Персоны
Лидия Вырлан
![Лидия Вырлан](https://media.sddf.ru/Persons/Vyrlan Lidia - Mezzo - avt.jpg)
Биография
Вырлан Лидия Александровна – камерная певица, меццо-сопрано, солистка Концертного бюро Ленинградской филармонии.
В 1922 году Лидия Вырлан окончила Одесский музыкально-драматический институт по классу арфы, там же посещала занятия по вокалу и актерскому мастерству. Концертировать начала с 1925 года.
Хотя Лидия Вырлан получит признание прежде всего как камерная певица, ее дебют с Филармоническим оркестром состоится в оперном репертуаре: в январе 1927 года артистка, только переехавшая жить в Ленинград, принимает участие в выездном концерте оркестра под управлением Николая Малько, исполнив две арии Чайковского.
Уже в следующем месяце она начнет петь на сцене Большого зала. С 1927-го по 1931 год Вырлан исполняет с оркестром вокальный цикл на слова Бальмонта, «Ранние песни» Берга и, впервые, «Пять песен», ор. 8 Шенберга. Солирует в «Царе Эдипе» Стравинского под управлением Ансерме, в Симфонии № 2 Малера, дирижирует Йозеф Розеншток, поет вокальные циклы Онеггера в камерном концерте под аккомпанемент автора.
Дальнейшие выступления певицы в Большом зале будут редкими: 1930-е годы оказались совсем не ее временем. В январе 1934-го здесь пройдет ее единственный сольный концерт, программа которого составлена из женских и мужских оперных арий. Такое необычное соседство Вырлан сама объясняет в аннотации к концерту:
«Тема, объединяющая разнообразные звенья программы оперных арий, – зарисовка женских и мужских образов вне рамок театральных постановок, в преодолении исполнительского штампа в их трактовке» …
Но именно штампы станут меткой идеологии, регламентирующей жизнь страны.
В 1939 году, в ноябрьские дни празднования очередной годовщины революции, Лидия Вырлан примет участие в четырех сборных камерных концертах и будет петь в основном Дунаевского, в том числе «Песню о Сталине». Это окажется последним появлением певицы в Большом зале, исполнявшей еще совсем недавно на этой сцене Берга, Стравинского, Малера, выступавшей с Николаем Малько, Александром Гауком, Эрнестом Ансерме, Артюром Онеггером.
Отдушиной в 1930-е оставались камерные филармонические площадки – до 1931-го Малый зал, располагавшийся в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ, а в последующие десять лет – Малый зал имени Глазунова в консерватории и Капелла, где Филармония проводила свои камерные сезоны.
Первый сольный концерт Лидия Вырлан дала в Малом зале 24 февраля 1927 года, исполнив романсы Глинки, Мусоргского, Прокофьева и Гнесина. В сольном концерте 6 января 1928 года певице аккомпанирует Дмитрий Шостакович. Программу музыканты выстроили из романсов современных русских композиторов на тексты Тагора, Хайяма, а также на слова Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Парнок, Гиппиус. Упаднические настроения программы не прошли мимо внимания рецензента концерта, который, впрочем, отметил, что «вдумчивая и чуткая художница силой своего исполнения» смогла наполнить жизнью «даже самые нежизнеспособные произведения». Похвалы удостоился и Шостакович, «чьи исполнительские данные во многом совпали с ее [Вырлан] артистической индивидуальностью».
В сольных концертах певицы в Капелле и на сцене Малого зала имени Глазунова были тематические («Пушкин в музыке») и монографические программы, посвященные Рахманинову (1933), Дунаевскому (1939), Чайковскому: романсами Чайковского Лидия Вырлан открывала здесь камерный филармонический сезон в 1933 году, их исполняла и на своем последнем филармоническом концерте 21 апреля 1940 года.
Концерты
-
26 января 1927
Дом культпросвета им. Плеханова
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВ программе: Глинка, Глазунов, Римский-Корсаков, Чайковский, Прокофьев, Бородин
-
13 февраля 1927
6-й концерт утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоРимский-Корсаков. «Шехеразада». Романсы «Ночь пролетала над миром», «В темной роще замолк соловей», «Тихо вечер догорает». Стравинский. Фрагменты из балета «Петрушка»
-
24 февраля 1927
Бетховенское фойе
Вечер песни
Лидия ВырланПесни и романсы Глинки, Мусоргского, Прокофьева, Гнесина
-
30 октября 1927
1-й концерт 6-го утреннего абонемента
Симфонический концерт из произведений Сергея Василенко
(в ознаменование 25-летия его артистической деятельности)
Дирижер – автор, Сергей ВасиленкоВасиленко. Симфоническая картина «Гимн солнцу». «Майорские песни». «Китайская сюита». Сюита из хореографической пантомимы «Нойя»
-
06 января 1928
Вечер песни
Лидия Вырлан
У рояля Дмитрий ШостаковичВ программе: Римский-Корсаков, Штейнберг, Штрейхер, Вейсберг, Дзегеленок, Александров, Мясковский
-
12 февраля 1928
5-й концерт 7-го утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВольф. Симфоническая поэма «Пентезилея». Шёнберг. Пять песен с оркестром. Арапов. Fugato. Мосолов. Концерт для фортепиано и малого оркестра. Чайковский. I часть симфонии «Манфред»
-
9 марта 1928
6-й концерт 1-го абонемента
Вечер произведений Артюра Онеггера
С участием автора, Андрэ Ворабур, Лидии Вырлан
и Вениамина ШераВ программе: Онеггер
-
11 марта 1928
6-й концерт 3-го абонемента
Вечер произведений Артюра Онеггера
С участием автора, Андрэ Ворабур, Лидии Вырлан
и Вениамина ШераВ программе: Онеггер
-
31 марта 1928
8-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест АнсермеБетховен. Симфония № 4. Стравинский. Увертюра и ария Параши из оперы «Мавра». «Весна священная». Глинка. Рыцарский романс
-
5 ноября 1928
(рукопись)
Общегородское собрание профактива Рабиса,
посвященное XI годовщине Октябрьской Революции
Торжественное заседание и концерт
Дирижер – Николай МалькоИнтернационал. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Онеггер. «Pacific 231». Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Четыре вокальных номера
-
25 февраля 1929
Для Красной Армии (рукопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Павел КлочковИнтернационал. Глазунов. Торжественная увертюра. Бородин. Ноктюрн из струнного квартета № 2. Глинка. «Камаринская». Мусоргский. Турецкий марш из оперы «Хованщина». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»
-
7 апреля 1929
10-й концерт 7-го утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоЧайковский. Увертюра к опере «Опричник». Берг. «Юношеские песни». Бах. Концерт для фортепиано № 1 ре минор. Мясковский. Симфония № 5
-
13 мая 1929
(рукопись)
Концерт для Совпечати
Филармонический оркестр
Дирижеры – Александр Гаук и Эрнест АнсермеВ программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Вагнер, Бетховен
-
18 мая 1929
12-й концерт 1-го абонемента
Филармонический оркестр
Стравинский
Дирижер – Эрнест АнсермеСтравинский. «Царь Эдип». «Весна священная»
-
13 мая 1930
(анонс)
Концерт из произведений Валериана Богданова-Березовского
(программа не указана)
-
5 июня 1930
(рукописная книга)
Liederabend
Лидия Вырлан(программа не указана)
-
18 февраля 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Иозеф РозенштокМендельсон. «Сон в летнюю ночь». Малер. Симфония № 2 «Воскресение»
-
27 мая 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Ганс ВейсбахБетховен. Симфония № 5. Симфония № 6. Концертная ария «Ah! perfido»
-
6 декабря 1933
Зал Глазунова в Консерватории (концерт в 3-х отделениях)
Открытие камерных концертов Филармонии
1-й концерт цикла Чайковского
К 40-летию смерти композитораВ программе: Рахманинов, Чайковский
-
18 декабря 1933
Зал Глазунова в Консерватории
Вечер песни
Лидия ВырланВ программе: Рахманинов