Персоны

Владимир Овчарек

1927–2007
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Овчарек

Биография

Овчарек Владимир Юрьевич – скрипач, с 1 февраля 1951 до 29 августа 1994 годов – артист Филармонии: с 1951-го – 1-я скрипка Квартета имени Танеева (тогда Квартет Ленинградской филармонии), одновременно в 1956–1969 – второй концертмейстер Симфонического оркестра, с 1979-го – второй концертмейстер Заслуженного коллектива, в 1990–1994 – 1-я скрипка оркестра.

Владимир Овчарек родился в украинском городе Николаеве, но с пяти лет жил в Ленинграде, куда в 1932-м перевели работать его отца. Скрипку мальчик слышал только по радио, но мечтал играть на ней с раннего детства. В 7 лет мама отвела его не только в общеобразовательную школу, но и в Дом творческого воспитания детей в класс скрипки Александра Ивановича Грико. Не проявив особых способностей на экзамене, юный скрипач быстро осваивал инструмент и делал редкие для малыша успехи. 14 марта 1936 года в газете «Смена» появляется заметка о концерте юных дарований, состоявшемся в Большом зале 12 марта, в которой обозреватель замечает:

«Восьмилетний Вова Овчарек заставил петь свою миниатюрную скрипку».

В архивах Филармонии программки концерта не оказалось, не сохранился он и в памяти Владимира Овчарека. Дебютным выступлением в Филармонии ему запомнился концерт юных дарований 2 ноября 1937 года, где он играл концерт Берио уже как ученик Специальной музыкальной школы при консерватории. Сюда Володю Овчарека принимают в 1937 году вместе с педагогом, у которого он учится до окончания 5-го класса. Потом начнется война. Александр Грико эвакуируется в Пермь (тогда – Молотов) с Театром имени Кирова (Мариинским), где играет в оркестре, Овчарек – с консерваторией и школой в Ташкент. С ним поедет и мама, отец отправится на фронт, в марте 1942-го придет известие о его гибели под Ленинградом. Ташкент запомнится разным: голодом, малярией, шалостями с однокашниками, сбором хлопка, концертами в госпиталях и на предприятиях, участием в исполнении 22 июня 1942 года Седьмой симфонии Шостаковича под управлением Ильи Мусина: в консерваторский оркестр Овчарека сажают за последний пульт 1-х скрипок, но для 15-летнего школьника это огромная честь.

Класс Вениамина Шера: 1-й ряд: Любовь Вигдергауз, Григорий Луцкий 2-й ряд: Клименков, профессор Шер, М. Шендерова, М. Гиршович 3-й ряд: NN, А. Шпонка, В. Овчарек.
Фото из личного архива Михаила Махтина (публикуется с разрешения владельца).

С 6-го класса он учится у Вениамина Иосифовича Шера, у него окончит и школу в 1945 году, и консерваторию в 1950-м. В дипломе написано: солист, ансамблист и педагог. В годы учебы Овчареку прочат успешную сольную карьеру, еще в 10-м классе он получает диплом на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Москва, 1945). В Большом зале скрипач играет с оркестром в 1947-м концерт Мендельсона, в 1950-м – Интродукцию и рондо-каприччиозо Сен-Санса. К сольной карьере он вернется в 1980-е, а пока погружается в квартетное музицирование, которому останется верен на всю жизнь.

Уже на втором курсе консерватории, в 1946 году, Овчарек собирает своих друзей-студентов в Струнный квартет. Среди участников – друг с первых школьных лет скрипач Григорий Слуцкий, старший товарищ по школе виолончелист Бениамин Морозов и альтист Виссарион Соловьев. Начинание студентов поддерживает и педагог Овчарека по специальности Вениамин Шер, и преподаватель квартетного класса Александр Михайлович Рывкин – альтист знаменитого Квартета имени Глазунова.

Занимаясь по нескольку часов в день, ансамбль быстро набирает репертуар. 21 мая 1950 года Квартет Ленинградской консерватории впервые выступает в дневном абонементном концерте Малого зала филармонии, который вскоре станет для ансамбля главной концертной площадкой. В 1951 году музыкантов принимают в штат Концертного бюро Ленинградской филармонии и уже 22 декабря они играют на сцене Большого зала в концерте молодых мастеров искусств.

Бюро расформируют к началу 1957 года. У Квартета есть возможность перейти с другими артистами Бюро в Ленконцерт (тогда еще Ленгосэстрада), но они принимают решение остаться в Филармонии: Бениамин Морозов поступает в Заслуженный коллектив, трое остальных музыкантов становятся артистами Симфонического оркестра (СО), где Владимир Овчарек занимает место второго концертмейстера.

В программах оркестра он, наряду с первой скрипкой СО Львом Шиндером, исполняет оркестровые соло, участвует в органных и вокальных вечерах, играет сольные пьесы в сборных концертах. Но приоритетным остается Квартет, который в 1963 году получает имя Танеева. Популярность Квартета растет, а интенсивная концертная деятельность не всегда легко координируется с работой в разных оркестрах. В 1967 году Морозова сменяет артист СО Иосиф Левинзон, а в 1969-м Филармония добивается у Министерства культуры отдельной штатной единицы для Квартета и до 1978 года ансамблисты имеют возможность полностью посвятить себя любимому делу.

В 1979 году ситуация меняется – концертмейстер Заслуженного коллектива Виктор Либерман эмигрирует в Нидерланды, его место занимает Георгий Кнеллер, а на позицию второго концертмейстера Евгений Мравинский приглашает Владимира Овчарека, которого хорошо знает по работе в Квартете Танеева. Вслед за ним в ЗКР переходят и другие танеевцы.

В 1990 году Владимир Юрьевич Овчарек становится 1-й скрипкой Заслуженного коллектива и занимает это место до своего ухода из Филармонии в августе 1994 года. В программах ЗКР он играет оркестровые соло (среди них и «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, «Шехеразада» Римского-Корсакова), выступает с коллегами и как солист: в концерте Стамица для кларнета (с Валерием Безрученко) и скрипки с оркестром, в концерте Баха для двух скрипок (с Вадимом Селицким, с Александром Стангом, со своим учеником Ильей Иоффом), в концертной симфонии Моцарта для скрипки и альта (с Владимиром Стопичевым), в концертной симфонии Гайдна для гобоя, фагота, скрипки и виолончели (все участники – первые голоса ЗКР).

31 мая 1991 года Двойной концерт Брамса Владимир Овчарек играет с виолончелистом Бениамином Морозовым, своим давним соратником по Квартету Танеева, участником которого Морозов был в 1946–1967. Все годы с танеевцами сотрудничала прекрасная пианистка, жена Бениамина Морозова Тамара Фидлер, вместе они играли в Малом зале фортепианные квартеты, квинтеты. Еще со времен Концертного бюро они объединились в Фортепианное трио Ленинградской филармонии. И хотя после 1958 года никакого официального статуса у ансамбля не было, под этим названием они продолжали выступать долгие годы, дав последний концерт в Малом зале имени Глинки 30 марта 1991 года. Здесь Владимир Овчарек сыграл с Тамарой Фидлер и три сонатных вечера – 22 ноября 1981, 28 октября 1983 (три сонаты Брамса) и 30 марта 1991 годов: сольных концертов в биографии именитого скрипача не было со студенческих лет! Вместе музыканты – Овчарек, Морозов и Фидлер – вышли на сцену Большого зала в Тройном концерте Бетховена 15 февраля 1990-го и 12 февраля 1992 года.

Вскоре Овчарек покинет оркестр. Квартет, как и прежде, останется самым главным в его жизни. Предан он и своим ученикам. Преподавать в консерватории Владимир Юрьевич Овчарек начал в 1963 году, воспитав несколько поколений прекрасных скрипачей, обожавших своего учителя – требовательного, но всегда доброжелательного, с прекрасным чувством юмора и бесконечными творческими идеями. Уйдя из Филармонии, он проводит фестиваль «50 знаменитых скрипичных концертов»: в Малом зале имени Глазунова в консерватории и в Капелле их исполняют учитель и его ученики. Первый цикл проходит в 2001–2002, второй – в 2006–2007, он приурочен к 80-летию Владимира Юрьевича Овчарека. Концерт к его юбилею дает 29 марта 2007 года и Филармония: Большой зал в это время на реставрации и Заслуженный коллектив играет в честь юбиляра в зале Капеллы. Вечер открывает поэмой Шоссона ученик Овчарека, ныне концертмейстер вторых скрипок ЗКР Илья Козлов, а завершает канцонеттой Годара 80-летний профессор.

Илья Козлов сменит учителя в Квартете имени Танеева. Памяти его основателя Владимира Юрьевича Овчарека ансамбль даст 5 марта 2012 года концерт в Малом зале.

На этой сцене с 1950 года скрипач выступал в ансамблях с Мстиславом Ростроповичем, Андреем Волконским, Алексеем Любимовым, Исайей Браудо, с музыкантами филармонических оркестров и дал более 500 концертов с Квартетом. Когда-то он мечтал, чтобы ансамблю присвоили имя Шостаковича, но Министерство культуры отказало: Шостакович хоть и классик, но живой! И все же с Шостаковичем связана самая дорогая для Владимира Овчарека премьера (а были их десятки) – первое исполнение последнего 15-го квартета композитор доверил Квартету имени Танеева, оно состоялось 15 ноября 1974 года в Малом зале.

В личном архиве Владимира Юрьевича сохранилось и связанное с этим событием письмо от Шостаковича, впервые опубликованное в книге «Первая скрипка» (Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургской консерватории, 2007). Автор Наталия Брагинская собрала документы, отзывы коллег, а ее большое интервью с героем книги, чья цепкая память сохранила имена и события далеких лет, рисует портрет прекрасного, бесконечно преданного профессии музыканта и чудесного человека Владимира Юрьевича Овчарека.

И. Р.


Концерты

  • 2 ноября 1937

    Вечер юных дарований

    В программе: Старокадомский, Покрасс, Дунаевский, Риего, Берио, Григ, Гендель, Глазунов, Дзержинский, Ионов, Кабалевский, Александров, Вивальди, Лист

  • 20 апреля 1947 (днем)

    7-й концерт 4-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Шостакович. Симфония № 5. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»

  • 12 февраля 1950

    5-й концерт 7-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    (программа не указана)

  • 22 декабря 1951

    (рукописная книга)

    Концерт молодых мастеров советского искусства

    (программа не указана)

  • 23 ноября 1954

    (рукописная книга)

    Органный вечер
    Исайя Браудо

    В программе: Букстехуде, Пахельбель, Резон, Брунс, Вивальди, Бах

  • 2 января 1957

    (рукописная книга)

    Органный вечер
    Исайя Браудо

    В программе: Бах, Фрескобальди, Вивальди, Циполи, Телеман

  • 14 марта 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дьюла Немет (Венгрия)

    В программе: Россини, Бетховен, Дворжак, Глиэр, Гуно, Верди, Боккерини, Чайковский, Глазунов, Бизе, И. Штраус (сын), Брамс

  • 24 декабря 1959

    3-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Корелли. Concerto Grosso фа мажор, соч. 6 № 12. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 25 декабря 1959

    (повторение программы 24 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Корелли. Concerto Grosso фа мажор, соч. 6 № 12. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 29 ноября 1960

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 5 мая 1963

    6-й заключительный концерт 9-го абонемента (для рабочей молодежи)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Червинский. «Четыре баллады о Ленине» для двух солистов, хора и симфонического оркестра. Вайнберг. Концерт для скрипки с оркестром (в 1-й раз в Ленинграде). Петров. «Радда и Лойко», симфоническая поэма. Соловьев-Седой. В порт вошла «Россия», фрагменты из балета (исп. в 1-й раз). Евлахов. «Ивушка», сюита из балета.

  • 16 марта 1965

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 17 мая 1966

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 3 января 1967

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 16 мая 1967

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 25 мая 1967

    7-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)

    Гендель. Concerto grosso № 9. Бетховен. Симфония № 9

  • 26 мая 1967

    7-й концерт 7-го абонемента (повтор программы 25 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)

    Гендель. Concerto grosso № 9. Бетховен. Симфония № 9

  • 6 ноября 1967

    3-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Блажков

    Чайковский. Симфония № 2. Давиденко. Два хора из оратории «Путь Октября». Шостакович. Симфония № 2 «Октябрю»

  • 21 ноября 1967

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 18 ноября 1968

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова




Другие материалы

Аким Козлов

Аким Козлов

Тромбон 1908–1992
Ирина Козолупова

Ирина Козолупова

Фортепиано 1910–1993

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»