Персоны

Григорий (Гжегож) Фительберг

1879–1953
Национальный архив Польши
Григорий (Гжегож) Фительберг

Биография

Фительберг Григорий (Гжегож) / Grzegorz Fitelberg – польский дирижер и композитор.

Фительберг родился в Витебской губернии Российской империи в Динабурге, ныне это латвийский Даугавпилс. Незадолго до его рождения город стал одним из узлов Петербургско-Варшавской железной дороги, построенной в начале 1860-х. Именно Варшава и Петербург сыграют важнейшую роль в становлении карьеры музыканта.

В Варшаве Фительберг учится в младших классах консерватории игре на скрипке и композиции (1891–1896), здесь же в 17 лет садится в оркестр Большого театра, в 1901 году становится концертмейстером вторых скрипок оркестра Варшавской филармонии, а в 1905-м дебютирует с оркестром как дирижер.

Тогда же вместе с польскими композиторами Шимановским, Карловичем, Ружицким и Шелюто Фительберг организует группу «Молодая Польша», цель которой – создание национальной композиторской школы европейского уровня. Музыку своих коллег-друзей Фительберг включает в концерты в Варшаве, Вене, Берлине, Лейпциге. Он и сам много сочиняет, получает международные композиторские премии, в том числе за симфоническую поэму «Песня о Соколе» по Горькому, но со временем дирижерская работа полностью поглощает его.

Молодого музыканта замечает Сергей Кусевицкий и приглашает в Петербург. 19 ноября 1914 года Фительберг впервые выступает в «Концертах Кусевицкого»  в театре Суворина на Фонтанке. Программа, открывающаяся исполнением русского, польского и японского гимнов (началась Первая мировая война) состоит из музыки польских композиторов, и, кроме арии из оперы «Галька» Монюшко, исполненной Лидией Липковской, остальное – премьеры: Шимановского, Карловича и самого Фительберга.

Фотография и аннотация из программки концерта Кусевицкого 19 ноября 1914 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Следующие шесть лет музыкант проводит в Петербурге. Он работает в Театре музыкальной драмы, дирижирует спектаклями в Мариинском театре. Продолжается и его сотрудничество с Кусевицким, который теперь стоит во главе бывшего Придворного оркестра, объявившего себя Государственным после Февральской революции.

В 1918 году Кусевицкий приглашает Фительберга на весь летний сезон оркестра в Павловск, здесь несколькими программами он дирижирует и летом 1919-го, а в 1920-м проводит Павловский сезон, как главный дирижер коллектива. Кусевицкий в это время прекращает работать с оркестром и вскоре покидает Россию. 20 мая 1920 года на должность заместителя Кусевицкого, а по существу, руководителя оркестра назначают Григория Фительберга. Эту позицию дирижер занимает всего полгода, до ноября. Распоряжение о его снятии с должности поступило в филармонию за подписью заведующего петроградским отделом МУЗО Артура Лурье. На рукописном документе стоит дата: «2/XII.20. Петербург».
Указ об освобождении Фительберга от должности руководителя Филармонического оркестра
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С оркестром Фительберг встретится вновь лишь в1934-м. Но его связь с русской культурой не прекращается. В сезоне1920/1921 Фительберг дирижирует в Большом театре в Москве, а следующие три года сотрудничает с «Русскими сезонами» Дягилева, выступая с труппой в Париже, Лондоне, Брюсселе, Монте-Карло. Под управлением Фительберга в Париже 3 июня 1922 года проходит премьера оперы Стравинского «Мавра» (спектакль, впрочем, был признан неудачным). Русские оперы – Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина в 1929-м он дирижирует в Парижской Частной опере уже как руководитель Варшавской филармонии. Этот пост Фительберг занимает в 1924–1934, одновременно сотрудничая с Варшавским Большим театром. В 1937 году музыкант вновь приезжает в Париж на Всемирную выставку с Оркестром польского радио, Фительберг – основатель коллектива и его руководитель в 1934–1939 годах.

В Париже музыкант вновь оказывается в 1940 году, убегая из охваченной войной Польши. Но вскоре перебирается на американский континент – сначала в Латинскую Америку, где получает ангажемент в Театре Колон в Буэнос-Айресе, а затем в Северную – в США и Канаду, где эпизодически дирижирует симфоническими концертами.

Возвращение Фительберга в Польшу в 1947-м стало одновременно и возвращением в основанный им оркестр – теперь это Национальный симфонический оркестр Польского радио в Катовицах, куда коллектив перевели из Варшавы в 1945 году.

Дом Радио, где репетировал Фительберг, сейчас носит его имя. Память о музыканте, впервые познакомившем мир с музыкой современных польских композиторов – от Кароля Шимановского до Гражины Бацевич, – сохраняется и в конкурсах его имени – дирижерском и композиторском.

Польская музыка заняла важное место и в программах Фительберга в Большом зале Ленинградской филармонии. Сюда он приезжал в 1934 году – на четыре концерта в январе и два концерта в мае.

В январе кроме программы, посвященной Бетховену (с небольшими изменениями она была сыграна дважды – 26 и 28.01), остальные концерты были составлены из сочинений польских и русских композиторов. Уже в первый вечер 22 января в исполнении Филармонического оркестра прозвучали четыре российские премьеры – Концертная симфония для фортепиано с оркестром (солировал Александр Каменский) и фрагменты из музыки балета «Харнаси» Шимановского, Концерт для струнного оркестра самого Фительберга и Симфоническая музыка молодого польского автора Романа Палестера (1907–1989). Фительберг был первым ее интерпретатором на премьере в Варшаве в 1930 году, и хотя ремарки о первом исполнении этого опуса в программке нет, можно с большой долей вероятности предположить, что он, как и вся программа, тоже был исполнен в СССР впервые.

В завершении зимних гастролей 31 января 1934 года Филармонический оркестр под управлением Фительберга играл только современную русскую музыку – Мясковского (симфония № 10), Прокофьева (в Фортепианном концерте № 3 солировал Моисей Хальфин), Энтелиса (цикл «Война» с Надеждой Вельтер) и фрагменты из балета «Золотой век» Шостаковича.

На майские гастроли Гжегож Фительберг приезжает со всемирно известным польским пианистом Артуром Рубинштейном и знаменитой польской сопрано Эвой Бандровской-Турской. 8 мая Бандровска исполняет посвященный ей и удостоенный международной премии в Париже (1928) Концерт для голоса с оркестром молодого автора Тадеуша Кассерна (1904–1957) и песни Шимановского: вероятно, это были «Песни сказочной принцессы» (цикл из трех песен 1915 года), на премьере которых пела Бандровска. В этой же программе оркестр под управлением Фительберга впервые играет Симфонию № 2 Шимановского. А 11 мая Артур Рубинштейн солирует в Концерте № 2 Шопена.

В этот вечер Фительберг представляет и премьеры сочинений советских композиторов – популярных тогда Юлии Вейсберг и Михаила Старокадомского, а из русской классики звучит симфония № 4 Чайковского.

Четвертую Чайковского Фительберг включает и в программу своего последнего выступления в Большом зале, состоявшегося 23 января  1948 года. В этот приезд у него лишь один концерт. Под управлением дирижера оркестр играет также польскую музыку – скрипичный концерт № 1 Кароля Шимановского, в котором солирует Евгения Уминская, и премьеру симфонической поэмы по Лермонтову «Эпизод на Маскараде» Мечислава Карловича: это сочинение талантливого композитора и страстного альпиниста, погибшего в Татрах, завершил и оркестровал Гжегож Фительберг.

И. Р.




Другие материалы

Лоуренс Тиббет

Лоуренс Тиббет

Баритон 1896–1960
Михаил Фихтенгольц

Михаил Фихтенгольц

Скрипка 1920–1985

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»