Персоны

Михаил Фихтенгольц

1920–1985
Фото из сборника "Гнесинский Дом. История учебных заведений", 2015
Михаил Фихтенгольц

Биография

Фихтенгольц Михаил Израилевич скрипач, педагог.

В Большом зале Ленинградской филармонии 14-летний Михаил Фихтенгольц выступил впервые 15 апреля 1934 года в одном концерте с Елизаветой Гилельс – соученицей по классу скрипки знаменитого одесского педагога Петра Соломоновича Столярского: она исполнила с Филармоническим оркестром под управлением Владимира Дранишникова Концерт Глазунова, он – Концерт Чайковского. В следующий раз, 24 марта 1936 года, они вновь выйдут на сцену в одной программе, но уже как лауреаты Второго Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, прошедшего в Ленинграде в феврале–марте 1935 года: Чайковского на сей раз играла Елизавета Гилельс, а Фихтенгольц – Концерт Брамса, оркестром дирижировал Фриц Штидри. С этого времени выступления Михаила Фихтенгольца в Филармонии становятся регулярными.

2 марта 1937 года Миша Фихтенгольц (так его называют в афише) играет в Большом зале программу, с которой выступит на конкурсе Эжена Изаи в Брюсселе. Оттуда участники из СССР возвращаются с наградами, заняв почти все призовые места (кроме второго): Давид Ойстрах – I премия, Елизавета Гилельс – III, Борис Гольдштейн – IV, Марина Козолупова и Михаил Фихтенгольц – V и VI. На конкурс Фихтенгольц едет как студент Московской консерватории, где учится с 1936-го в классе Абрама Ямпольского. В Большом зале до войны он играет каждый сезон – в октябре 1937-го в концерте лауреатов, в 1938, 1939 и 1940 годах – сольные программы. На афишах он по-прежнему Миша Фихтенгольц, хотя в 1940-м ему 20 лет: Филармония с удовольствием пользовалась уменьшительными именами в рекламе с целью привлечения публики к концертам вундеркиндов. К тому же Фихтенгольц из-за своего маленького роста выглядел моложе.

В следующий раз скрипач выступит в Большом зале лишь в 1966 году. Почти все это время он не выходил на эстраду, мышечный спазм, случившийся прямо во время концерта в 1946 году, вынудил его в 26 лет оставить сцену. Восстановление было долгим, Фихтенгольц преподавал в Институте имени Гнесиных, а в 1960-е вернулся на сцену. О том, как это произошло, вспоминает его дочь Наталия Фихтенгольц:

«Однажды, будучи у нас в гостях, Леонид Борисович Коган попросил отца немного поиграть на скрипке, чтобы послушать качество звука инструмента, и был сражен той виртуозностью, с которой играл отец. Может быть, это и послужило причиной того, что отец все чаще стал задумываться о возвращении на сцену. Несколько лет он педантично занимался, следя за каждой мышцей своего тела, полностью ‘’перестроив’’ свою исполнительскую манеру. В результате после двадцати лет вынужденного молчания Михаил Фихтенгольц смог вернуться на сцену. Правда, вначале была целина, где приходилось играть на полевых станах, в сельских клубах. Затем – все ближе и ближе к столице».

13 июня 1966 года с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Эдуарда Серова Фихтенгольц играет ми-мажорный концерт Баха, в ноябре того же года музыканты впервые в Ленинграде исполняют Концерт Барбера.

С симфоническими оркестрами Фихтенгольц больше солировать не будет, но дает много камерных концертов – два в Малом зале имени Глинки и четырнадцать в Большом зале. Их программы строги, концептуальны, историчны. Виртуозный «бисовый» репертуар, занимавший существенное место в его довоенных афишах, теперь становится исключением. Лишь в сольном концерте 2 февраля 1978 года основную часть займут авторские транскрипции Фихтенгольца – Прокофьева, Бизе, Альбениса, И. Штрауса (эти транскрипции войдут в репертуар и других скрипачей). Остальные программы в основном монографичны. Пять вечеров отданы Моцарту – сонаты, вариации и все концерты – в 1968-м и 1978-м. Вечер 29 октября 1982 года посвящен 250-летию со дня рождения Гайдна – здесь Фихтенгольц не только солист, но и дирижер Ленинградского камерного оркестра.

26 марта 1983-го в дуэте с органисткой Евгенией Лисицыной Михаил Фихтенгольц впервые в СССР играет сонаты Доменико Скарлатти (в оригинале написанные для мандолины и клавесина) и, впервые в Ленинграде, посвященную ему сонату для скрипки и органа Эдисона Денисова – соединение старинной и современной музыки было актуальной тенденцией времени. В этот же вечер звучит Бах. Его в программах музыканта больше всего. В Москве он исполняет цикл «Весь скрипичный Бах», в Ленинграде повторяет его частично – сольные партиты и сонаты, ансамблевые сонаты в дуэте с органистками Анастасией Браудо-Тищенко и Евгений Лисицыной, а также с Лидией Фихтенгольц, аккомпанировавшей брату на фортепиано и клавесине.

Семейный ансамбль сложился еще в 1930-е. В 1960-е годы они вновь начинают играть в дуэте. Вместе выйдут на сцену в двух сонатных вечерах Малого зала (1965, 1966) и в пяти концертах Большого зала, посвященных Моцарту (1973, 1978, 1981) и 300-летию Баха, – в ноябре 1984-го и на последнем выступлении Михаила Фихтенгольца 10 марта 1985 года. Оно состоится за неполных три месяца до смерти музыканта.

И. Р.


Концерты

  • 15 апреля 1934

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Глазунов. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик». Концерт для скрипки с оркестром

  • 24 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»

  • 2 марта 1937

    Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
    Миша Фихтенгольц

    В программе: Бах, Тартини–Крейслер, Деплан–Начез, Виотти, Изаи, Паганини–Ауэр, Рахманинов–Фихтенгольц, Крейслер, Венявский

  • 4 октября 1937

    III концерт (программа с аннотацией об исполнителях и анонсом следующего концерта цикла)

    Концерты лауреатов всесоюзных и международных музыкальных конкурсов

    В программе: Рахманинов, Лист, Виотти, Деплан, Крейслер, Паганини–Ауэр, Шопен (на обложке надпись карандашом: «Программа не соответствует действительности»)

  • 29 мая 1938

    Вечер скрипичной музыки
    Миша Фихтенгольц

    Корелли–Крейслер. «La Folia». Локателли–Изаи. Соната «У гробницы». Бах. Чакона. Сен-Санс. «Хаванез». Компанеец. Баллада. Скрябин. Два этюда в транскрипции М. Фихтенгольца. Паганини–Крейслер. «Танец ведьм»

  • 2 февраля 1939

    (программка с фотопортретом исполнителя на обложке)

    Вечер скрипичной музыки
    Лауреат международного конкурса скрипачей имени Изаи в Брюсселе
    Миша Фихтенгольц

    В программе: Тартини–Крейслер, Глазунов, Изаи, Шуберт–Вильгельми, Шуберт–Фридберг, Дебюсси, Альбенис–Фихтенгольц, Эрнст

  • 19 марта 1940

    Скрипичный вечер
    Миша Фихтенгольц

    Витали. Чакона. Моцарт. Концерт № 7. Шоссон. Поэма. Паганини–Бурмейстер. Каприс № 13. Паганини–Крейслер. Каприс № 20. Рахманинов–Фихтенгольц. Элегия. Штраус–Фихтенгольц. Вальс. Римский-Корсаков–Цимбалист. Фантазия на темы из оперы «Золотой петушок»




Другие материалы

Григорий (Гжегож) Фительберг

Григорий (Гжегож) Фительберг

Дирижер 1879–1953
Александр Флит

Александр Флит

Поэт 1891–1954

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»