Персоны
Эуген Сенкар
Биография
Сенкар Эуген (встречаются варианты имени: Ойген и Ёно) / Szenkár Jenő – венгерский дирижер.
Эуген Сенкар родился в семье органиста и композитора Нандора Сенкара и музыкой начал заниматься в раннем детстве. В шестнадцать лет он попадает на концерт Густава Малера. Это определяет выбор профессии – юноша решает стать дирижером. В 1908-м он поступает в Королевскую академию музыки в Будапеште в класс дирижера и композитора Виктора Херцфельда, а уже в 1911-м получает место дирижера-репетитора в Будапештской опере.
До 1933 года карьера Сенкара успешно складывалась в Германии. Он работал в оперных театрах Франкфурта, где представил немецкие премьеры оперы «Замок герцога Синяя Борода» и балета «Деревянный принц» Бартока; Берлина (Фольксопера), где дирижировал «Борисом Годуновым»; Кёльна (1924–1933) – на посту главного дирижера оперного театра Сенкар сменил Отто Клемперера.
На Кёльнской сцене Эуген Сенкар ставил оперы Моцарта, Генделя, Вагнера, «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, зингшпиль Золтана Кодаи «Хари Янош», балет Бартока «Чудесный мандарин», вызвавший скандал и снятый с репертуара после премьеры. Здесь же Сенкар, страстный поклонник Малера, дирижировал несколькими его симфониями, исполнил «Песню о земле» Малера, а также «Песни Гурре» Шенберга.
В 1933-м, с приходом нацистов, Сенкар уезжает из Германии. На протяжении семнадцати лет он будет выступать в разных странах и даже на разных континентах, а первой остановкой его странствий станет советская столица. Сенкар занимает должность главного дирижера Оркестра Московской филармонии, параллельно преподаетв консерватории. В Москве он по-прежнему исполняет много новой музыки, на сей раз – советской. Именно Сенкар представит премьеры Первой симфонии Хачатуряна, Шестнадцатой симфонии Мясковского, по рукописи готовит с оркестром премьеру «Русской увертюры» Прокофьева – автор поражен тем, что всего через десять дней после окончания сочинения Сенкар дирижировал «Увертюрой» наизусть!
Московский контракт прервется неожиданно. В 1937-м, после выхода сталинской директивы о необходимости для иностранцев принять советское гражданство или покинуть страну, Сенкар, как и главный дирижер Ленинградской филармонии Фриц Штидри, уезжает из СССР. Он дает концерты с новым Палестинским филармоническим оркестром, созданным скрипачом Брониславом Губерманом (1938, 1939), работает в опере Буэнос-Айреса (1939–1949), а в 1940-м становится одним из инициаторов создания Бразильского симфонического оркестра, который и возглавляет на протяжении десяти лет.
В середине 1940-х годов в Бразилии Сенкар знакомится с Артуро Тосканини, который гастролирует с оркестром NBC. Тосканини доверяет венгерскому дирижеру провести несколько программ своего латиноамериканского тура, а затем приглашает в Нью-Йорк. Записи с концертов Сенкара с NBC сохранились и стали частью немногочисленной дискографии дирижера – работать в студии он не любил.
В 1950-м Эуген Сенкар возвращается в Германию. Сначала служит в Мангейме, а затем возглавляет Дюссельдорфскую оперу и симфонический оркестр, с которым, впервые в истории коллектива, выезжает на зарубежные гастроли. После ухода с поста в 1960-м дирижер продолжал гастролировать, а свое 80-летие отметил спектаклем «Кармен» за пультом оперного театра Кёльна, откуда был вынужден бежать в начале 1930-х годов.
В Ленинград Сенкар трижды приезжал в московский период своей жизни. В Большом зале филармонии он исполнил четыре программы весной 1935 года, две – в 1936-м, а зимой 1937-го дал еще четыре концерта, с частично повторяющимися программами.
Под его управлением оркестр исполнил Третью симфонию Малера, поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Жизнь героя», симфонию № 9 Бетховена, увертюры Вебера, Concerto grosso Генделя, симфонические фрагменты из популярной тогда оперы Яромира Вейнбергера «Шванда-волынщик». Концерт 30 апреля 1935 года был полностью посвящен Чайковскому («Ромео и Джульетта», Симфония № 6 и Скрипичный концерт, солировал Мирон Полякин). В январе 1937-го фортепианные концерты Бетховена в его программах исполнили воспитанники знаменитого одесского педагога Берты Рейнгбальд – уже известный Эмиль Гилельс (концерт № 3) и подававший большие надежды вундеркинд Дима Тасин (№ 1).
Последние концерты Эугена Сенкара в Большом зале состоялись 2 и 3 февраля 1937 года. Символично, что это были монографии венгерского композитора Листа: Фауст-симфония, Вторая венгерская рапсодия и концерты: № 2 играл Генрих Нейгауз (2 февраля), а Фантазию на венгерские темы – Моисей Хальфин.
В день первого выхода на сцену Большого зала дирижер оставил запись в «Золотой книге»:
Für freundliche Erinnerung an mein ersten Auftritt in Leningrad mit herzlich Dank für ein Lauf hervorragende, virtuose Geisterleistung.
Leningrad, am 4 Mai 1935
Eugen Szenkar
«На добрую память о моем первом выступлении в Ленинграде с сердечной благодарностью за выдающуюся работу, за виртуозный вдохновенный результат.
Эуген (Ойген) Сенкар
Ленинград, 4 мая 1935».
И. Р.
Концерты
-
28 апреля 1935
6-й концерт 1-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген Сенкар (Венгрия)Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Вейнбергер. Полька и фуга из оперы «Шванда». Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»
-
30 апреля 1935
(анонс)
Симфонический концерт
Чайковский
Дирижер – Эуген Сенкар (Венгрия)Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»
-
4 мая 1935
9-й концерт 3-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген Сенкар (Венгрия)Гендель. Concerto grosso № 23. Бетховен. Симфония № 9
-
29 февраля 1936
6-й концерт 2-го абонемента (машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарВебер. Увертюра к опере «Эврианта». Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Малер. Симфония № 3
-
2 марта 1936
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарВебер. Увертюра к опере «Эврианта». Бетховен. «Аделаида». Вебер. Ария Агаты из оперы «Волшебный стрелок». Малер. Симфония № 3
-
22 ноября 1936
1-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарМясковский. Симфония № 16. Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром. Равель. «Болеро»
-
24 ноября 1936
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарМясковский. Симфония № 16. Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Равель. «Болеро»
-
29 января 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарМоцарт. Симфония № 39. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»
-
31 января 1937
5-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 29 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарМоцарт. Симфония № 39. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»
-
2 февраля 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарЛист. «Фауст-симфония». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Венгерская рапсодия № 2
-
3 февраля 1937
6-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 2 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарЛист. «Фауст-симфония». Фантазия на венгерские темы. Венгерская рапсодия № 2