Пресса
«Жизнь искусства»
О концертах 30 ноября и 7 декабря 1927 в БЗФПесни Гурре
После октябрьской программы постановка Акфилармонией грандиозного произведения Арнольда Шенберга „Песни Гурре“ является второй крупной художественной победой, одержанной в этом сезоне дирижером Н. А. Малько. Трудности, которые приходится преодолевать исполнителям этой сложной, крупной по об'ему (и по художественному значению) ранней шенберговской композиции — чрезвычайно велики. И если все же все наиболее существенные препятствия были счастливо одолены, то этому содействовало не только большое число репетиций, но и подлинный энтузиазм, с которым отнеслись к этой ответственной работе как дирижер, так и солисты.
В результате была создана концертная постановка, которая оставит заметный след не только в работе Филармонии, но и в общей музыкальной жизни Ленинграда.
Можно пожалеть только, что это замечательное по эмоциональной насыщенности и музыкально-изобразительной красочности произведение не было услышано нами в ту пору, когда оно могло бы сыграть роль крупного этапа в развитии и продвижении нашего музыкального сознания.
Несомненно, что сейчас многие страницы „Песен Гурре“ расцениваются нами ретроспективно, т. е. при известном сознательном переключении восприятия на язык музыкальных образов, до некоторой степени потерявший для нас жизненную актуальность. Сюда должно быть отнесено все то, что тесно (иногда слишком зависимо) связано с музыкальной речью Вагнера, весь тот на современное ощущение несколько ходульный и туманный романтизм, которым веет от вдохновившего Шенберга текста датского поэта Иенса Петера Якобсена.
Но при всем том „Песни Гурре“ проникнуты таким ярким творческим горением, так богаты очаровательнейшей лирикой, так изобилуют роскошной звукописью, что примиряешься в конце концов с устаревшей символикой произведения, с нарушением контакта с восприятием современного слушателя, — тем более, что общий тонус композиции преисполнен бодрости, напряжения сил и блестяще завершается величественным финальным хором (гимн солнцу).
Двукратное исполнение произведения Шенберга показало, что огромный труд, понесенный на его разучивание, вполне себя оправдал: „Песни Гурре“ дошли до аудитории, а исполнители (Н. А. Малько, О. Ф. Мшанская, В. К. Павловская, Н. Н. Куклин, Н. Н. Рождественский, В. Ф. Тихий, Б. М. Фрейдков) имели исключительный успех. Особенно должна быть отмечена вдохновенная передача Н. Н. Рождественским партии рассказчика, в которой декламационное пение было доведено до высокой ступени виртуозного мастерства и поэтической выразительности.
Исламей