Персоны

Григорий (Гжегож) Фительберг

1879–1953
Гжегож Фительберг в Ленинградской филармонии в день концерта 23 января 1948 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Григорий (Гжегож) Фительберг

Биография

Фительберг Григорий (Гжегож) / Grzegorz Fitelberg – польский дирижер и композитор.

Фительберг родился в Витебской губернии Российской империи в Динабурге, ныне это латвийский Даугавпилс. Незадолго до его рождения город стал одним из узлов Петербургско-Варшавской железной дороги, построенной в начале 1860-х. Именно Варшава и Петербург сыграют важнейшую роль в становлении карьеры музыканта.

В Варшаве Фительберг учится в младших классах консерватории игре на скрипке и композиции (1891–1896), здесь же в 17 лет садится в оркестр Большого театра, в 1901 году становится концертмейстером вторых скрипок оркестра Варшавской филармонии, а в 1905-м дебютирует с оркестром как дирижер.

Тогда же вместе с польскими композиторами Шимановским, Карловичем, Ружицким и Шелюто Фительберг организует группу «Молодая Польша», цель которой – создание национальной композиторской школы европейского уровня. Музыку своих коллег-друзей Фительберг включает в концерты в Варшаве, Вене, Берлине, Лейпциге. Он и сам много сочиняет, получает международные композиторские премии, в том числе за симфоническую поэму «Песня о Соколе» по Горькому, но со временем дирижерская работа полностью поглощает его.

Молодого музыканта замечает Сергей Кусевицкий и приглашает в Петербург. 19 ноября 1914 года Фительберг впервые выступает в «Концертах Кусевицкого»  в театре Суворина на Фонтанке. Программа, открывающаяся исполнением русского, польского и японского гимнов (началась Первая мировая война) состоит из музыки польских композиторов, и, кроме арии из оперы «Галька» Монюшко, исполненной Лидией Липковской, остальное – премьеры: Шимановского, Карловича и самого Фительберга.

Фотография и аннотация из программки концерта С. Кусевицкого 19 ноября 1914 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Следующие шесть лет музыкант проводит в Петербурге. Он работает в Театре музыкальной драмы, дирижирует спектаклями в Мариинском театре. Продолжается и его сотрудничество с Кусевицким, который теперь стоит во главе бывшего Придворного оркестра, объявившего себя Государственным после Февральской революции.

В 1918 году Кусевицкий приглашает Фительберга на весь летний сезон оркестра в Павловск, здесь несколькими программами он дирижирует и летом 1919-го, а в 1920-м проводит Павловский сезон, как главный дирижер коллектива. Кусевицкий в это время прекращает работать с оркестром и вскоре покидает Россию. 20 мая 1920 года на должность заместителя Кусевицкого, а по существу, руководителя оркестра назначают Григория Фительберга. Эту позицию дирижер занимает всего полгода, до ноября. Распоряжение о его снятии с должности поступило в филармонию за подписью заведующего петроградским отделом МУЗО Артура Лурье. На рукописном документе стоит дата: «2/XII.20. Петербург».
Указ об освобождении Фительберга от должности руководителя Филармонического оркестра
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С оркестром Фительберг встретится вновь лишь в1934-м. Но его связь с русской культурой не прекращается. В сезоне1920/1921 Фительберг дирижирует в Большом театре в Москве, а следующие три года сотрудничает с «Русскими сезонами» Дягилева, выступая с труппой в Париже, Лондоне, Брюсселе, Монте-Карло. Под управлением Фительберга в Париже 3 июня 1922 года проходит премьера оперы Стравинского «Мавра» (спектакль, впрочем, был признан неудачным). Русские оперы – Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина в 1929-м он дирижирует в Парижской Частной опере уже как руководитель Варшавской филармонии. Этот пост Фительберг занимает в 1924–1934, одновременно сотрудничая с Варшавским Большим театром. В 1937 году музыкант вновь приезжает в Париж на Всемирную выставку с Оркестром польского радио, Фительберг – основатель коллектива и его руководитель в 1934–1939 годах.

В Париже музыкант вновь оказывается в 1940 году, убегая из охваченной войной Польши. Но вскоре перебирается на американский континент – сначала в Латинскую Америку, где получает ангажемент в Театре Колон в Буэнос-Айресе, а затем в Северную – в США и Канаду, где эпизодически дирижирует симфоническими концертами.

Возвращение Фительберга в Польшу в 1947-м стало одновременно и возвращением в основанный им оркестр – теперь это Национальный симфонический оркестр Польского радио в Катовицах, куда коллектив перевели из Варшавы в 1945 году.

Дом Радио, где репетировал Фительберг, сейчас носит его имя. Память о музыканте, впервые познакомившем мир с музыкой современных польских композиторов – от Кароля Шимановского до Гражины Бацевич, – сохраняется и в конкурсах его имени – дирижерском и композиторском.

Польская музыка заняла важное место и в программах Фительберга в Большом зале Ленинградской филармонии. Сюда он приезжал в 1934 году – на четыре концерта в январе и два концерта в мае.

В день концерта 23 января 1948 года в Ленинградской филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В январе кроме программы, посвященной Бетховену (с небольшими изменениями она была сыграна дважды – 26 и 28.01), остальные концерты были составлены из сочинений польских и русских композиторов. Уже в первый вечер 22 января в исполнении Филармонического оркестра прозвучали четыре российские премьеры – Концертная симфония для фортепиано с оркестром (солировал Александр Каменский) и фрагменты из музыки балета «Харнаси» Шимановского, Концерт для струнного оркестра самого Фительберга и Симфоническая музыка молодого польского автора Романа Палестера (1907–1989). Фительберг был первым ее интерпретатором на премьере в Варшаве в 1930 году, и хотя ремарки о первом исполнении этого опуса в программке нет, можно с большой долей вероятности предположить, что он, как и вся программа, тоже был исполнен в СССР впервые.

В завершении зимних гастролей 31 января 1934 года Филармонический оркестр под управлением Фительберга играл только современную русскую музыку – Мясковского (симфония № 10), Прокофьева (в Фортепианном концерте № 3 солировал Моисей Хальфин), Энтелиса (цикл «Война» с Надеждой Вельтер) и фрагменты из балета «Золотой век» Шостаковича.

На майские гастроли Гжегож Фительберг приезжает со всемирно известным польским пианистом Артуром Рубинштейном и знаменитой польской сопрано Эвой Бандровской-Турской. 8 мая Бандровска исполняет посвященный ей и удостоенный международной премии в Париже (1928) Концерт для голоса с оркестром молодого автора Тадеуша Кассерна (1904–1957) и песни Шимановского: вероятно, это были «Песни сказочной принцессы» (цикл из трех песен 1915 года), на премьере которых пела Бандровска. В этой же программе оркестр под управлением Фительберга впервые играет Симфонию № 2 Шимановского. А 11 мая Артур Рубинштейн солирует в Концерте № 2 Шопена.

В этот вечер Фительберг представляет и премьеры сочинений советских композиторов – популярных тогда Юлии Вейсберг и Михаила Старокадомского, а из русской классики звучит симфония № 4 Чайковского.

Гжегож Фительберг в концерте 23 января 1948 года. Большой зал филармонии, оркестр ЗКР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Четвертую Чайковского Фительберг включает и в программу своего последнего выступления в Большом зале, состоявшегося 23 января  1948 года. В этот приезд у него лишь один концерт. Под управлением дирижера оркестр играет также польскую музыку – скрипичный концерт № 1 Кароля Шимановского, в котором солирует Евгения Уминская, и премьеру симфонической поэмы по Лермонтову «Эпизод на Маскараде» Мечислава Карловича: это сочинение талантливого композитора и страстного альпиниста, погибшего в Татрах, завершил и оркестровал Гжегож Фительберг.

И. Р.


Концерты

  • 22 января 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Григорий Фительберг (Варшава)

    Фительберг. Концерт для струнного оркестра. Шимановский. Симфония № 4. Две картины из балета «Харнаси». Палестер. «Симфоническая музыка»

  • 26 января 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Цикл Бетховена
    III концерт
    Дирижер – Григорий Фительберг (Варшава)

    Бетховен. Увертюра к опере «Фиделио». «Аделаида». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 7

  • 28 января 1934

    (анонс)

    Закрытый симфонический концерт
    Дирижер – Григорий Фительберг (Варшава)

    Бетховен. Увертюра к опере «Фиделио». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 7

  • 31 января 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Программа «Советские произведения»
    Дирижер – Григорий Фительберг (Варшава)

    Мясковский. Симфония № 10. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Энтелис. Песенно-симфонический цикл «Война». Шостакович. Три отрывка из балета «Золотой век»

  • 8 мая 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Гжегож Фительберг (Варшава)

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Кассерн. Концерт для голоса с оркестром. Шимановский. Симфония № 2. Ария Роксаны. Три песни

  • 11 мая 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Григорий Фительберг (Польша)

    Чайковский. Симфония № 4. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Вейсберг. Три отрывка из оперы «Гюльнара». Старокадомский. Концерт для большого оркестра

  • 23 января 1948

    Симфонический концерт
    Дирижер – Григорий Фительберг (Варшава)

    Карлович. Симфоническая поэма «Эпизод на маскараде». Шимановский. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 4




Другие материалы

Лоуренс Тиббет

Лоуренс Тиббет

Баритон 1896–1960
Михаил Фихтенгольц

Михаил Фихтенгольц

Скрипка 1920–1985

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»