижера. С БСО он выезжает на зарубежные гастроли, потом появятся личные ангажементы – театральные (поначалу балетные спектакли), концертные.

В Москве у Ведерникова есть концерты и с другими столичными оркестрами. Приезжает он и в Петербург. В течение нескольких лет его выступления проходят в Большом зале филармонии с Академическим симфоническим оркестром. Под его управлением звучат поэма «Тассо» Листа, Симфония № 3 Люциана Пригожина (1991), монография Брамса (1992), русская программа с «Симфоническими танцами» Рахманинова (1995), немецкая – с Третьей симфонией Брамса (1997), еще одна с симфонией Франка (1998). Есть и редко исполняемые сочинения – кантата Брамса «Песнь судьбы», увертюра «Повелитель духов» из утерянной оперы Вебера «Петер Шмолль» (кажется, ее прежде в Большом зале не слышали). Вебер будет и в других выступлениях – увертюра к «Эврианте», Концерт № 2 для кларнета с оркестром с Адилем Федоровым. С солистами первого ряда в программах с АСО Александра Ведерникова не соединяли. Встречались совсем случайные имена, хотя Двойной клавирный концерт Баха играли Лариса Дедова и Михаил Волчок, а Второй Брамса – Михаил Воскресенский.

20 июня 1999 года Александр Ведерников дает свой первый в Большом зале концерт с Заслуженным коллективом: «Зигфрид-идиллия» Вагнера, «Арагонская хота» Глинки, вокальные циклы «Песни об умерших детях» Малера и «Семь испанских народных песен» Де Фальи поет Елена Образцова. Свой следующий концерт с этим оркестром Ведерников даст в 2002 году уже в статусе музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра.

Опыт руководства коллективом у него уже был: еще в 1995-м Ведерников создал оркестр «Русская филармония», в 1998-м в стране случился дефолт и оркестр был распущен, а в 2001-м собрался вновь, получив финансирование, и Ведерников оставался его главным дирижером до 2004 года (на официальном сайте оркестра имя его основателя и первого главного дирижера не упоминается). Но масштабы новой задачи были не сравнимы. Зная о Большом не понаслышке, Ведерников обсуждает свои сомнения с отцом, и тот посоветует не упускать шанс.

В театре Александр Ведерников прослужит ровно восемь сезонов – с июня 2001-го до июля 2009 года. Уйдет без шумных заявлений, спокойно, просто поняв, что не сможет осуществить задуманное. Он вообще был человеком негромким, как сам говорил о себе, «приватным». Но за время работы в ГАБТе успел многое. Как дирижер-постановщик Ведерников выпустит здесь четырнадцать спектаклей, среди которых не только привычные названия – «Руслан и Людмила» Глинки, «Хованщина» и «Борис Годунов» (первая редакция) Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, «Фальстаф» Верди и «Турандот» Пуччини, «Летучий голландец» Вагнера, «Война и мир», «Золушка» Прокофьева, но и – впервые на сцене Большого театра – «Адриенна Лекуврёр» Чилеа (2002) и прокофьевский «Огненный ангел» (2004). Были и две мировые премьеры – опера «Дети Розенталя» (2005) и балет «Утраченные иллюзии» (2011) Леонида Десятникова. Состоялись они уже на Новой сцене – историческое здание в 2005-м ушло на реставрацию. Но главный дирижер сделал всё, чтобы не снизить интенсивность творческой жизни коллектива. Так появился абонемент Большого театра в Московской филармонии, на Новой сцене ГАБТа начались симфонические концерты, значительно повысившие уровень и самооценку артистов оркестра. Готовили музыканты и камерные программы, в них Ведерников нередко появлялся за роялем. А еще пытался перестроить устоявшиеся в труппе правила, не ориентировался только на известные имена, выдвигал молодых солистов…

Авторитет музыканта растет стремительно. Когда в январе 2003 года Михаил Плетнев упраздняет в созданном им Российском национальном оркестре должность главного дирижера, заменяя его дирижерской коллегией, в нее, наряду с Кентом Нагано, Пааво Берглундом, Кристианом Ганшем и Владимиром Юровским, входит и Александр Ведерников. Уже через год он совершит с коллективом гастрольный тур по городам США, за пультом РНО дебютирует в нью-йоркском Карнеги-холле. Одно за другим следуют приглашения и на престижные театральные сцены – Берлина (Немецкая опера и Комическая опера), Гамбурга, Штутгарта, Цюриха, Рима, он дирижирует в Театре «Ла Скала» в Милане, Королевском театре в Турине, Театре Ла Фениче в Венеции, лондонском Ковент-Гардене, парижской Опера Бастиль. Успешно проходят и зарубежные гастроли ГАБТа.

С оркестром и хором Большого театра 5 января 2008 года Ведерников приезжает на VIII Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» – главное событие сезона Петербургской филармонии. В Большом зале артисты исполняют «Франческу да Римини» Чайковского, кантату Прокофьева «Александр Невский» и Рапсодию на тему Паганини Рахманинова, солирует Николай Луганский, с которым дирижера связывала не только творческая, но и личная дружба. Ведерников уже был гостем этого фестиваля искусств – Четвертого: 29 декабря 2002-го он провел с Академическим симфоническим оркестром, сопрано Мариной Мещеряковой и баритоном Владимиром Черновым вечер оперной музыки. Остальные его концерты в этот ГАБТ’овский период пройдут с Заслуженным коллективом: монография Сен-Санса с петербургской премьерой «Арагонской хоты», Симфонией № 3 и Виолончельным концертом № 1 с Александром Князевым (ноябрь, 2002), “Stabat Mater” Дворжака к 100-летию композитора с Петербургской капеллой и солистами Большого театра (май, 2004), вечер, посвященный 80-летию со дня рождения Евгения Светланова, в котором прозвучат его симфоническая картина «Рассвет в поле», двойной концерт для скрипки ( Дмитрий Махтин) и виолончели (Александр Князев), «Кольца памяти» современного французского композитора Рене Кёринга и Первая симфония Рахманинова (февраль, 2009).

В следующий раз Александр Ведерников выступит в Большом зале после четырехлетнего перерыва. С Заслуженным коллективом под его управлением состоятся два монографических вечера – Прокофьева (февраль, 2013) и Скрябина (сентябрь, 2015), в октябрьском концерте 2013 года он соединит Симфонию № 1 Сибелиуса с симфонией для солистов, хора и оркестра «Зима священная 1949 года» Леонида Десятникова (композитор ждал именно Ведерникова для петербургской премьеры, отказываясь от других предложений). Еще один концерт дирижер даст с АСО: наряду со сверхпопулярным Первым концертом Чайковского ( Андрей Коробейников), исполнит почти незнакомую музыку Эдварда Элгара – «Торжественные и церемониальные марши» и сочинение для струнных, медных духовых и органа “Sursum corda” / «Вознесем сердца» (март, 2019).

В Большом театре Ведерников уже не служит. Много гастролирует, его приглашают в прославленные оркестры – Лондонский филармонический и в Симфонический Би-Би-Си, Оркестр Баварского радио и Дрезденскую Штаатскапеллу, японский NHK, Оркестры де Пари и Радио Франс, Национальный оркестр США, в Канаду, Австралию, Китай… В 2013-м он дебютирует в Метрополитен-опере. Есть у Ведерникова и постоянный контракт – в 2009–2018 он возглавляет Симфонический оркестр Оденсе, а после ухода с поста остается первым в истории оркестра почетным дирижером.

С сентября 2017 года Александр Ведерников – главный дирижер Датской Королевской оперы, а с февраля 2019-го – музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра. Первым спектаклем на петербургской сцене, который он представил в новом статусе 25 ноября 2019 года, была «Аида» (Ведерников и сегодня указан на сайте Михайловского как музыкальный руководитель постановки).

Уже 4 декабря Симфонический оркестр Михайловского театра выступает под управлением Александра Ведерникова на сцене Большого зала филармонии с программой из Бетховена (Тройной концерт) и Рихарда Штрауса («Жизнь героя»). Свой следующий концерт с театральным оркестром и хором дирижер посвятит Рахманинову: кантата «Весна», «Три русские песни» и поэма «Колокола» звучали 18 февраля 2020 года. А уже через месяц в Петербурге, вслед за всем миром, объявят локдаун из-за пандемии Covid-19.

Осенью карантин немного ослабят, театры и концертные залы откроют, строго ограничивая количество публики. В таких условиях 4 октября 2020-го оперой «Сельская честь» Александр Ведерников открывает сезон в Михайловском театре. Это был его последний спектакль. В ноябре «Сельскую честь» в Михайловском давали памяти дирижера – он умер в 56 лет от коронавируса 30 октября, врачи оказались бессильны. Мемориальные концерты в честь музыканта прошли и в Большом зале филармонии: 19 декабря 2020-го играл Николай Луганский, 11 июня 2021 года – оркестр и хор Михайловского театра, дирижировал Дмитрий Лисс, для программы он выбрал Вступление и «Смерть Изольды» Вагнера, Сюиту № 3 Чайковского и, словно послание Александру Ведерникову, песню для хора с оркестром Ральфа Воан-Уильямса на слова Уолта Уитмена «Навстречу неизведанным краям».

И. Р.


Концерты

  • 17 февраля 1989

    2-й концерт 9-го абонемента

    М. П. Мусоргский (к 150-летию со дня рождения)
    Романсы и песни
    Александр Ведерников

    Мусоргский. Романсы и песни




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»