Персоны

Вениамин Шер

1900–1962
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Вениамин Шер

Биография

Шер Вениамин Иосифович – скрипач, педагог, композитор. 

Учиться музыке Вениамин Шер начал в Одессе, в 1922-м окончил Петроградскую консерваторию по классу скрипки Сергея Коргуева и классу композиции Василия Калафати. Почти сразу после выпуска, с 1925 года, Шер начал преподавать в консерватории, впоследствии создав собственную скрипичную школу. Среди его воспитанников были и будущие концертмейстеры Филармонических оркестров – Виктор Либерман и Владимир Овчарек (ЗКР), Зиновий Винников (АСО).

                          
Класс Вениамина Шера: 1-й ряд: Любовь Вигдергауз, Григорий Луцкий. 2-й ряд: Клименков, профессор Шер, М. Шендерова, М. Гиршович. 3-й ряд: NN, А. Шпонка, В. Овчарек.
Фото из личного архива Михаила Махтина (публикуется с разрешения владельца).

Одновременно с педагогической работой Шер выступал в концертах. Превосходный музыкант-ансамблист, он внес большой вклад в развитие квартетного исполнительства. В разные годы Шер был участником Квартета имени Ауэра, где играл как альтист и первый скрипач Квартета имени Глазунова, в 1931-м организовал «Ленинградский квартет». Как композитор, Шер писал, прежде всего, скрипичную музыку: этюды (две тетради по 24 пьесы), дуэты, концертные фантазии на темы из опер, Детский скрипичный концерт, а также сонаты для альта. Пьесы Шера нередко исполнял в Малом зале имени Глинки его выпускник Марк Комиссаров.

Вениамин Шер выступал в обоих Филармонических залах. В Малом зале, располагавшимся в 1921–1931 годах в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ, играл первую скрипку в концертах Ленинградского квартета и давал сольные концерты, в Зале имени Глинки играл на альте в Квартете им. Глазунова (в 1951–1955).

На сцене Большого зала Вениамин Шер впервые появился в марте 1928 года в двух авторских концертах Артюра Онеггера: вместе с женой композитора пианисткой Андре Ворабур он исполнил скрипичные пьесы и сонату для скрипки и фортепиано Онеггера.

Вениамин Шер несколько раз солировал с Филармоническим оркестром, исполнив в 1929 году с Ароном Сосиным под управлением Рудольфа Зигеля  Концерт для двух скрипок Баха, а в 1936-м под управлением Джорджа Селла – концерт Бетховена. 


Концерты

  • 23 октября 1924

    Бетховенское фойе (анонс и рукопись)

    Камерный концерт
    Танеев

    Танеев. Струнный квартет № 4. Струнное трио для двух скрипок и альта. Струнный квинтет № 2

  • 17 февраля 1928

    Концерт
    Ваниамин Шер

    В программе: Моцарт, Бах, Мийо, Дебюсси, Прокофьев, Стравинский (без указания произведений)

  • 9 марта 1928

    6-й концерт 1-го абонемента

    Вечер произведений Артюра Онеггера
    С участием автора, Андрэ Ворабур, Лидии Вырлан
    и Вениамина Шера

    В программе: Онеггер

  • 11 марта 1928

    6-й концерт 3-го абонемента

    Вечер произведений Артюра Онеггера
    С участием автора, Андрэ Ворабур, Лидии Вырлан
    и Вениамина Шера

    В программе: Онеггер

  • 25 декабря 1929

    7-й концерт 3-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Рудольф Зигель (Крефельд)

    Р. Штраус. «Дон Кихот». Бах. Концерт для двух скрипок с оркестром. Гайдн. Симфония № 2

  • 6 мая 1930

    (анонс)

    Сонатный вечер
    Вениамин Шер и Елена Брик

    (программа не указана)

  • 5 мая 1931

    Бетховенское фойе (анонс и рукописная книга)

    Концерт из произведений композиторов Валентина Белецкого (Ленинград), Иоганнеса Брамса и Гуго Вольфа

    Белецкий. Вариации для фортепиано. Фантазия для виолончели и фортепиано. Экспромт для арфы. Квартетино для двух скрипок, альта и виолончели. Соната для скрипки и фортепиано. Соната для фортепиано. Танец. Х. Вольф. Песни. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано

  • 23 ноября 1934

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    IV цикл. I концерт-лекция
    «Возникновение оперы и ее развитие в XVII и XVIII вв. до Великой Французской революции»

    В программе: Пери, Каччини, Монтеверди, Скарлатти, Кавалли, Кариссими, Кальдара, Тиччини, Гендель, Перголези, Марчелло, Чести, Пасквини, Пёрселл, Люлли, Детуш, Рамо

  • 13 марта 1936

    18-й концерт 3-го абонемента (машинопись)

    Исторические концерты
    Чайковский

    Чайковский. Струнный квартет № 1. Романсы. Фортепианное трио «Памяти великого артиста»

  • 22 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 7

  • 26 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 7

  • 15 мая 1950

    8-й концерт 2-го абонемента (афиша)

    Камерный концерт
    Шуберт, Шуман, Брамс

    В программе: Шуман, Шуберт, Брамс

  • 29 марта 1952

    Квартетный вечер
    Квартет имени Глазунова

    Бетховен. Струнный квартет № 3. Струнный квартет № 4. Струнный квартет № 8

  • 1 июня 1954

    4-й концерт 2-го абонемента

    150 лет со дня рождения М. И. Глинки
    Торжественное заседание и концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Доклад о жизни и творчестве Глинки. Глинка. Патетическое трио. Фортепианные произведения. Романсы. Дивертисмент на тему оперы Беллини «Сомнамбула». Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс-фантазия. «Арагонская хота», Испанская увертюра № 1




Другие материалы

Георгий Шейдлер

Георгий Шейдлер

Дирижер 1899–1932(34)
Николай Эйгенсон

Николай Эйгенсон

Фортепиано 1904–1984

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»