Персоны
Аким Козлов
![Аким Козлов](https://media.sddf.ru/Persons/Kozlov Akim trombon - avt.jpg)
Биография
Козлов Аким Алексеевич – тромбонист, в 1937–1989 – солист ЗКР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В марте 1989 года Филармонический оркестр под управлением Юрия Темирканова играл в Большом зале Вебера, Прокофьева и Рахманинова. В программке того вечера было указано: «Заслуженный коллектив РСФСР академический симфонический оркестр посвящает концерт тромбонисту А. А. Козлову, прослужившему в оркестре более полувека». Спустя две недели, 26 марта, сам Аким Алексеевич, к этому времени перешагнувший восьмидесятилетний рубеж, вышел на сцену Малого зала имени Глинки, исполнив вместе с арфисткой Татьяной Тауэр Романс Сен-Санса. Так заканчивалась его долгая филармоническая карьера…
А начиналась она в далеком 1937 году, когда студент Ленинградской консерватории выиграл конкурс в первый (тогда единственный) Филармонический оркестр. Имя Козлова станет одной из легенд Заслуженного коллектива, его ценили главные дирижеры – Евгений Мравинский и Юрий Темирканов, ему писали персональные благодарности гастролеры – Натан Рахлин, Вилли Ферреро, его лично благодарил за соло в своих симфониях Дмитрий Шостакович.
15 декабря 1947 года. Премьера оратории "Отчизна" Юрия Левитина. В центре: Аким Козлов, Евгений Мравинский и автор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Детство Акима Алексеевича ничем не предвещало ни сотрудничество с великими музыкантами, ни гастроли по миру. Правда, в биографиях его непременно пишут, что большая крестьянская семья, где родился будущий тромбонист, была музыкальной. Но от инструментов симфонического оркестра семейные увлечения были весьма далеки: отец поигрывал на гармошке, дети дудели в рожки, иногда самодельные. Звуками рожка Аким будил Железнодорожный полк, куда родители определили его в голодные постреволюционные годы. Будил, видимо, громко и звонко, ибо был замечен военным капельмейстером и принят воспитанником уже в музыкальный взвод.
Дальше была учеба в консерватории – сначала, с 1931-го, на рабфаке, затем, с 1933-го, на основном духовом факультете. В 1941 году, уже работая в Филармонии, Аким Козлов окончил аспирантуру. Сразу после экзаменов записался в ополчение, но был отозван специальным постановлением обратно в Филармонический оркестр, который отправлялся в эвакуацию в Новосибирск.
Длительная служба музыканта в Заслуженном коллективе никак не отражена на афишах Большого зала 1930–1960-х годов. В этот период его имя указано лишь в отчетном концерте артистов ЗКР в марте 1939 года. С 1965-го Козлов периодически участвовал в составе разных ансамблей в концертах Малого зала. А в связи с оркестровым соло он впервые был упомянут в программке 1972 года, хотя нет сомнений, что ответственные соло в программах Мравинского и других дирижеров музыкант исполнял и раньше.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Аким Козлов стал родоначальником целой династии артистов ЗКР: в оркестре играл его сын – контрабасист Сергей Козлов и невестка – арфистка Татьяна Тауэр. Не менее важно другое: в филармонических оркестрах, а также в других коллективах города, страны и мира, играли многочисленные ученики консерваторского класса Акима Алексеевича.
О. Р.
P. S.
Листая сохранившуюся в архивах филармонической библиотеки подшивку прессы, мы обнаружили еще одно выступление Акима Козлова в Большом зале. Позже нашлось и приглашение на концерт в одном отделении (программка не издавалась) в честь 50-летия службы Акима Козлова в Заслуженном коллективе. О событии, состоявшемся днем 1 декабря 1987 года в Большом зале, подробно написал в газете «Ленинградская правда» корреспондент ЛенТАСС Олег Сердобольский. В заметке опубликованы и фрагменты интервью с музыкантом, открывающие удивительные обстоятельства, приведшие пастуха-подпаска на мировые концертные сцены.
Концерты
-
15 марта 1939
(пригласительный билет, содержит программу)
Творческий показ отдельных групп Симфонического оркестра Филармонии в порядке соцсоревнования, посвященного XVIII партсъезду
В программе: Бах, Гендель, Экклз, Моцарт, Шуман, Римский-Корсаков, Бёме, Лядов, Прокофьев, Каливода
-
6 апреля 1941
(программка с составом оркестра)
Творческий самоотчет артистов Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии
В программе: Бёме, Цабель, Бах, Шуман, Гендель, Глиэр, Вебер, Марчелло, Хренников, Римский-Корсаков, Палиашвили, Кулау, Щелоков, Гале, Вивальди, Прокофьев, Мендельсон
-
5 мая 1972
2-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийМоцарт. Симфония № 39. Шостакович. Симфония № 15
-
6 мая 1972
(повтор программы 5 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийМоцарт. Симфония № 39. Шостакович. Симфония № 15
-
10 марта 1973
4-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийВагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид». Вступление и Антракт к III акту оперы «Лоэнгрин». Шостакович. Симфония № 15
-
11 марта 1973
(повтор программы 10 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийВагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид». Вступление и Антракт к III акту оперы «Лоэнгрин». Шостакович. Симфония № 15
-
15 сентября 1973
(программка с составом артистов Оркестра ЗКР)
Открытие сезона
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийМоцарт. Симфония № 39. Шостакович. Симфония № 15
-
16 сентября 1973
1-й концерт 1-го абонемента. Программка с составом артистов Оркестра ЗКР.
Открытие сезона
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийМоцарт. Симфония № 39. Шостакович. Симфония № 15
-
15 января 1978 (днем)
3-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Валентин НестеровМонтеверди. «Орфей-сюита». Стравинский. Симфония в трех частях. Бах. Концерт для клавесина с оркестром ми мажор. Слонимский. Симфонический мотет