Персоны

Натан Мильштейн

1904–1992
Натан Мильштейн

Биография

Мильштейн Натан – скрипач.

Воспитанник Петра Столярского в Одессе (1910–1915), Натан Мильштейн продолжил обучение у Леопольда Ауэра в Петербургской консерватории (1915–1920), сразу же став самой заметной фигурой среди талантливых учеников знаменитого профессора. Уже в 1920-м он исполнил в консерватории Концерт Глазунова под управлением автора. Этот концерт Мильштейн сыграет и 12 декабря 1923 года на своем первом выступлении с оркестром на сцене Большого зала Петроградской филармонии.

Филармоническая публика познакомилась с Мильштейном месяцем раньше: 15, 18 и 27 ноября он играет в Большом зале сольные концерты. Типографские программки на них не выпускались, а информация, сохранившаяся в рукописной книге сезона, крайне скупа: не указана ни программа, ни исполнитель партии фортепиано; возможно, это был Михаил Дулов, с которым Мильштейн даст в ноябре–декабре 1924 года еще пять концертов. Но рукописная книга сохранила свидетельства о том, с кем в дуэте выступил Натан Мильштейн в трех декабрьских концертах 1923 года. Это был Владимир Горовиц. После знакомства в 1921 году в Киеве, куда скрипач приезжал на гастроли, их связывает дружба и ансамблевое партнерство. Их концерты в Большом зале 2 и 9 декабря 1923 (6 декабря музыканты играли и в Малом зале) собирают аншлаги. Именно Мильштейна и Горовица Филармония приглашает дать 16 декабря благотворительный концерт в пользу детских домов, получая фантастическую выручку – три миллиона четыреста тридцать одну тысячу рублей. Примечательно, что и впервые с оркестром молодые артисты играют в один вечер: в I отделении – Мильштейн, а во II – Горовиц.

16 января 1925 года уже хорошо известные публике музыканты дают совместный в Большом зале концерт. На сей раз его программа, с портретами исполнителей, опубликована: сонаты Бетховена (F-dur), Брамса (d-moll) и Грига (G-dur и c-moll). В этом же году Мильштейн и Горовиц уедут из Советской России. Но если Горовиц, эмигрировав, вернется на сцену Большого зала в октябре 1986 года, то для Мильштейна этот сонатный вечер станет последним выступлением в Ленинградской филармонии.

В рецензии на концерты Натана Мильштейна в ноябре 1924 года Борис Асафьев (под псевдонимом Игорь Глебов) писал:

«Нет сомнения, что перед нами скрипач с блестящей будущностью, если его не засосет нужда и он встретит вокруг поддержку и сочувствие, которые дадут ему возможность совершенствоваться. Без этого расцветающее дарование может невольно заглохнуть в тягостных условиях провинциальной среды. Было бы обидным сознание, что страна не взлелеяла способностей».

(«Вечерняя Красная газета» от 25.11.1924)

Мильштейн испытывать судьбу не стал. С 1925-го он жил в Европе, брал уроки в Брюсселе у Эжена Изаи, в его доме музицировал с бельгийской королевой Елизаветой, концертировал, выступал и с Горовицем: к их ансамблю присоединился и другой воспитанник русской исполнительской школы – виолончелист Григорий Пятигорский.

В 1929 году Мильштейн дебютировал в США, исполнив Концерт Глазунова (!) с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского, а в 1934-м окончательно перебрался в Нью-Йорк: французский орден Почетного легиона (1968) и премию «Грэмми» за запись сольных партит и сонат Баха (1975) он получит, как всемирно известный американский скрипач. После Второй мировой войны Мильштейн вновь гастролировал по всей Европе: свой последний концерт он даст в Стокгольме в 1986 году в возрасте 82-х лет.

Среди записей музыканта есть и Концерт ми минор Мендельсона (с Бруно Вальтером и Нью-Йоркским оркестром), который Мильштейн еще 19 ноября 1924 года играл в Большом зале под управлением Александра Глазунова. В 1991-м в Нью-Йорке были опубликованы записанные Соломоном Волковым воспоминания Натана Мильштейна «Из России на Запад» (Limelight Edition), где он рассказывает и о больших русских музыкантах, с которыми его свела жизнь.




Другие материалы

Павел Андреев

Павел Андреев

Бас-баритон 1874–1950
Александр Спендиаров

Александр Спендиаров

Композитор 1871–1928

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»