Пресса
«Вечерняя Красная газета»
О концертах 26 и 29 октября, 1 и 2 ноября 1924 в БЗФ
О Чарли Чаплине и симфонической музыке – вообще и в частности.
<…>
Не так давно в качестве дирижера и автора выступал М. О. Штейнберг, имя которого не появлялось на концертных афишах несколько лет, три концерта провел когда-то хорошо знакомый нашей концертной аудитории дирижер Н. А. Малько; в качестве солистов на эстраде Филармонии появлялись М. И. Бриан, А. Штример, И. Рензин.
Все эти вечера, каждый по-своему, имели занимательные стороны, на которые в этих строках можно указать лишь очень бегло, очень суммарно.
Несомненно, прежде всего, что большой, общий и специальный, интерес вызывали к себе произведения М. О. Штейнберга, исполненные под личным управлением автора.
М. О. Штейнберг – крупнейший музыкальный авторитет, выдающийся педагог-теоретик и превосходный мастер оркестрового письма. Каждый такт исполнявшихся в концерте «Метаморфоз» утверждает его в этом последнем качестве. Его партитура – кладезь фактурной изобретательности, технического мастерства и архитектонической логики. Она звучит богато и полновесно, но вместе с тем изысканно, прозрачно. Автор проявляет в ней много вкуса, чутья к гармонической ткани, фантазии. Но некоторый перевес умозрительного начала в его творчестве над началом интуитивного овладения материалом лишает исполненное полноты прав на широкое признание его музыки. Прекрасное впечатление оставило в том же концерте чарующее мастерство М. И. Бриан, сумевшей тонко одухотворить звуковую ткань исполненного ею отрывка из поэмы «Земля и Небо» того же автора.
После нескольких лет разлуки очень отрадно было вновь послушать вдумчивое, осторожное в выражении, и, как всегда, превосходно уравновешенное дирижерское искусство Н. А. Малько. Пред нами снова художник, знающий, что он делает и как это нужно сделать, чтобы осуществить максимум им замышленного и предположенного.
Основательно забытый корсаковский «Антар» снова заблистал, во многом еще не потухшими красками, а рахманиновский фортепианный концерт при участии талантливого И. Рензина был сыгран с очень хорошим ансамблем, силою и временами увлекательностью выражения.
<…>
Н. Стрельников