Персоны
Владимир Овчарек
Биография
Овчарек Владимир Юрьевич – скрипач, с 1 февраля 1951 до 29 августа 1994 годов – артист Филармонии: с 1951-го – 1-я скрипка Квартета имени Танеева (тогда Квартет Ленинградской филармонии), одновременно в 1956–1969 – второй концертмейстер Симфонического оркестра, с 1979-го – второй концертмейстер Заслуженного коллектива, в 1990–1994 – 1-я скрипка оркестра.
Владимир Овчарек родился в украинском городе Николаеве, но с пяти лет жил в Ленинграде, куда в 1932-м перевели работать его отца. Скрипку мальчик слышал только по радио, но мечтал играть на ней с раннего детства. В 7 лет мама отвела его не только в общеобразовательную школу, но и в Дом творческого воспитания детей в класс скрипки Александра Ивановича Грико. Не проявив особых способностей на экзамене, юный скрипач быстро осваивал инструмент и делал редкие для малыша успехи. 14 марта 1936 года в газете «Смена» появляется заметка о концерте юных дарований, состоявшемся в Большом зале 12 марта, в которой обозреватель замечает:
«Восьмилетний Вова Овчарек заставил петь свою миниатюрную скрипку».
В архивах Филармонии программки концерта не оказалось, не сохранился он и в памяти Владимира Овчарека. Дебютным выступлением в Филармонии ему запомнился концерт юных дарований 2 ноября 1937 года, где он играл концерт Берио уже как ученик Специальной музыкальной школы при консерватории. Сюда Володю Овчарека принимают в 1937 году вместе с педагогом, у которого он учится до окончания 5-го класса. Потом начнется война. Александр Грико эвакуируется в Пермь (тогда – Молотов) с Театром имени Кирова (Мариинским), где играет в оркестре, Овчарек – с консерваторией и школой в Ташкент. С ним поедет и мама, отец отправится на фронт, в марте 1942-го придет известие о его гибели под Ленинградом. Ташкент запомнится разным: голодом, малярией, шалостями с однокашниками, сбором хлопка, концертами в госпиталях и на предприятиях, участием в исполнении 22 июня 1942 года Седьмой симфонии Шостаковича под управлением Ильи Мусина: в консерваторский оркестр Овчарека сажают за последний пульт 1-х скрипок, но для 15-летнего школьника это огромная честь.
Класс Вениамина Шера: 1-й ряд: Любовь Вигдергауз, Григорий Луцкий 2-й ряд: Клименков, профессор Шер, М. Шендерова, М. Гиршович 3-й ряд: NN, А. Шпонка, В. Овчарек.
Фото из личного архива Михаила Махтина (публикуется с разрешения владельца).
С 6-го класса он учится у Вениамина Иосифовича Шера, у него окончит и школу в 1945 году, и консерваторию в 1950-м. В дипломе написано: солист, ансамблист и педагог. В годы учебы Овчареку прочат успешную сольную карьеру, еще в 10-м классе он получает диплом на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Москва, 1945). В Большом зале скрипач играет с оркестром в 1947-м концерт Мендельсона, в 1950-м – Интродукцию и рондо-каприччиозо Сен-Санса. К сольной карьере он вернется в 1980-е, а пока погружается в квартетное музицирование, которому останется верен на всю жизнь.
Уже на втором курсе консерватории, в 1946 году, Овчарек собирает своих друзей-студентов в Струнный квартет. Среди участников – друг с первых школьных лет скрипач Григорий Слуцкий, старший товарищ по школе виолончелист Бениамин Морозов и альтист Виссарион Соловьев. Начинание студентов поддерживает и педагог Овчарека по специальности Вениамин Шер, и преподаватель квартетного класса Александр Михайлович Рывкин – альтист знаменитого Квартета имени Глазунова.
Занимаясь по нескольку часов в день, ансамбль быстро набирает репертуар. 21 мая 1950 года Квартет Ленинградской консерватории впервые выступает в дневном абонементном концерте Малого зала филармонии, который вскоре станет для ансамбля главной концертной площадкой. В 1951 году музыкантов принимают в штат Концертного бюро Ленинградской филармонии и уже 22 декабря они играют на сцене Большого зала в концерте молодых мастеров искусств.
Бюро расформируют к началу 1957 года. У Квартета есть возможность перейти с другими артистами Бюро в Ленконцерт (тогда еще Ленгосэстрада), но они принимают решение остаться в Филармонии: Бениамин Морозов поступает в Заслуженный коллектив, трое остальных музыкантов становятся артистами Симфонического оркестра (СО), где Владимир Овчарек занимает место второго концертмейстера.
В программах оркестра он, наряду с первой скрипкой СО Львом Шиндером, исполняет оркестровые соло, участвует в органных и вокальных вечерах, играет сольные пьесы в сборных концертах. Но приоритетным остается Квартет, который в 1963 году получает имя Танеева. Популярность Квартета растет, а интенсивная концертная деятельность не всегда легко координируется с работой в разных оркестрах. В 1967 году Морозова сменяет артист СО Иосиф Левинзон, а в 1969-м Филармония добивается у Министерства культуры отдельной штатной единицы для Квартета и до 1978 года ансамблисты имеют возможность полностью посвятить себя любимому делу.
В 1979 году ситуация меняется – концертмейстер Заслуженного коллектива Виктор Либерман эмигрирует в Нидерланды, его место занимает Георгий Кнеллер, а на позицию второго концертмейстера Евгений Мравинский приглашает Владимира Овчарека, которого хорошо знает по работе в Квартете Танеева. Вслед за ним в ЗКР переходят и другие танеевцы.
В 1990 году Владимир Юрьевич Овчарек становится 1-й скрипкой Заслуженного коллектива и занимает это место до своего ухода из Филармонии в августе 1994 года. В программах ЗКР он играет оркестровые соло (среди них и «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, «Шехеразада» Римского-Корсакова), выступает с коллегами и как солист: в концерте Стамица для кларнета (с Валерием Безрученко) и скрипки с оркестром, в концерте Баха для двух скрипок (с Вадимом Селицким, с Александром Стангом, со своим учеником Ильей Иоффом), в концертной симфонии Моцарта для скрипки и альта (с Владимиром Стопичевым), в концертной симфонии Гайдна для гобоя, фагота, скрипки и виолончели (все участники – первые голоса ЗКР).
31 мая 1991 года Двойной концерт Брамса Владимир Овчарек играет с виолончелистом Бениамином Морозовым, своим давним соратником по Квартету Танеева, участником которого Морозов был в 1946–1967. Все годы с танеевцами сотрудничала прекрасная пианистка, жена Бениамина Морозова Тамара Фидлер, вместе они играли в Малом зале фортепианные квартеты, квинтеты. Еще со времен Концертного бюро они объединились в Фортепианное трио Ленинградской филармонии. И хотя после 1958 года никакого официального статуса у ансамбля не было, под этим названием они продолжали выступать долгие годы, дав последний концерт в Малом зале имени Глинки 30 марта 1991 года. Здесь Владимир Овчарек сыграл с Тамарой Фидлер и три сонатных вечера – 22 ноября 1981, 28 октября 1983 (три сонаты Брамса) и 30 марта 1991 годов: сольных концертов в биографии именитого скрипача не было со студенческих лет! Вместе музыканты – Овчарек, Морозов и Фидлер – вышли на сцену Большого зала в Тройном концерте Бетховена 15 февраля 1990-го и 12 февраля 1992 года.
Вскоре Овчарек покинет оркестр. Квартет, как и прежде, останется самым главным в его жизни. Предан он и своим ученикам. Преподавать в консерватории Владимир Юрьевич Овчарек начал в 1963 году, воспитав несколько поколений прекрасных скрипачей, обожавших своего учителя – требовательного, но всегда доброжелательного, с прекрасным чувством юмора и бесконечными творческими идеями. Уйдя из Филармонии, он проводит фестиваль «50 знаменитых скрипичных концертов»: в Малом зале имени Глазунова в консерватории и в Капелле их исполняют учитель и его ученики. Первый цикл проходит в 2001–2002, второй – в 2006–2007, он приурочен к 80-летию Владимира Юрьевича Овчарека. Концерт к его юбилею дает 29 марта 2007 года и Филармония: Большой зал в это время на реставрации и Заслуженный коллектив играет в честь юбиляра в зале Капеллы. Вечер открывает поэмой Шоссона ученик Овчарека, ныне концертмейстер вторых скрипок ЗКР Илья Козлов, а завершает канцонеттой Годара 80-летний профессор.
Илья Козлов сменит учителя в Квартете имени Танеева. Памяти его основателя Владимира Юрьевича Овчарека ансамбль даст 5 марта 2012 года концерт в Малом зале.
На этой сцене с 1950 года скрипач выступал в ансамблях с Мстиславом Ростроповичем, Андреем Волконским, Алексеем Любимовым, Исайей Браудо, с музыкантами филармонических оркестров и дал более 500 концертов с Квартетом. Когда-то он мечтал, чтобы ансамблю присвоили имя Шостаковича, но Министерство культуры отказало: Шостакович хоть и классик, но живой! И все же с Шостаковичем связана самая дорогая для Владимира Овчарека премьера (а были их десятки) – первое исполнение последнего 15-го квартета композитор доверил Квартету имени Танеева, оно состоялось 15 ноября 1974 года в Малом зале.
В личном архиве Владимира Юрьевича сохранилось и связанное с этим событием письмо от Шостаковича, впервые опубликованное в книге «Первая скрипка» (Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургской консерватории, 2007). Автор Наталия Брагинская собрала документы, отзывы коллег, а ее большое интервью с героем книги, чья цепкая память сохранила имена и события далеких лет, рисует портрет прекрасного, бесконечно преданного профессии музыканта и чудесного человека Владимира Юрьевича Овчарека.
И. Р.
Концерты
-
2 ноября 1937
Вечер юных дарований
В программе: Старокадомский, Покрасс, Дунаевский, Риего, Берио, Григ, Гендель, Глазунов, Дзержинский, Ионов, Кабалевский, Александров, Вивальди, Лист
-
20 апреля 1947 (днем)
7-й концерт 4-го дневного абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичШостакович. Симфония № 5. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
-
12 февраля 1950
5-й концерт 7-го дневного абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Николай Рабинович(программа не указана)
-
22 декабря 1951
(рукописная книга)
Концерт молодых мастеров советского искусства
(программа не указана)
-
23 ноября 1954
(рукописная книга)
Органный вечер
Исайя БраудоВ программе: Букстехуде, Пахельбель, Резон, Брунс, Вивальди, Бах
-
2 января 1957
(рукописная книга)
Органный вечер
Исайя БраудоВ программе: Бах, Фрескобальди, Вивальди, Циполи, Телеман
-
14 марта 1958
Симфонический концерт
Дирижер – Дьюла Немет (Венгрия)В программе: Россини, Бетховен, Дворжак, Глиэр, Гуно, Верди, Боккерини, Чайковский, Глазунов, Бизе, И. Штраус (сын), Брамс
-
24 декабря 1959
3-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингКорелли. Concerto Grosso фа мажор, соч. 6 № 12. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
25 декабря 1959
(повторение программы 24 декабря)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингКорелли. Concerto Grosso фа мажор, соч. 6 № 12. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
29 ноября 1960
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
5 мая 1963
6-й заключительный концерт 9-го абонемента (для рабочей молодежи)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧервинский. «Четыре баллады о Ленине» для двух солистов, хора и симфонического оркестра. Вайнберг. Концерт для скрипки с оркестром (в 1-й раз в Ленинграде). Петров. «Радда и Лойко», симфоническая поэма. Соловьев-Седой. В порт вошла «Россия», фрагменты из балета (исп. в 1-й раз). Евлахов. «Ивушка», сюита из балета.
-
16 марта 1965
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
17 мая 1966
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
3 января 1967
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
16 мая 1967
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
25 мая 1967
7-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)Гендель. Concerto grosso № 9. Бетховен. Симфония № 9
-
26 мая 1967
7-й концерт 7-го абонемента (повтор программы 25 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)Гендель. Concerto grosso № 9. Бетховен. Симфония № 9
-
6 ноября 1967
3-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Игорь БлажковЧайковский. Симфония № 2. Давиденко. Два хора из оратории «Путь Октября». Шостакович. Симфония № 2 «Октябрю»
-
21 ноября 1967
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
18 ноября 1968
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова