Персоны
Эрих Штекель
Биография
Штекель Эрих / Stekel Erik-Paul – дирижер.
Судьба Эриха Штекеля, как и многих музыкантов его поколения, была разбита на периоды до и после двух мировых войн. Сын известного психоаналитика, ученика Зигмунда Фрейда Вильгельма Штекеля, будущий музыкант оканчивает Новую Венскую консерваторию, в 1915 году решает продолжить образование в Венской академии музыки.
Однако едва начав курс, он уходит добровольцем на фронт. Именно в составе австро-венгерской армии Штекель впервые попадет в Россию, куда много лет спустя приедет с концертами. Позднее его воинскую часть переводят в Италию, где Штекель попадает в плен.
Вернувшись в Вену лишь в 1918 году, он продолжает обучение, а с начала 1920-х начинает работать как дирижер: сначала в Любеке, в 1923–1925 в Немецком театре Праги и в Венской народной опере, а в 1928–1930 занимает пост главного дирижера Оперного театра Саарбрюкена.
В начале 1930-х годов музыкант начинает строить и международную карьеру – едет с концертным турне по Европе, приезжает в СССР. На афишах Ленинградской филармонии 1932 года он представлен, как гастролер из Вены.
Уже через год, в 1933-м, Эриха Штекеля вынуждают покинуть Австрию из-за еврейского происхождения. Вместе с женой и матерью он эмигрирует во Францию, где дает благотворительные концерты для эмигрантов, организует Амати-квартет, в котором играет на альте. А в 1939-м, с началом Второй мировой войны, Штекеля задерживают в Париже – на сей раз как лицо, имеющее немецкое гражданство. В 1940-м ему удается бежать, Штекель скрывается в маленьких городках Франции, его мать схвачена гестапо и погибает в январе 1943 года.
В 1944-м музыкант оказывается в Алжире, где, наконец, может вновь заняться дирижированием. В Европу он вернется в 1947-м. Сначала в Саарбрюкен, где занимает пост ректора Высшей школы музыки и главного дирижера Симфонического оркестра радио. Но последний период жизни музыканта будет вновь связан с Францией: в 1951–1970 Эрих Штекель возглавляет консерваторию и оркестр Гренобля, преподает, к тому же много сочиняет. Его камерную и симфоническую музыку публиковали известные издательства Парижа, Ниццы, Лондона. Любопытно, что среди опусов Штекеля есть и опера «Белые ночи» по Достоевскому.
В Большом зале филармонии Эрих Штекель дал всего два концерта с одинаковой программой. Он продирижировал «Римским карнавалом» Берлиоза, симфонией Франца Шмидта и органным концертом Хиндемита, который исполнил немецкий органист Генрих Бёлль.
После концерта дирижер оставил восторженную запись в «Золотой книге» (публикуется впервые):
«Восхитительным музыкантам Ленинградской филармонии, чей идеализм порождает высочайшее качество, прекрасному оркестру, лучшему в мире, на память о незабываемом времени, проведенном в совместной творческой работе.
Эрих Штекель (с музыкальной цитатой из симфонии № 2 Франца Шмидта)
27.I. 1932».
И. Р.
Концерты
-
24 января 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эрих Штекель (Вена)
Шмидт. Симфония № 2. Хиндемит. Концерт для органа с оркестром. Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал»
-
27 января 1932
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Эрих Штекель (Вена)
Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал». Шмидт. Симфония № 2. Хиндемит. Концерт для органа с оркестром