Персоны
Михаил Фихтенгольц
Биография
Фихтенгольц Михаил Израилевич – скрипач, педагог.
В Большом зале Ленинградской филармонии 14-летний Михаил Фихтенгольц выступил впервые 15 апреля 1934 года в одном концерте с Елизаветой Гилельс – соученицей по классу скрипки знаменитого одесского педагога Петра Соломоновича Столярского: она исполнила с Филармоническим оркестром под управлением Владимира Дранишникова Концерт Глазунова, он – Концерт Чайковского. В следующий раз, 24 марта 1936 года, они вновь выйдут на сцену в одной программе, но уже как лауреаты Второго Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, прошедшего в Ленинграде в феврале–марте 1935 года: Чайковского на сей раз играла Елизавета Гилельс, а Фихтенгольц – Концерт Брамса, оркестром дирижировал Фриц Штидри. С этого времени выступления Михаила Фихтенгольца в Филармонии становятся регулярными.
2 марта 1937 года Миша Фихтенгольц (так его называют в афише) играет в Большом зале программу, с которой выступит на конкурсе Эжена Изаи в Брюсселе. Оттуда участники из СССР возвращаются с наградами, заняв почти все призовые места (кроме второго): Давид Ойстрах – I премия, Елизавета Гилельс – III, Борис Гольдштейн – IV, Марина Козолупова и Михаил Фихтенгольц – V и VI. На конкурс Фихтенгольц едет как студент Московской консерватории, где учится с 1936-го в классе Абрама Ямпольского. В Большом зале до войны он играет каждый сезон – в октябре 1937-го в концерте лауреатов, в 1938, 1939 и 1940 годах – сольные программы. На афишах он по-прежнему Миша Фихтенгольц, хотя в 1940-м ему 20 лет: Филармония с удовольствием пользовалась уменьшительными именами в рекламе с целью привлечения публики к концертам вундеркиндов. К тому же Фихтенгольц из-за своего маленького роста выглядел моложе.
В следующий раз скрипач выступит в Большом зале лишь в 1966 году. Почти все это время он не выходил на эстраду, мышечный спазм, случившийся прямо во время концерта в 1946 году, вынудил его в 26 лет оставить сцену. Восстановление было долгим, Фихтенгольц преподавал в Институте имени Гнесиных, а в 1960-е вернулся на сцену. О том, как это произошло, вспоминает его дочь Наталия Фихтенгольц:
«Однажды, будучи у нас в гостях, Леонид Борисович Коган попросил отца немного поиграть на скрипке, чтобы послушать качество звука инструмента, и был сражен той виртуозностью, с которой играл отец. Может быть, это и послужило причиной того, что отец все чаще стал задумываться о возвращении на сцену. Несколько лет он педантично занимался, следя за каждой мышцей своего тела, полностью ‘’перестроив’’ свою исполнительскую манеру. В результате после двадцати лет вынужденного молчания Михаил Фихтенгольц смог вернуться на сцену. Правда, вначале была целина, где приходилось играть на полевых станах, в сельских клубах. Затем – все ближе и ближе к столице».
13 июня 1966 года с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Эдуарда Серова Фихтенгольц играет ми-мажорный концерт Баха, в ноябре того же года музыканты впервые в Ленинграде исполняют Концерт Барбера.
С симфоническими оркестрами Фихтенгольц больше солировать не будет, но дает много камерных концертов – два в Малом зале имени Глинки и четырнадцать в Большом зале. Их программы строги, концептуальны, историчны. Виртуозный «бисовый» репертуар, занимавший существенное место в его довоенных афишах, теперь становится исключением. Лишь в сольном концерте 2 февраля 1978 года основную часть займут авторские транскрипции Фихтенгольца – Прокофьева, Бизе, Альбениса, И. Штрауса (эти транскрипции войдут в репертуар и других скрипачей). Остальные программы в основном монографичны. Пять вечеров отданы Моцарту – сонаты, вариации и все концерты – в 1968-м и 1978-м. Вечер 29 октября 1982 года посвящен 250-летию со дня рождения Гайдна – здесь Фихтенгольц не только солист, но и дирижер Ленинградского камерного оркестра.
26 марта 1983-го в дуэте с органисткой Евгенией Лисицыной Михаил Фихтенгольц впервые в СССР играет сонаты Доменико Скарлатти (в оригинале написанные для мандолины и клавесина) и, впервые в Ленинграде, посвященную ему сонату для скрипки и органа Эдисона Денисова – соединение старинной и современной музыки было актуальной тенденцией времени. В этот же вечер звучит Бах. Его в программах музыканта больше всего. В Москве он исполняет цикл «Весь скрипичный Бах», в Ленинграде повторяет его частично – сольные партиты и сонаты, ансамблевые сонаты в дуэте с органистками Анастасией Браудо-Тищенко и Евгений Лисицыной, а также с Лидией Фихтенгольц, аккомпанировавшей брату на фортепиано и клавесине.
Семейный ансамбль сложился еще в 1930-е. В 1960-е годы они вновь начинают играть в дуэте. Вместе выйдут на сцену в двух сонатных вечерах Малого зала (1965, 1966) и в пяти концертах Большого зала, посвященных Моцарту (1973, 1978, 1981) и 300-летию Баха, – в ноябре 1984-го и на последнем выступлении Михаила Фихтенгольца 10 марта 1985 года. Оно состоится за неполных три месяца до смерти музыканта.
И. Р.
Концерты
-
15 апреля 1934
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир Дранишников
Глазунов. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик». Концерт для скрипки с оркестром
-
24 марта 1936
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц ШтидриВебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
-
2 марта 1937
Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
Миша ФихтенгольцВ программе: Бах, Тартини–Крейслер, Деплан–Начез, Виотти, Изаи, Паганини–Ауэр, Рахманинов–Фихтенгольц, Крейслер, Венявский
-
4 октября 1937
III концерт (программа с аннотацией об исполнителях и анонсом следующего концерта цикла)
Концерты лауреатов всесоюзных и международных музыкальных конкурсов
В программе: Рахманинов, Лист, Виотти, Деплан, Крейслер, Паганини–Ауэр, Шопен (на обложке надпись карандашом: «Программа не соответствует действительности»)
-
29 мая 1938
Вечер скрипичной музыки
Миша ФихтенгольцКорелли–Крейслер. «La Folia». Локателли–Изаи. Соната «У гробницы». Бах. Чакона. Сен-Санс. «Хаванез». Компанеец. Баллада. Скрябин. Два этюда в транскрипции М. Фихтенгольца. Паганини–Крейслер. «Танец ведьм»
-
2 февраля 1939
(программка с фотопортретом исполнителя на обложке)
Вечер скрипичной музыки
Лауреат международного конкурса скрипачей имени Изаи в Брюсселе
Миша ФихтенгольцВ программе: Тартини–Крейслер, Глазунов, Изаи, Шуберт–Вильгельми, Шуберт–Фридберг, Дебюсси, Альбенис–Фихтенгольц, Эрнст
-
19 марта 1940
Скрипичный вечер
Миша ФихтенгольцВитали. Чакона. Моцарт. Концерт № 7. Шоссон. Поэма. Паганини–Бурмейстер. Каприс № 13. Паганини–Крейслер. Каприс № 20. Рахманинов–Фихтенгольц. Элегия. Штраус–Фихтенгольц. Вальс. Римский-Корсаков–Цимбалист. Фантазия на темы из оперы «Золотой петушок»
-
13 июня 1966
7-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровБах–Онеггер. Сюита. Бах. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Стравинский. Музыка балета «Петрушка»
-
6 ноября 1966
2-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард СеровВагнер. «Зигфрид–идиллия». Барбер. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 1
-
4 января 1968
Все концерты для скрипки с оркестром Моцарта
Солист – Михаил Фихтенгольц
Дирижер – Лев МаркизМоцарт. Концерты для скрипки с оркестром №№ 2, 3, 1 и 4
-
8 февраля 1968
Все концерты для скрипки с оркестром Моцарта
Солист – Михаил Фихтенгольц
Дирижер – Лев МаркизМоцарт. Концерты для скрипки с оркестром №№ 5, 6 и 7
-
28 октября 1969
Вечер скрипичной музыки И. С. Баха
Михаил ФихтенгольцВ программе: Бах
-
12 февраля 1972
Вечер старинной музыки
Анастасия Браудо
Михаил ФихтенгольцВ программе: Гендель, Бах
-
27 сентября 1973
Вечер скрипичной музыки
Михаил ФихтенгольцВ программе: Моцарт
-
14 декабря 1976
Вечер скрипичной музыки
Михаил ФихтенгольцВ программе: Бах, Бетховен
-
2 февраля 1978
Вечер скрипичной музыки
Михаил ФихтенгольцМоцарт. Соната для скрипки и фортепиано № 15. Соната для скрипки и фортепиано № 12. Прокофьев–Фихтенгольц. Сюита из балета «Золушка». Бизе–Фихтенгольц. Менуэт из музыки к драме А. Доде «Арлезианка». И. Штраус–Фихтенгольц. Парафраза на темы музыки оперетты «Летучая мышь»
-
27 октября 1978
Вечер скрипичных концертов
Солист – Михаил Фихтенгольц
Камерный оркестр Ленинградской филармонииМоцарт. Концерты для скрипки с оркестром №№ 1, 2 и 4
-
9 сентября 1979
Сонатный вечер
Михаил Фихтенгольц
Евгения ЛисицынаВ программе: Бах
-
10 февраля 1980
Михаил Фихтенгольц, скрипка
Евгения Лисицына, органБах. Соната для скрипки и органа соль мажор. Cantabile, ma un poco для скрипки и органа. Партита для скрипки соло № 2. Соната для скрипки и органа до минор. Соната для скрипки и органа ми минор
-
27 сентября 1981
Вечер скрипичной музыки
Михаил ФихтенгольцМоцарт. Соната си-бемоль мажор для скрипки и фортепиано. Двенадцать вариаций на тему «La bergére céliméne». Соната фа мажор для скрипки и фортепиано. Шесть вариаций на тему «Hélas, j`ai perdu mon amant». Соната ми-бемоль мажор для скрипки и фортепиано