Персоны

Надежда Бронникова

1903–1981
Надежда Бронникова и Карл Элиасберг, 1938 год. Фото из книги "Карл Ильич Элиасберг. Воспоминания, исследования, документы", составитель В. В. Козлов. Издательский дом "Сад искусств", Санкт-Петербург, 2012
Надежда Бронникова

Биография

Бронникова Надежда Дмитриевна – пианистка, жена Карла Элиасберга.

Надежда Бронникова выросла в семье музыкантов. Петербургскую консерваторию окончили ее дед и отец, учившийся в классе композиции Николая Соловьева и друживший с Глазуновым. Сама Бронникова училась в классе Леонида Николаева, окончила консерваторию в 1926-м, а в 1931-м пришла работать пианистом-концертмейстером в Радиокомитет.

Пианистка выступала в концертах и в прямом эфире (другого тогда не было) с инструменталистами и певцами, готовила с ними программы и, судя по отзывам музыкантов, была прекрасным ансамблистом.

«Работать с Надеждой Дмитриевной было наслаждением, – пишет виолончелист Эммануил Фишман. – Она была интеллигентнейший, добрейший человек, чудесный музыкант. От нее веяло духом академизма – не сухого, а истинного – основанного на деликатном уважении традиций».

Воспоминания эти опубликованы в книге Виктора Васильевича Козлова «Карл Ильич Элиасберг. Воспоминания. Исследования. Документы» (с. 20). На ее страницах приводится и письмо композитора, певца Олеся Чишко, датированное 1969-м годом:

«Мои воспоминания теперь… невольно обращаются к Вам, прекрасному музыканту и человеку, с которым немало времени я провел в Ленинградском Радио. Когда-то Вы подарили мне альбом… наших передач. В нем было много нового, интересного … ‘’Гадкий утенок’’ Прокофьева, и ‘’Песни влюбленного муэдзина’’ Шимановского, и ‘’Любовь поэта’’ Шумана, и ‘’Шехерезада’’ Равеля … и еще немало другого. Альбом погиб, но Ваше обаяние, Ваш почерк – четкий, ясный, Ваше понимание и помощь мне в их трактовке и исполнительстве – остались. Спасибо Вам!» (с. 224).

В 1932-м в Радиокомитете создают симфонический оркестр. Бронникова играет теперь и в оркестровых программах, а штатным дирижером коллектива становится Карл Элиасберг(главным дирижером в 1932–1934 годы по контракту на шесть месяцев в году был немец Хайнц Унгер). В 1937-м Надежда Бронникова и Карл Элиасберг поженятся и всю непростую жизнь проведут вместе. Взаимоотношения этой интеллигентной, образованной, любящей и преданной пары обращали на себя внимание всех, кто общался с ними. Виктор Козлов в своей книге публикует несколько писем Элиасберга жене, отправленных с гастролей в 1957 и 1960 годах; и хотя вместе было прожито уже больше двадцати лет, Элиасберг подписывался «Твой Тутик». Опубликованные в этой же книге письма Курта Зандерлинга, переехавшего в 1960 году в Германию, начинаются с обращения: «дорогие Бронеасберги», или «дорогие Карлуши» (с. 210–217).

В блокаду семья Элиасбергов осталась в Ленинграде. Они пережили все тяготы страшного времени, с января по апрель провели в располагавшемся в гостинице «Астория» стационаре, куда их поместили в связи с крайним истощением. Эти месяцы станут кратким вынужденным перерывом в работе с Оркестром – единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе.

Карл Элиасберг и Надежда Бронникова. Город Сортавала, 1975 год.
Фото из книги "Карл Ильич Элиасберг. Воспоминания, исследовани, документы"

Элиасберг дирижировал концертами и оперными спектаклями, провел в Большом зале исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. На блокадной премьере Надежда Дмитриевна играла в оркестре. Кроме этого концерта она лишь несколько раз выступила в Филармонии. В 1942-м пианистка дважды играла здесь с ксилафонистом оркестра Василием Осадчуком. В концерте памяти Рахманинова, состоявшемся через месяц после смерти композитора, со скрипачом Семеном Аркиным и виолончелистом Игорем Лури Бронникова исполнила первую часть фортепианного трио Рахманинова «Памяти великого художника». А 12 марта 1944 года в последний раз вышла на сцену Большого зала, аккомпанируя музыкантам во время «творческого самоотчета артистов Симфонического оркестра Ленинградского Радиокомитета».

И. Р


Концерты

  • 30 мая 1942

    (машинопись – два дополняющих варианта, рукопись программы II отделения, рукописная книга, афиша)

    Сборный концерт

    В программе: Л. Толстой, Щербачев, Стоггарт–Фримль, Дунаевский, Сен-Санс, Давид, Батинелли, Бенедикт, Лекок, Твардовский, Поляков

  • 21 июня 1942

    (афиша и рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Бородин, Дунаевский, Сен-Санс, Щербачев, Блантер, Кочуров, Соловьев-Седой, Хренников, Будашкин, Дзержинский, песни

  • 2 августа 1942

    (машинопись, рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, плакаты)

    Сборный концерт

    В программе: И. Штраус, Сен-Санс, Фримль, Дунаевский, Шопен, Кубанский, Чайковский, Красев–Брандсбург, Пушкин

  • 24 апреля 1943

    (рукописная книга)

    Сборный концерт
    Рахманинов

    Рахманинов. I часть элегического трио № 2. Ария Алеко из оперы «Алеко». Романсы. Две прелюдии. Музыкальный момент. Симфония № 2

  • 12 марта 1944

    (программа, машинопись и рукописная книга)

    Творческий самоотчет артистов Симфонического оркестра Ленинградского Радиокомитета

    В программе: Бах, Бетховен, Моцарт, Каливода, Вивальди, Дворжак, Чайковский, Направник, Балакирев, Назаров, Лядов, Гендель, Форегер, Щербачев, Глазунов, Римский-Корсаков, Мендельсон



Другие материалы

Борис Бродянский

Борис Бродянский

Кинокритик 1902–1945
Татьяна Булах

Татьяна Булах

Актриса 1904–1973

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»