Персоны

Тамара Фидлер

1916–2009
Худ. Татьяна Цырлина
Тамара Фидлер

Биография

Фидлер Тамара Лазаревна – пианистка, педагог.

Заниматься музыкой Тамара Фидлер начала со своей матерью – концертирующей пианисткой и педагогом Цецилией Фишберг-Фидлер. Услышав 11-летнюю девочку за роялем, Александр Константинович Глазунов с восхищением высказался об «удивительном вкусе и чувстве формы» юной пианистки.

В 12 лет, 26 мая 1929 года, Тамара Фидлер дебютирует в Большом зале филармонии, исполнив Первый концерт Бетховена с оркестром под управлением главного дирижера Николая Малько. Через полгода в Малом зале (Бетховенское фойе) она дает сольный концерт с изысканной и сложной программой – «Детские сцены» Шумана, си-минорное скерцо Шопена, виртуозный этюд Листа «Хоровод гномов», сонатина Равеля. Еще через год, 15 декабря 1930-го, состоится второй клавирабенд концертантки, и вновь с масштабной и разноплановой программой: Итальянской партитой № 6 Баха, циклом «Бабочки» Шумана, пьесами Шопена, Листа, Дебюсси.

В феврале 1935 года Тамара Фидер принимает участие во Втором всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, который проходит в Большом зале Ленинградской филармонии. I премию среди пианистов получает Яков Флиер, в числе лауреатов II премии – Мария Гринберг, III – Яков Зак. Почетные дипломы вручают 14-ти конкурсантам, в том числе представителям ленинградской школы – Тамаре Фидлер, Зинаиде Виткинд, Татьяне Рябовой и Блюме Мадорской: 7 марта 1936 года они исполнят в Большом зале концерт Баха для четырех клавиров с оркестром, дирижирует Илья Мусин.

В это время Тамара Фидлер уже учится у патриарха ленинградской фортепианной школы Леонида Владимировича Николаева. В год окончания консерватории (1938) она выступит в концерте класса Николаева в Большом зале, учебу в аспирантуре завершит в 1941-м и сразу же, как ассистент своего профессора, уедет в эвакуацию в Ташкент.

В 1942 году, после смерти Николаева, ее направляют преподавать курс общего фортепиано на факультете военно-морских дирижеров. Среди ее студентов и виолончелист Бениамин Морозов, как раз в 1942 году окончивший Специальную музыкальную школу. Их творческий, а потом и семейный союз, сложится уже в Ленинграде: после возвращения из эвакуации Бениамин Морозов будет учиться в консерватории в классе виолончели профессора Штримера, а Тамара Фидлер – преподавать на кафедре камерного ансамбля.

С камерным музицированием пианистка свяжет всю свою артистическую судьбу. Судя по воспоминаниям коллег и нескольких поколений учеников, по редким сохранившимся записям, ансамблисткой она была феноменальной. В 1948 году начнется ее многолетнее сотрудничество с будущим Квартетом имени Танеева, а тогда – Квартетом Ленинградской консерватории, созданным второкурсником Владимиром Овчареком. В Квартете играет и Бениамин Морозов. Вместе они дают десятки концертов в Малом зале филармонии, исполняя фортепианные квартеты и квинтеты – Моцарта, Шуберта, Франка, Брамса, Танеева, Аренского, Шостаковича, им посвящают сочинения ленинградские композиторы. В отдельный ансамбль складывается и Фортепианное трио Ленинградской филармонии – Тамара Фидлер, Владимир Овчарек и Бениамин Морозов. С 12 марта 1956 года они выступают в Малом зале имени Глинки, последний концерт с программой из фортепианных трио Моцарта, Бетховена и Чайковского дают здесь 30 марта 1991 года.

В течение 15-ти лет Тамара Фидлер выходит на камерную филармоническую сцену в ансамбле со скрипачом Марком Комиссаровым, 24 февраля 1972 года играет первый вечер в дуэте с Бениамином Морозовым. До 1988 года они сыграют девять совместных концертов, в которых прозвучат сонаты для виолончели и фортепиано Бетховена (№№ 3, 4, 5) и Двенадцать вариаций на тему из оратории Генделя «Иуда Маккавей»), сонаты Мендельсона (№ 2), Шопена, Брамса (№ 1 и № 2), Франка, Рихарда Штрауса, Рахманинова, пьесы Шумана, Баллада Прокофьева. Рецензии на их концерты появляются во всесоюзной газете «Советская культура», где отмечается «безупречный вкус дуэта», мастерство виолончелиста Морозова, «активная внутренняя энергия», «непреклонная ритмическая точность и одновременно свобода», «высокая культура звукоизвлечения» пианистки Тамары Фидлер.

22 ноября 1981 года Фидлер играет в дуэте с Владимиром Овчареком. Для прославленного музыканта это будет первый (!) со студенческих лет сольный концерт, и неудивительно, что для такого события он выбирает самого надежного партнера по ансамблю, с которым музицирует долгие годы. Позднее, в 1983-м и 1991-м, они сыграют еще два сонатных вечера – Моцарта, Бетховена, Брамса, Шуберта.

Весной 1991 года состоится выступление Тамары Фидлер и с другим скрипачом – приехавшим из Нидерландов бывшим концертмейстером Заслуженного коллектива Виктором Либерманом. Вечер пройдет в Большом зале филармонии, на сцену которого пианистка вновь выходит в 1990-е после длительного – с 1947 года – перерыва. Ее прощальные выступления здесь выглядят символичными: с Владимиром Овчареком и Бениамином Морозовым («Фортепианным трио Ленинградской филармонии») она дважды играет Тройной концерт Бетховена с Заслуженным коллективом – 15 февраля 1990-го и 12 февраля 1992 года.

Свой последний филармонический концерт Тамара Фидлер даст в Малом зале 26 декабря 1996 года с Квартетом имени Танеева – вечер был посвящен 50-летию ансамбля.

В 1998-м Тамара Фидлер и Бениамин Морозов уезжают к дочери в Канаду. Долгая жизнь Тамары Лазаревны Фидлер, начавшаяся в Саратове и прошедшая в Петербурге, завершится 9 апреля 2009 года в Торонто.




Другие материалы

Лев Сибиряков

Лев Сибиряков

Бас 1869/1870 – 1938 (1942?)
Робер Казадезюс

Робер Казадезюс

Фортепиано 1899–1972

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»