Персоны
Йозеф Розеншток
Биография
Розеншток Йозеф / Joseph Rosenstock – немецкий дирижер.
После окончания Венской музыкальной академии карьера Йозефа Розенштока развивалась стремительно. В 1925-м он становится генеральмузикдиректором в Дармшадте, через два года сменит Отто Клемперера на таком же посту в Висбаденской опере, где, наряду с классическим репертуаром, дирижирует операми своих современников – Шрекера (он был одним из профессоров Розенштока в Венской академии) и Кшенека. В 1930-м Розеншток становится главным дирижером Мангеймской оперы.
Приход к власти нацистов меняет судьбу дирижера. В 1933-м в Берлине создают Культурный союз немецких евреев (Kulturbund Deutscher Juden), насчитывающий около 170 000 музыкантов, певцов, актеров, художников. Розенштока назначают руководителем организованного при Союзе симфонического оркестра, с которым он работает три года, дирижирует концертами и оперными спектаклями, в том числе германской премьерой «Набукко» Верди.
В 1936-м ему удается эмигрировать в Японию и занять – на 10 лет с небольшим перерывом – позицию главного дирижера Японского симфонического оркестра, будущего Оркестра NHK. Это был яркий период в жизни коллектива, исполнившего японские премьеры «Песни о земле» Малера, сочинений Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Равеля, Бартока.
В 1948 году Розеншток дебютирует «Свадьбой Фигаро» в Нью-Йоркской городской опере, где работает до 1956-го, последние четыре года как художественный руководитель. Его первый приезд в Нью-Йорк состоялся еще в 1928-м, но спектакли в Метрополитен прошли неудачно. В 1961-м он возвращается в знаменитый театр и до 1969 года успешно дирижирует здесь операми Верди, Вагнера, Рихарда Штрауса. В перерыве между американскими ангажементами Розеншток занимал место генеральмузикдиректора Кёльна (1958–1960), сезон 1956/1957 снова провел в Японии, как гостевой дирижер оркестра NHK. Сюда его пригласят и в 1977-м на празднование 50-летнего юбилея коллектива, основанного композитором и дирижером Хидемаро Коноэ.
Любопытно, что случай свел имена этих двух дирижеров еще в 1931 году: в «Золотой книге» Филармонии их автографы расположены на одной странице – сверху Коноэ, выступавший в Большом зале в январе 1931-го, а ниже – Розеншток, приехавший в феврале того же года. Йозеф Розеншток дал четыре концерта с программами из произведений Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Малера, Рихарда Штрауса и Берлиоза. После программы 18 февраля, завершающей гастроли, он сделал памятную запись в «Золотой книге» (публикуется впервые):
«Замечательному оркестру Ленинградской филармонии с сердечной благодарностью за вдохновенную работу и прекрасные концерты в феврале 1931
18.II.1931 Йозеф Розеншток».
И. Р.
Концерты
-
9 февраля 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Иозеф РозенштокБетховен. Симфония № 8. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 5
-
12 февраля 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Иозеф РозенштокБерлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». «Осуждение Фауста». «Римский карнавал». Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Дебюсси. «Облака». «Празднества»
-
14 февраля 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Иозеф РозенштокШуберт. Симфония до мажор. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Бетховен. Увертюра № 3 «Леонора»
-
18 февраля 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Иозеф РозенштокМендельсон. «Сон в летнюю ночь». Малер. Симфония № 2 «Воскресение»