Персоны

Дмитрий Кабалевский

1904–1987
Источник изображения: http://kabalevsky.ru
Дмитрий Кабалевский

Биография

Кабалевский Дмитрий Борисович – композитор, пианист, педагог, создатель авторской системы общего музыкального образования.

Уроженец Санкт-Петербурга, Кабалевский в 14 лет переехал с семьей в Москву и тогда же начал серьезно заниматься музыкой. В 1930-м он окончил у Николая Мясковского и Александра Гольденвейзера консерваторию, в которой сам в 1932–1968 вел класс композиции. Преподавать начал еще в 1925 году – в Музыкальном техникуме имени Скрябина (ныне Училище при Московской консерватории), где учился в юности.

Со временем основной страстью в жизни Кабалевского стало не столько воспитание профессиональных музыкантов, сколько всеобщее музыкальное образование. Он создал собственную систему, которая в 1970-е годы внедрялась во все советские общеобразовательные школы. Основана она была на личном опыте композитора: в 1973–1981 он работал в московской общеобразовательной школе № 209 учителем музыки – именно на таком названии предмета, прежде входившего в расписание, как урок пения, настаивал Кабалевский.

Обладая очевидным общественным темпераментом, который, по словам композитора, проявился у него еще в годы учебы в школе, Кабалевский был в центре музыкально-общественной и политической жизни страны – занимал посты в Союзе композиторов СССР и в Министерстве образования, был членом Всемирного совета мира, Комитета по присуждению Ленинских премий, вице-президентом Международного общества музыкального образования, депутатом Верховного Совета и даже почетным членом Всесоюзной пионерской организации.

Начав публиковаться как композитор уже к концу 1920-х годов, он много сочинял и исполнялся. В ленинградских театрах шли его оперы «Кола Брюньон» и «Семья Тараса», в Большом театре поставили «Никиту Вершинина», его симфонии (всего их четыре), инструментальные концерты и камерные сочинения были в репертуаре не только советских, но и западных музыкантов.

С 1935 года музыка Кабалевского регулярно звучала и в Большом зале Ленинградской филармонии, а после 1950-го – и в Малом зале имени Глинки. Его фортепианные опусы включали в свои сольные программы Владимир Софроницкий, Эмиль Гилельс, Белла Давидович, его симфонию № 2 Симфонический оркестр филармонии играл под управлением Геннадия Рождественского, премьеру Виолончельного концерта исполнял Святослав Кнушевицкий с Заслуженным коллективом под управлением Ильи Мусина, а Скрипичный концерт играл Игорь Ойстрах с ЗКР, дирижировал Евгений Мравинский.

Сам композитор выходил на сцену Большого зала в своих авторских концертах как пианист и дирижер. Он исполнял с Филармоническим оркестром свои фортепианные концерты: № 1 – в 1935-м под управлением Михаила Шнейдермана, № 2 – в 1937 году с Хайнцем Унгером.

27 ноября 1951 года он впервые дирижировал на этой сцене – на вечере музыки Кабалевского под управлением автора играл Большой симфонический оркестр Радиокомитета. Уже через два года этот коллектив войдет в состав Филармонии и с ним Кабалевский только в Большом зале даст тринадцать авторских концертов, а также будет выступать в Капелле, в Домах культуры и на летних гастролях. 
Концерт 27 ноября 1951 года. Авторский вечер Дм. Кабалевского. Большой симфоническй оркестр Ленинградского Комитета радиоинформации. Солист – Даниил Шафран. Дирижирует автор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Среди солистов, принимавших участие в программах под управлением Кабалевского, были Даниил Шафран, Игорь Ойстрах, Игорь Безродный, Владимир Фельцман, Любовь Тимофеева.


В авторских концертах Кабалевского в марте 1953 года дебютировал в Ленинградской филармонии юный Владимир Ашкенази, тогда еще ученик Центральной музыкальной школы при Московской консерватории: в память об этих концертах, состоявшихся 23 марта 1953 года в Большом зале, а 25 марта – в Малом, сохранилась их совместная фотография.


С участием композитора в Филармонии прозвучало несколько его премьер. В Малом зале он впервые сыграл в ансамбле с Мстиславом Ростроповичем сонату для виолончели и фортепиано. Самой значительной премьерой Кабалевского в Большом зале был Реквием на слова Роберта Рождественского для солистов, хора и оркестра (23.02.1963). Сочинение стало репертуарным и под управлением автора исполнялось несколько раз, в том числе 2 июня 1985 года. Дмитрию Борисовичу Кабалевскому было 80 лет, и это оказалось его последнее выступление в Большом зале.

Его последний филармонический концерт пройдет 28 декабря 1985 года в Малом зале имени Глинки. В тот вечер Сергей Лейферкус исполнил под аккомпанемент Кабалевского премьеру его вокального цикла «Семь песен о любви».

И.Р.


Концерты

  • 23 апреля 1935

    (анонс)

    Концерт к III годовщине Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года
    «О перестройке литературно-художественных организаций»

    Чулаки. Концерт для большого оркестра. Кабалевский. Концерт для фортепиано с оркестром. Гладковский. «Героическая симфония»

  • 5 марта 1937

    7-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Хайнц Унгер

    Сметана. Симфоническая поэма «Влтава». Кабалевский. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Дворжак. Симфония № 5 (№ 9) «Из Нового Света»

  • 6 марта 1937

    Вокальный вечер
    Солист Театра оперы и балета имени Кирова
    Николай Печковский

    В программе: Алябьев, Пауфлер, Гурилев, Верстовский, Титов, Глинка, Ляпунов, Даргомыжский, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков, Метнер, Глазунов

  • 27 ноября 1951

    Авторский концерт Дмитрия Кабалевского

    Кабалевский. Симфония № 2. Концерт для скрипки с оркестром. Концерт для виолончели с оркестром. Сюита «Комедианты»

  • 23 марта 1953

    Авторский концерт Дмитрия Кабалевского

    Кабалевский. Увертюра к опере «Семья Тараса». Концерт для виолончели с оркестром № 1. Концерт для скрипки с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром

  • 18 апреля 1955

    6-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт

    (нет программы)

  • 22 октября 1956

    6-й концерт 1-го абонемента сезона 1955–1956 гг.

    Авторский концерт Дмитрия Кабалевского

    Кабалевский. Симфония № 4. 10 сонетов У. Шекспира (в пер. С. Маршака). Увертюра и три антракта из оперы «Кола Брюньон»

  • 1 ноября 1957

    1-й концерт 11-го абонемента

    Авторский концерт Дмитрия Кабалевского
    В ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции
    Дирижер – Дмитрий Кабалевский

    Кабалевский. Фрагменты из музыки к кинофильму «Сестры». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Сонеты Шекспира в переводах С. Маршака. Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта» к трагедии У. Шекспира




Другие материалы

Софья Ивницкая

Софья Ивницкая

Меццо-сопрано 1906–1986
Артур Бальзам

Артур Бальзам

Фортепиано 1906–1994

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»