Персоны

Николай Черкасов

1903–1966
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Николай Черкасов

Биография

Черкасов Николай Константинович – актер театра и кино.

В 1933 году молодого артиста Николая Черкасова приглашают на роль Дон Кихота в спектакль Театра имени Пушкина (Александринского), где артист будет служить до 1965 года. Это был не первый и не последний Дон Кихот в биографии Черкасова: еще в 1926-м в ТЮЗе он исполнит роль рыцаря печального образа в спектакле Бориса Зона, а в 1957-м сыграет в фильме Григория Козинцева.

В фильме "Дон Кихот", 1957 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru

Именно кино принесет любимцу театральной публики Ленинграда Черкасову всенародную славу. Снимается он с 1927 года, но известность приходит к артисту после фильма «Депутат Балтики» (1937), где 33-летний Черкасов играет старого профессора, прообразом которого был ученый Тимирязев. Черкасов и сам станет депутатом, а в его фильмографии будут многие знаменитости русской истории – Горький и Маяковский, изобретатель радио Попов и критик Стасов. Особой главой в судьбе актера станет сотрудничество с Сергеем Эйзенштейном. Фильмы «Александр Невский» и «Иван Грозный», при всей несомненной идеологической составляющей, станут классикой мирового кинематографа, их изучают студенты-режиссеры всего мира. Практически каждый кадр обеих исторических картин был заранее нарисован режиссером на бумаге. И, как напишет сам Эйзенштейн, «Черкасов наполнил мои рисунки своей живой, теплой кровью». Когда во время войны советское правительство решит заново учредить орден Александра Невского, то на нем появится изображение Николая Черкасова!

Николай Черкасов и итальянский дирижер Вилли Ферреро в Большом зале филармонии 13 мая 1951 года (день концерта Вилли Ферреро с оркестром ЗКР).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

«Такой очевидной и громкой славы не было, вероятно, при жизни ни у одного другого актера», – писала о Черкасове театровед Раиса Беньяш. Тем удивительнее знать, что в юности об актерской стезе он задумывался не в первую очередь.

С детства важной частью жизни Черкасова была музыка. Не освоив до конца грамоту, он уже читал с листа ноты, а в 16 лет, по собственным словам, играл в четыре руки симфонии Чайковского, которые страстно любил. К драматическому театру Николай тогда относился прохладно. Зато посещение концертов (в том числе и в зале Дворянского собрания, будущей филармонии), визиты в Оперу Народного дома и Мариинский театр были непременной формой досуга семьи Черкасовых. Именно на сцене Мариинского (тогда Государственного Театра оперы и балета) Черкасов по случаю начал свою сценическую карьеру: в 1919 году 16-летнего юношу взяли сюда артистом миманса. Одной из его ролей, кстати, стал Дон Кихот: в балете Минкуса Черкасов дублировал солиста в сцене с ветряными мельницами. Здесь, в театре, он познакомится и с другим «мимистом» – будущим дирижером Евгением Мравинским. Дружбу они сохранят на всю жизнь.

Евгений Мравинский и Николай Черкасов, совместное музицирование.
Фото из семейного архива предоставлено А. Н. Черкасовым, сыном Н. К. Черкасова
 

Евгений Александрович Мравинский на отдыхе на даче Николая Черкасова.
Фото из семейного архива предоставлено А. Н. Черкасовым, сыном Н. К. Черкасова

После окончания в 1926 году Института сценических искусств Черкасов приходит в ТЮЗ, одновременно участвует в спектаклях Передвижного театра оперетты и Свободного театра, в 1929–1931 уходит на эстраду, играя в Ленинградском и Московском Мюзик-холле, а с эстрадным комическим номером «Пат, Паташон и Чарли Чаплин» выступает даже в цирках страны. Неудивительно, что, когда режиссер Владимир Вайншток начинает на Мосфильме съемки музыкальной картины «Дети капитана Гранта» с музыкой Дунаевского (выходит на экраны в 1936), на роль Жака Паганеля приглашают Николая Черкасова. Знаменитую песню «Капитан, капитан, улыбнитесь» артист поет сам.

Николай Черкасов, Исаак Дунаевский и Любовь Орлова в Большом зале филармонии в день авторского концерта Исаака Дунаевского 9 апреля 1937 года.
Фото из архива ЛенТАСС, хранится в библиотеке Санкт-Петербургской филармонии.

В авторских концертах Исаака Дунаевского Черкасов–Паганель и появляется впервые в Большом зале филармонии весной 1937 года. В филармонических вечерах артист участвует до 1955 года, один из них состоится в Новосибирске – сюда эвакуировали на время войны и филармонию, и Театр драмы им. Пушкина. Со сцены Большого зала в праздничных и целевых концертах Черкасов будет читать монологи своих сценических и киногероев, фрагменты из Гоголя, Пушкина, Толстого, Горького, Эренбурга. В филармонических афишах встречается и фамилия жены актера – Нины Вейтбрехт-Черкасовой.

С женой Ниной Вейтбрехт в грим-уборной Пушкинского театра перед началом спектакля "Дворянское гнездо".
Фото из семейного архива предоставлено А. Н. Черкасовым, сыном Н. К. Черкасова и Н. Н. Вейтбрехт-Черкасовой.

Лауреат Сталинских и Ленинских премий, обладатель званий и орденов, депутат Верховного Совета СССР, Черкасов умел использовать свое положение для помощи людям. Именно к нему обратятся Мравинский и Шостакович (с ним семья Черкасовых соседствовала на даче в Комарово), когда в разгар «борьбы с космополитами» собирались отстранить от работы в Ленинграде дирижера Курта Зандерлинга. Черкасов подписывал письма, ходил на приемы к Сталину, защищая и других музыкантов, актеров, людей знакомых близко или шапочно. Как сказал однажды Георгий Товстоногов, «если бы можно было собрать всех, кому когда-нибудь, в трудную минуту жизни помог Николай Константинович, пришлось бы арендовать стадион»!

Дома за роялем.
Фото из семейного архива

За самого артиста в трудную минуту не заступятся. В 1964-м в Театре им. Пушкина шло сокращение. Уволили Нину Вейтбрехт. Черкасов тут же написал заявление об уходе, будучи уверен, что его не подпишут! Но его «отпустили на покой». Тяжелая болезнь легких, уже дававшая о себе знать и до этого, обострилась. После увольнения Черкасов прожил лишь год, в последние дни в бреду «собирался» на репетиции, повторяя фразы из ролей, перед самой смертью прошептал жене: «Слушай меня, Санчо, внимательно и не перебивай...»

Последнее выступление артиста в филармонии состоится задолго до ухода из Александринки – 22 апреля 1955 года. К ленинской дате была выбрана сцена из спектакля «Ленин в 1918 году». В этой постановке Черкасов играл в Пушкинском театре, но в памяти зрителей он останется непревзойденным Грозным и Невским, Паганелем и Дон Кихотом.

О. Р.


Концерты

  • 9 апреля 1937

    Ленинградский союз советских композиторов

    Творческий вечер Исаака Дунаевского

    Музыка и песни кинофильмов

  • 4 мая 1937

    Ленинградский союз советских композиторов (повторение программы 9 апреля)

    Творческий вечер Исаака Дунаевского

    Музыка и песни кинофильмов

  • 25 декабря 1939

    Закрытый Концерт в пользу кассы взаимопомощи (программка и машинопись)

    XXV лет Государственного Оптико-Механического завода имени ОГПУ

    Интернационал. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс и краковяк из оперы «Иван Сусанин». Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Сборный концерт

  • 19 февраля 1941

    Юбилейный концерт, посвященный 45-летию артистической деятельности Заслуженной артистки РСФСР Софьи Осиповны Давыдовой

    (программа не указана)

  • 6 ноября 1941

    (программка)

    Концерт, посвященный ХХIV годовщине Октябрьской революции

    В программе: Бетховен, Чайковский, Пушкин, Глинка, Кабалевский, Корнейчук, Соловьев-Седой, Миклашевский, Жарковский

  • 5 ноября 1944

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт
    Для актива Куйбышевского района
    Посвященный XXVII годовщине Октябрьской революции

    В программе: Булахов, Балакирев, Рахманинов, Шопен, Глинка, Соловьев-Седой, Сорокин, Россини, И. Штраус

  • 30 декабря 1946

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Горкома ВЛКСМ
    Горьковские чтения
    III вечер

    Воспоминания о Горьком. Сцены из спектакля «Владимир Ильич Ленин». Ленин. Отрывок из воспоминаний и два письма к Горькому. М. Горький. «Девушка и смерть». Хачатурян. «Песня о Сталине». Коваль. Песня из оратории «Емельян Пугачев». Егоров. «Родина». «Тайна». Танеев. «Восход солнца»

  • 31 января 1947

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Осоавиахима
    [Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству]

    В программе: Шуэккер, Цабель, Хасельманс, Чехов, Твен, Лист, Соловьев-Седой, Белый, Кальман, Краус, Чайковский, Рахманинов, Пуччини, Дюбюк, Дрдла, Пушкин, Бонди, Ласкин, Шифман

  • 26 декабря 1948

    Концерт для делегатов партконференции

    В программе: Книппер, Пуни, Римский-Корсаков, Глазунов, Даргомыжский, Пушкин, Рахманинов, Лист, Балакирев, Оффенбах, Мейербер, Дзербашян, Табачников, Жарковский, Соловьев-Седой (программа II отделения не указана)

  • 21 марта 1949

    (рукописная книга)

    Литературный вечер
    Елизавета Тиме

    Л. Толстой. Отрывок из романа «Анна Каренина». А. Толстой. Отрывок из трилогии «Хождение по мукам». Эренбург. Отрывок из романа «Буря»

  • 12 марта 1950

    (рукописная книга)

    Большой праздничный концерт мастеров искусств

    (программа не указана)

  • 3 марта 1952

    Концерт, посвященный 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя

    В программе: Римский-Корсаков, Гоголь, Лысенко–Ревуцкий, Соловьев-Седой, Мусоргский

  • 22 апреля 1955

    7-й концерт 2-го абонемента (машинопись)

    Концерт, посвященный 85-летию со дня рождения В. И. Ленина

    В программе: Шостакович, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Мурадели, Глинка, Бетховен, Шуберт, Скрябин, Макаров, Даргомыжский, сцена из драматического спектакля



Другие материалы

Надежда Чеботарева

Надежда Чеботарева

Меццо-сопрано 1909–?
Наталья Шпиллер

Наталья Шпиллер

Сопрано 1909–1995

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»