Персоны

Аким Козлов

1908–1992
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Аким Козлов

Биография

Козлов Аким Алексеевич – тромбонист, в 1937–1989 – солист ЗКР.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В марте 1989 года Филармонический оркестр под управлением Юрия Темирканова играл в Большом зале Вебера, Прокофьева и Рахманинова. В программке того вечера было указано: «Заслуженный коллектив РСФСР академический симфонический оркестр посвящает концерт тромбонисту А. А. Козлову, прослужившему в оркестре более полувека». Спустя две недели, 26 марта, сам Аким Алексеевич, к этому времени перешагнувший восьмидесятилетний рубеж, вышел на сцену Малого зала имени Глинки, исполнив вместе с арфисткой Татьяной Тауэр Романс Сен-Санса. Так заканчивалась его долгая филармоническая карьера…

А начиналась она в далеком 1937 году, когда студент Ленинградской консерватории выиграл конкурс в первый (тогда единственный) Филармонический оркестр. Имя Козлова станет одной из легенд Заслуженного коллектива, его ценили главные дирижеры – Евгений Мравинский и Юрий Темирканов, ему писали персональные благодарности гастролеры – Натан Рахлин, Вилли Ферреро, его лично благодарил за соло в своих симфониях Дмитрий Шостакович.

15 декабря 1947 года. Премьера оратории "Отчизна" Юрия Левитина. В центре: Аким Козлов, Евгений Мравинский и автор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Детство Акима Алексеевича ничем не предвещало ни сотрудничество с великими музыкантами, ни гастроли по миру. Правда, в биографиях его непременно пишут, что большая крестьянская семья, где родился будущий тромбонист, была музыкальной. Но от инструментов симфонического оркестра семейные увлечения были весьма далеки: отец поигрывал на гармошке, дети дудели в рожки, иногда самодельные. Звуками рожка Аким будил Железнодорожный полк, куда родители определили его в голодные постреволюционные годы. Будил, видимо, громко и звонко, ибо был замечен военным капельмейстером и принят воспитанником уже в музыкальный взвод.

Дальше была учеба в консерватории – сначала, с 1931-го, на рабфаке, затем, с 1933-го, на основном духовом факультете. В 1941 году, уже работая в Филармонии, Аким Козлов окончил аспирантуру. Сразу после экзаменов записался в ополчение, но был отозван специальным постановлением обратно в Филармонический оркестр, который отправлялся в эвакуацию в Новосибирск.

Длительная служба музыканта в Заслуженном коллективе никак не отражена на афишах Большого зала 1930–1960-х годов. В этот период его имя указано лишь в отчетном концерте артистов ЗКР в марте 1939 года. С 1965-го Козлов периодически участвовал в составе разных ансамблей в концертах Малого зала. А в связи с оркестровым соло он впервые был упомянут в программке 1972 года, хотя нет сомнений, что ответственные соло в программах Мравинского и других дирижеров музыкант исполнял и раньше.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Аким Козлов стал родоначальником целой династии артистов ЗКР: в оркестре играл его сын – контрабасист Сергей Козлов и невестка – арфистка Татьяна Тауэр. Не менее важно другое: в филармонических оркестрах, а также в других коллективах города, страны и мира, играли многочисленные ученики консерваторского класса Акима Алексеевича.

О. Р.

P. S.

Листая сохранившуюся в архивах филармонической библиотеки подшивку прессы, мы обнаружили еще одно выступление Акима Козлова в Большом зале. Позже нашлось и приглашение на концерт в одном отделении (программка не издавалась) в честь 50-летия службы Акима Козлова в Заслуженном коллективе. О событии, состоявшемся днем 1 декабря 1987 года в Большом зале, подробно написал в газете «Ленинградская правда» корреспондент ЛенТАСС Олег Сердобольский. В заметке опубликованы и фрагменты интервью с музыкантом, открывающие удивительные обстоятельства, приведшие пастуха-подпаска на мировые концертные сцены.


Концерты

  • 15 марта 1939

    (пригласительный билет, содержит программу)

    Творческий показ отдельных групп Симфонического оркестра Филармонии в порядке соцсоревнования, посвященного XVIII партсъезду

    В программе: Бах, Гендель, Экклз, Моцарт, Шуман, Римский-Корсаков, Бёме, Лядов, Прокофьев, Каливода

  • 6 апреля 1941

    (программка с составом оркестра)

    Творческий самоотчет артистов Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии

    В программе: Бёме, Цабель, Бах, Шуман, Гендель, Глиэр, Вебер, Марчелло, Хренников, Римский-Корсаков, Палиашвили, Кулау, Щелоков, Гале, Вивальди, Прокофьев, Мендельсон

  • 5 мая 1972

    2-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Симфония № 39. Шостакович. Симфония № 15

  • 6 мая 1972

    (повтор программы 5 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Симфония № 39. Шостакович. Симфония № 15

  • 10 марта 1973

    4-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид». Вступление и Антракт к III акту оперы «Лоэнгрин». Шостакович. Симфония № 15

  • 11 марта 1973

    (повтор программы 10 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид». Вступление и Антракт к III акту оперы «Лоэнгрин». Шостакович. Симфония № 15

  • 15 сентября 1973

    (программка с составом артистов Оркестра ЗКР)

    Открытие сезона
    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Симфония № 39. Шостакович. Симфония № 15

  • 16 сентября 1973

    1-й концерт 1-го абонемента. Программка с составом артистов Оркестра ЗКР.

    Открытие сезона
    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Симфония № 39. Шостакович. Симфония № 15

  • 15 января 1978 (днем)

    3-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валентин Нестеров

    Монтеверди. «Орфей-сюита». Стравинский. Симфония в трех частях. Бах. Концерт для клавесина с оркестром ми мажор. Слонимский. Симфонический мотет

  • 4 апреля 1980

    6-й заключительный концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марис Янсонс

    Малер. Симфония № 3 для оркестра, контральто, женского и детского хоров

  • 5 апреля 1980

    (повтор программы 4 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марис Янсонс

    Малер. Симфония № 3 для оркестра, контральто, женского и детского хоров

  • 21 октября 1983

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Шостакович. Симфония № 15

  • 26 января 1984

    3-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Успенский. Симфоническая поэма «Посвящение мужеству». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Рахманинов. Симфония № 2

  • 30 октября 1985

    3-й концерт 17-го абонемента

    «Все симфонии Густава Малера»
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Малер. Симфония № 3

  • 1 декабря 1987

    (пригласительный билет)

    Концерт в честь Акима Козлова
    к 50-летию работы тромбониста в филармонии
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    В программе: Вагнер, Малер




Другие материалы

Лев Книппер

Лев Книппер

Композитор 1898–1974
Владимир Овчарек

Владимир Овчарек

Скрипка 1927–2007

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»