Персоны
Владимир Софроницкий

Биография
Софроницкий Владимир Владимирович – русский пианист.
Семья Софроницких переехала из Петербурга в Варшаву в 1903 году, здесь рос их сын Владимир, с детства проявлявший незаурядные музыкальные способности. После серьезных занятий в Варшаве он поступит в 1916 году в Петербургскую консерваторию в класс профессора Леонида Владимировича Николаева, диплом получит в 1921 году, разделив премию имени Антона Рубинштейна с Марией Юдиной.
Дань уважения учителю Софроницкий отдаст в своих программах, исполняя фортепианные транскрипции Николаева в филармонических сольных вечерах, а также в серии из 12 исторических концертов в консерваторском зале имени Глазунова, где исполнит музыку от немецкого барокко до Шостаковича. Трижды (1927, 1938, 1940) пианист выступит в концертах класса своего профессора, которые регулярно проводились в Большом зале Ленинградской филармонии. Среди их участников был и Дмитрий Шостакович: 15 апреля 1938 года Софроницкий и Шостакович сыграли Вариации на тему из четырех нот для двух фортепиано Николаева в программе, посвященной его юбилею.
Однокашники, впрочем, не остались в ближнем круге пианиста. Чувство коллективного было в принципе ему чуждо, замкнутый, малообщительный в жизни, он раскрывался на сцене, гипнотизируя и вовлекая зал в свой мир.
С первых появлений на концертной эстраде Софроницкий приковывал к себе внимание публики и критики своей ни на кого не похожей индивидуальностью. Пытаясь обнаружить ее секрет, рецензенты пишут (выдержки из прессы разных лет):
«Что прежде всего очаровывает в Софроницком и выделяет его из ряда других наших пианистов — это звук. Самый матерьял его звука поражает чистотой, ясностью, проникновенностью. И пианист мастерски пользуется им — от звонкого, «втертого» forte до самых нежнейших касаний piano» (1925).
«В. Софроницкий — яркий творческий тип исполнителя. Он никогда не подходит к передаваемому извне, не преломив его сквозь призму своей индивидуальности... Софроницкий играет не только для публики, но и для себя. И вместе с тем он почти всегда увлекает и захватывает» (1927).
«Исполнительское творчество Софроницкого заслуживает специальной монографии… Софроницкий представляет собой редкий пример законченного типа музыканта-романтика. При этом в нем сказываются все противоречия этого типа, как положительные его свойства, так и черты болезненной неудовлетворенности» (1935).
«В советской музыкальной культуре Софроницкий представляет собою явление исключительное. Трудно назвать среди наших пианистов среднего и молодого поколения музыканта, чья творческая индивидуальность была бы столь ярка и своеобразна... Многое от «старого» Софроницкого сохранилось и сейчас: романтическая страстность, умение постигать музыку в ее лирической и драматической сущности. Однако над всем этим доминирует сейчас иное — высокое трагедийное начало» (1940).
Принимают Софроницкого не все. Он бывает неровен, чрезмерно импульсивен, может перед самым выходом на сцену внезапно изменить программу, его индивидуализм, столь неуместный в советской действительности, раздражает. Но ругают его за то же, за что и хвалят, и в этой критике упреки выглядят скорее комплиментами:
«Софроницкий, как исполнитель, весь — в исполняемом, весь — в кругу вызываемых его игрой настроений и образов. Отсюда — его достоинства и недостатки. Достоинства очевидны и не требуют пояснений, так как для всех ясно значение момента увлечения и искренности в искусстве. Недостатки неизбежны и здесь. Пребывая в тесной черте творимого им мира, Софроницкий часто забывает, что увлекаться не всегда значит увлекать. … весь артистизм его типа игры — прежде всего для себя, а потом для других. Это „обстоятельство“, смыкая его с аудиторией узами несомненного психического контакта, слишком часто и легко размыкает ту же связь» (1926)
В круг близких Софроницкому композиторов входили прежде всего романтики – Шопен, Шуберт, Шуман, Лист. Симфонические этюды Шумана, си-минорную сонату и Мефисто-вальс Листа он исполнил на своем первом сольном концерте в Большом зале 24 мая 1922 года. В этот первый сезон недавно открытой Петроградской филармонии в сплошь симфонической афише Большого зала было лишь два фортепианных вечера – почтенного профессора консерватории Марии Николаевны Бариновой и недавнего выпускника Владимира Софроницкого, о котором уже говорил весь Петроград.
«Klavierabend В. Софроницкого, – восторженно пишет рецензент Николай Стрельников в газете „Жизнь Искусства“, – особенно во втором отделении вечера (Лист) принес большое удовлетворение всем тем (ставшими весьма многочисленными) слушателям, которые и раньше видели в пианисте художника, в минуту исполнительского озарения поднимающегося на большую высоту вдохновения».
Такого художника увидел в нем и главный дирижер филармонии Эмиль Купер, пригласивший 20-летнего пианиста в свой цикл из произведений Скрябина – главного композитора в биографии Софроницкого. С концертом Скрябина 31 июля 1921 года он дебютирует в Большом зале.Вскоре его назовут «присяжным истолкователем фортепианной музыки творца „Экстаза“», а свидетели выступлений самого композитора (таких оставалось немало) будут утверждать, что «получить истинное представление о фортепианном творчестве Скрябина можно полнее всего у Софроницкого, который в своей передаче так близко подходит к столь памятной передаче авторской».
Скрябин будет звучать едва ли не в каждом сольном концерте Софроницкого, ему пианист посвятит и восемь монографических вечеров.
Близость «гениального Вовочки» природе Скрябина отмечала и первая жена композитора Вера Ивановна Исакович, сама прекрасная пианистка. Их дочь Елена Александровна Скрябина станет женой Софроницкого, юношеский брак окажется недолговечным, но в нем родятся двое детей.
Фортепианный концерт Скрябина, главный опус в оркестровом репертуаре Софроницкого, он сыграет после филармонического дебюта еще не раз. Чаще – в 1920-е годы: дирижировали Эмиль Купер и Николай Малько. Реже – в 1930-е: под управлением Александра Гаука, а в программе, посвященной 15-летию со дня смерти Скрябина, и дважды – Альберта Коутса.
Лишь однажды Софроницкий исполнит с оркестром другой концерт – Глазунова, это будет 4 марта 1928 года, накануне эмиграции композитора, к которому Софроницкий испытывал невероятное чувство благодарности.
Со временем пианист вообще откажется от игры с оркестром. В симфонических программах он периодически появляется, но играет сольного Скрябина: Пятую сонату в 1923 году (в этой скрябинской монографии под управлением Эмиля Купера звучат Симфония № 2 и "Поэма Экстаза") и Третью сонату в 1938 году (в симфоническом концерте исполнялись сочинения Бородина, Лядова и Чайковского, дирижировал Борис Хайкин). И это еще один неслучайный скрябинский штрих в биографии Софроницкого: Скрябин нередко выходил с сольными выступлениями на своих авторских вечерах, где исполнялись его симфонические произведения, именно Пятую сонату он играл в московском концерте 21 февраля 1909 года, когда Эмиль Купер дирижировал «Поэмой экстаза» и премьерой «Божественной поэмы».
Последнее совместное с Заслуженным коллективом выступление Софроницкого, разумеется, со Скрябиным, состоялось в феврале 1941 года под управлением Игоря Миклашевского. Уже осенью оба они окажутся в осаждённом Ленинграде. Миклашевский умрет от голода в первую блокадную зиму. Не переживет ее и Борис Гольц – соученик Софроницкого по консерватории, композитор, пьесы которого пианист играл в концерте Большого зала в 1938 году. 5 октября 1941 года Софроницкий выступит здесь в дуэте с Александром Каменским на открытии блокадного филармонического сезона. Вместе с коллегами по консерватории, где он преподает с 1930 года, будет жить в Театре драмы имени Пушкина (Александринском), здесь 12 декабря 1941-го сыграет концерт, вскоре с крайней степенью истощения попадет в стационарную больницу (ее открыли в гостинице «Астория»), в апреле его самолетом доставят в Москву.
В столице он останется, будет преподавать в консерватории, а в Ленинград приезжать только на концерты.
Уже в феврале 1945-го, словно наверстывая упущенные четыре года, Софроницкий играет для ленинградцев пять сольных программ, еще две – в марте. Затем интенсивность гастролей уменьшится, но, при этом, за последние неполные 10 лет в Филармонии состоится 35 клавирабендов пианиста. В его программах – Моцарт и Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Шопен, Дебюсси, Мясковский, Метнер, Рахманинов, Прокофьев – интерпретацию «Мимолетностей» называют «шедевром исполнительского мастерства». Софроницкий по-прежнему играет Скрябина – в смешанных программах и двух монографических концертах. В рецензии на первое после перерыва выступление пианиста в Большом зале 9 февраля 1945 года композитор Юрий Кочуров писал:
«Мечтательная, романтическая, взволнованная музыка Скрябина, её постоянное и напряжённое влечение к «озарённым далям», с её взлётами и стихийными ритмами, весь этот недосказанный и причудливо-своеобразный мир звуков Скрябина тонко и одухотворённо звучит у Софроницкого».
Оставался ли он прежним – артистом, магом, гипнотизером, способным увести за собой публику в мир нематериального? Леонид Евгеньевич Гаккель, историк фортепианного искусства, слышавший Софроницкого в 1950-е годы и восхищавшийся им, отмечает:
«Он стал черно-белым пианистом. Появилась вот эта завораживающая мерность, которой раньше не было. Когда он играл симфонические этюды Шумана, Скрябина и что-то из этого репертуара, он обладал невероятным нервом. Но пережив блокаду и увидев, что такое эти предельные состояния, он обрел совершенно новые жизнеощущения. Этот мерный ритм, который не может меняться, который роковым образом воцарился».
«Мерный ритм» продолжал завораживать ленинградскую публику.
Болезнь вынудила Софроницкого рано расстаться со сценой. С середины 1950-х он эпизодически выступал в Москве, дав последние концерты в январе 1961 года.
Словно предвидя конечное расставание с родным городом, Софроницкий в 1954 году приезжает в Ленинград трижды и дает семь сольных концертов. Два из них проходят в Малом зале, последние – 12 и 14 ноября – в Большом зале филармонии.
И. Р.
Концерты
-
31 июля 1921
III концерт
Филармонический оркестр
Цикл Скрябина
3 концерта (26, 28, 31 июля)
Дирижер – Эмиль Купер
Солист – Владимир СофроницкийСкрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 3 «Божественная поэма»
-
23 апреля 1922
II концерт
Филармонический оркестр
Цикл Скрябина
3 концерта (19, 23, 26 июля)
Дирижер – Эмиль Купер
Солист – Владимир СофроницкийСкрябин. Прелюдия «Мечты». Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 3 «Божественная поэма»
-
4 мая 1922
Бетховенское фойе
Вечера современной музыки
Владимир СофроницкийСкрябин. Фортепианные сочинения
-
24 мая 1922
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуман. Симфонические этюды. Лист. Соната для фортепиано. Мефисто-вальс
-
14 февраля 1923
В пользу «Недели помощи школе»
Филармонический оркестр
Дирижер – Эмиль Купер
Солист – Владимир СофроницкийСкрябин. Симфония № 2. Соната для фортепиано № 5. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
13 февраля 1925
Klavierabend
Владимир СофроницкийШуман. Фантазия для фортепиано. «Карнавал». Лист. Соната для фортепиано.
-
17 февраля 1925
Бетховенское фойе
Klavierabend
Владимир СофроницкийБетховен. Соната для фортепиано № 13. Шуман. Две новелетты, соч. 21. Метнер. Две сказки, соч. 20. Шопен. 24 прелюдии. Скрябин. Шесть прелюдий. Соната для фортепиано № 4
-
11 апреля 1925
В ознаменование 10-летия со дня смерти А. Н. Скрябина
Фортепианный концерт
Владимир СофроницкийВ программе: Скрябин
-
21 апреля 1925
В ознаменование 10-летия со дня смерти А. Н. Скрябина
Фортепианный концерт
Владимир СофроницкийВ программе: Скрябин
-
14 мая 1925
Klavierabend
Владимир СофроницкийВ программе: Пахельбель–Николаев, Бах, Шуман, Лист
-
22 ноября 1925
Камерно-хореографический концерт
В программе: Рахманинов, Чайковский, Пуни, Русские былины, Русские песни, Венгерский танец
-
27 января 1926
Бетховенское фойе (программка с портретом)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийВ программе: Бах, Бах–Бузони, Бетховен, Шопен, Лист, Шуберт–Лист
-
30 января 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоСкрябин. Симфония № 1. Прелюдия «Мечты». Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)
-
19 февраля 1926
Бетховенское фойе
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Государственной академической филармонии
I концерт
Вечер фортепианной музыкиСкрябин. Соната № 5. Три пьесы, соч. 52. Щербачев. Соната № 2. Бик. Соната № 2. Лирический и Драматический фрагменты. Шиллингер. Соната-рапсодия. Прокофьев. Соната № 5. Стравинский. «Piano rag music». Хиндемит. Сюита «1922»
-
19 марта 1926
Бетховенское фойе (повторение программы от 19 февраля [анонс с указанием композиторов, исполнителей, цен на билеты])
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Государственной академической филармонии
Вечер фортепианной музыкиСкрябин. Соната № 5. Три пьесы, соч. 52. Щербачев. Соната № 2. Бик. Соната № 2. Лирический и Драматический фрагменты. Шиллингер. Соната-рапсодия. Прокофьев. Соната № 5. Стравинский. «Piano rag music». Хиндемит. Сюита «1922»
-
8 апреля 1926
Klavierabend
Владимир СофроницкийВ программе: Лист, Шуберт–Лист
-
19 декабря 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай Малько
Солист – Владимир СофроницкийСкрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. Стравинский. Сюита для малого оркестра
-
14 января 1927
Klavierabend
Владимир СофроницкийШуман. «Крейслериана». «Карнавал». Большая соната для фортепиано № 1. Шопен. 24 прелюдии
-
20 января 1927
Klavierabend
Владимир СофроницкийМетнер. Сказка фа минор. Сонатная триада. Траурный марш. Сказка си минор. Скрябин. Соната для фортепиано № 5. Три пьесы. Балакирев. «Исламей». Прокофьев. Менуэт. Гавот. Соната для фортепиано № 3
-
11 марта 1927
Концерт пианистов школы Леонида Николаева
Участники (в алфавитном порядке): Александр Каменский, Исай Рензин, Владимир Софроницкий, Иосиф Шварц, Константин Шмидт, Дмитрий Шостакович, Мария ЮдинаВ программе: Николаев, Стравинский–Санто, Бах–Годовский, Лист, Прокофьев, Бах–Годовский, Прокофьев, Глюк–Брамс, Скарлатти, Шопен, Щербачев
-
15 января 1928
4-й концерт 7-го утреннего абонемента
Фортепианный концерт
Владимир СофроницкийПрокофьев. Легенда. «Мимолетности». «Сарказмы». Танец. Менуэт. Гавот. Скерцо и марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Соната № 3. Скрябин. Три этюда. Три прелюдии. Соната № 4. «К пламени». Две прелюдии. Соната № 9. Соната № 10
-
4 марта 1928
7-й концерт 6-го утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукСтравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Глазунов. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Симфония № 2
-
9 мая 1930
Концерт (Klavierabend)
Владимир Софроницкий
Скрябин
В программе: Скрябин
-
17 мая 1930
Концерт (Klavierabend)
Владимир Софроницкий
В программе: Бах-Бузони, Лист, Шопен
-
31 мая 1930
Третий концерт (Klavierabend)
В. В. Софроницкого
В программе: Шуман, Шопен, Лист
-
11 октября 1930
15-летие со дня смерти Скрябина (машинопись)
Скрябин
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукСкрябин. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
17 октября 1930
(рукописная книга)
Фортепианный концерт (Klavierabend)
Владимир СофроницкийБах. Французская сюита. Гайдн. Соната. Шуман. «Карнавал». Шопен. Баллада. Мазурка. Прелюдии. Вальс. Лист. «Шествие гномов». «Сонет Петрарки». «Годы странствий II: Венеция и Неаполь»
-
4 декабря 1930
(рукописная книга)
Фортепианный концерт (Klavierabend)
Владимир СофроницкийВ программе: Шуман, Лист, Шопен
-
8 декабря 1930
(рукописная книга)
Фортепианный концерт (Klavierabend)
Владимир СофроницкийШуберт. Экспромты. Бетховен. Соната № 23 фа минор «Аппассионата». Равель. Сонатина фа-диез минор. Прокофьев. Шесть пьес. Скрябин. Две пьесы. Соната № 5 фа-диез мажор
-
6 марта 1931
(рукописная книга)
Klavierabend
Владимир СофроницкийМоцарт. Соната си-бемоль мажор. Шуман. «Крейслериана». Шопен. Баллада. Лист. «Погребальное шествие». Этюд си-бемоль мажор. «Забытый вальс». «Обручение». Шуберт–Лист. «Баркарола». «Двойник». «Лесной царь». Лист. «Сонет Петрарки». Этюд фа минор
-
6 апреля 1931
(по рукописной книге, карандашом, без подробностей)
Фортепианный концерт
Владимир Софроницкий(программа не указана)
-
3 мая 1931
(рукописная книга)
Klavierabend
Владимир СофроницкийШопен. Фантазия. Две баллады. Соната. Ноктюрн. Четыре прелюдии. Два этюда. Мазурки. Два вальса. Скерцо
-
8 октября 1931
(анонс)
Фортепианный вечер
Владимир Софроницкий
Гендель. Ария с вариациями. Моцарт . Фантазия. Шопен. 24 прелюдии. Два этюда. Скерцо № 3. Две мазурки. Полонез
-
6 марта 1932
(анонс)
Klavierabend
Владимир СофроницкийБетховен. Рондо. Лист. Соната. Шопен. Соната № 2. Мазурка. Вальсы. Скерцо № 2
-
19 апреля 1932
(анонс)
Klavierabend
Владимир СофроницкийВ программе: Лист
-
24 ноября 1932
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийВ программе: Гайдн, Шуман, Шопен, Шуберт–Лист, Сен-Санс–Лист
-
3 января 1933
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийВ программе: Мендельсон, Шопен, Скрябин
-
4 марта 1933
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийВ программе: Бах, Моцарт, Шуберт, Шопен, Лист
-
25 апреля 1933
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийВ программе: Шуман, Брамс, Шопен, Рахманинов, Скрябин
-
27 мая 1933
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийШуман. Фантазия. Симфонические этюды. Шопен. 24 прелюдии. Шесть этюдов. Мазурка. Полонез
-
23 октября 1933
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир Софроницкий
В программе: Бетховен, Шопен, Прокофьев, Дебюсси
-
11 декабря 1933
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийБах–Бузони. Три хоральные прелюдии. Токката и фуга для органа. Шуман. Симфонические этюды. Бетховен. Соната № 14 «Лунная». Лист. Соната си минор
-
18 февраля 1934
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир Софроницкий
Бах. Две прелюдии и фуги. Мендельсон. «Серьезные вариации». Метнер. Траурный марш. Четыре сказки. Прокофьев. Пять Мимолётностей. Скрябин. Два этюда. Балакирев. «Исламей»
-
29 марта 1934
(афиша, анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир Софроницкий
В программе: Скарлатти, Бетховен, Шуман, Лист, Сен-Санс
-
2 ноября 1934
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийБах–Бузони. Токката и фуга ре минор. Шуман. Фантазия до мажор. Лист. Баллада № 2. «Сонет Петрарки» № 104. «Годы странствий II: Венеция и Неаполь». Пять Больших этюдов на темы каприсов Паганини
-
8 декабря 1934
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийШуман. «Крейслериана». Шопен. Баллада. Ноктюрн. Скерцо. Скрябин. Соната № 3
-
2 февраля 1935
(афиша)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийВ программе: Гендель, Бах, Шуман, Шопен (без указания произведений)
-
7 февраля 1935
(афиша)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийВ программе: Гендель, Бах, Шуман, Шопен (без указания произведений)
-
9 апреля 1935
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийВ программе: К. Ф. Э. Бах, Бах–Зилоти, Бетховен, Шопен, Лист
-
19 октября 1935
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир Софроницкий
В программе: Бах–Зилоти, Бах–Бузони, Моцарт, Шуман, Шопен, Дебюсси, Скрябин
-
22 декабря 1935
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт КоутсБрамс. Симфония № 3. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
24 декабря 1935
(повторение программы 22 декабря, машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт КоутсБрамс. Симфония № 3. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
11 марта 1936
(машинопись)
Концерт органной и фортепианной музыки
Вивальди. Концерт ре минор. Лист. Вариации на тему Баха «Weinen, Klagen». Франк. Пастораль. «Финал». Лист. «Годы странствий». Соната си минор
-
27 марта 1936
(анонс и машинопись)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийБах. Прелюдия и фуга. Шуман. «Крейслериана». Шопен. 12 прелюдий. 4 мазурки. Шуман. «Карнавал». Лист. Тарантелла из цикла «Годы странствий»
-
25 мая 1936
(машинопись)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийБетховен. Соната № 15 «Пасторальная». Соната № 23 «Аппассионата». Лист. Соната си минор. Дебюсси. Три пьесы
-
9 января 1937
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийБукстехуде–Николаев. Прелюдия. Пахельбель–Николаев. Токката. Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Шопен. Баллада. 10 мазурок. Шуман. «Карнавал»
-
11 февраля 1937
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир СофроницкийВ программе: Шуман, Шопен
-
24 марта 1938
Концерты русской музыки
Бородин, Лядов, Скрябин, ЧайковскийБородин. Симфония № 3. Лядов. Полонез № 1 (памяти А. Пушкина). Скрябин. Соната № 3. Чайковский. Симфония № 5
-
15 апреля 1938
(программа с портретом Л. В. Николаева)
Фортепианный вечер
Концерт пианистов школы Леонида Николаева
(35 лет художественной деятельности)В программе: Шопен, Ган, Шуберт–Лист, Лист, Равель, Вагнер–Лист, Дебюсси, Бах, Бах–Бузони, Ионген, Брамс, Николаев, Глазунов, Глазунов–Блюменфельд
-
24 мая 1938
Камерный вечер
Солист Большого театра Союза ССР
Владимир Сливинский
и пианист Владимир СофроницкийВ программе: Шуберт, Чайковский, Римский-Корсаков, Шопен, Шуман, Рахманинов, Скрябин, Дебюсси
-
12 октября 1938
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийБетховен. Соната № 15 «Пасторальная». Шуман. Симфонические этюды. Шопен. Фантазия. Две мазурки. Баллада. Баркарола. Соната № 2
-
28 ноября 1938
Декада советской музыки
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийМясковский. Соната № 2. Прокофьев. «Мимолетности». Соната № 3. Четыре пьесы, соч. 12. «Сказки старой бабушки». Два сарказма. Кабалевский. Сонатина № 1. Богданов-Березовский. Два этюда, соч. 16. Гольц. Две прелюдии. Скерцо
-
20 декабря 1938
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийВ программе: Скрябин
-
31 октября 1939
Фортепианный вечер
К 130-летию со дня рождения Шумана
Владимир СофроницкийШуман. Соната № 3 фа минор. «Крейслериана». Симфонические этюды. «Карнавал»
-
2 декабря 1939
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. Полонез № 4. Два ноктюрна. 24 прелюдии. Фантазия фа минор. Две мазурки. Соната № 2
-
29 декабря 1939
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуман. Фантазия до мажор. Шопен. 12 этюдов, соч.10. 25 этюдов соч. 25. Лист. Соната си минор
-
7 февраля 1940
2-й концерт в ознаменование 135-летия со дня рождения Шопена (программка и рукопись)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. Экспромт № 1. Экспромт № 2. Экспромт № 3. Фантазия-экспромт. Соната № 3. Баллада № 1. Баллада № 3. Мазурка. Скерцо № 3. Скерцо № 1. Полонез № 6 «Героический»
-
22 марта 1940
К 25-летию со дня смерти Скрябина
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийСкрябин. Восемь прелюдий. Соната № 3. Десять этюдов. Две поэмы. Прелюдия. «Мечты». Прелюдия. «Ирония». «Нюансы». Соната № 4. Соната № 10. Сатанинская поэма
-
22 апреля 1940
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуберт. Четыре экспромта. Шуман. Юмореска. Шопен. Ноктюрн. Экспромт № 3. Баркарола. Скерцо. Рахманинов. Две прелюдии. Лист. Два «Сонета Петрарки». Мефисто-вальс
-
12 октября 1940
(черновая рукопись)
Концерт пианистов школы Леонида Николаева
Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 2. Шопен. Скерцо. Две мазурки. Полонез. Шуберт–Лист. «Двойник». «Лесной царь». «Утренняя серенада». Бах–Бузони. Две хоральные прелюдии. Прелюдия и фуга. Шопен. Две мазурки. Глазунов. Соната. Дебюсси. Прелюдия. Шуберт–Лист. Вальс. Брамс. Интермеццо. Рапсодия. Чайковский. «Думка». Вальс. «Русское скерцо»
-
30 октября 1940
(программка с рукописными правками)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийМендельсон. «Серьезные вариации». Шуман. Соната № 3. Арабеска. Равель. Сонатина. Скрябин. Поэма. Прелюдия. «Гирлянды». Соната № 10. Рахманинов. Прелюдия. Прокофьев. Пьесы из сюиты «Ромео и Джульетта». Лист. «Забытый вальс». Шопен. Прелюдия № 10. Этюд № 4. Дебюсси. «Канопа». «Фейерверк». «Генерал Лавин (эксцентрик)»
-
7 декабря 1940
Симфонический концерт
Дирижер – Игорь МиклашевскийВагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». «Путешествие по Рейну» и траурный марш из муз. драмы «Гибель богов». Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)
-
21 декабря 1940
(черновая рукопись)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуберт. 4 экспромта. Бетховен. Соната № 14 «Лунная». Лист. «На Валленштадтском озере». «Шум леса». «Блуждающие огни». Соната си минор. Шопен. Ноктюрн. Мазурка. Прокофьев. Прелюдия. «Ромео и Джульетта»
-
4 февраля 1941
Симфонический концерт
Дирижер – Игорь МиклашевскийВагнер. Вступление к опере «Лоэнгрин». «Путешествие Зигфрида по Рейну» из муз. драмы «Гибель богов». Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. «Прометей» («Поэма огня»)
-
1 марта 1941
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуман. Соната № 3 фа минор. Соната № 2 соль минор. «Крейслериана». «Карнавал»
-
3 апреля 1941
Фортепианный вечер
профессор Владимир СофроницкийГендель. Вариации «Веселый кузнец». Моцарт. Фантазия. Шуман. Фантазия. Шопен. Баллада № 4. Баллада № 3. Тарантелла. Баркарола. Два вальса. Полонез
-
28 мая 1941
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийБах–Бузони. Две хоральные прелюдии. Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Соната № 32. Шопен. 24 прелюдии
-
5 октября 1941
[Дополнено по книге Крюкова А. Музыка в дни блокады: Хроника. СПб: Композитор, 2002. С. 28]
Открытие концертного сезона
Сборный концертХудожественное чтение. Чайковский. Сцены из II и V картин оперы «Пиковая дама». Сцены из оперетт. Инструментальные и балетные номера
-
9 февраля 1945
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуман. Симфонические этюды. Шопен. Соната № 2. Лист. Соната-фантазия «По прочтении Данте». Прокофьев. Шесть «Мимолётностей». Скрябин. Соната № 4. Соната № 5
-
15 февраля 1945
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуман. Allegro. Шопен. Мазурка си минор. Два вальса. Скерцо № 1. Лист. Соната си минор. Тарантелла из цикла «Годы странствий II: Венеция и Неаполь»
-
18 февраля 1945
(повторение программы 15 февраля, рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуман. Allegro. Шопен. Мазурка си минор. Два вальса. Скерцо № 1. Лист. Соната си минор. Тарантелла из цикла «Годы странствий II: Венеция и Неаполь»
-
25 февраля 1945
(рукописная книга, одна программа на 25 и 27 февраля)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийГлазунов. Соната № 1. Рахманинов. Шесть прелюдий. Скрябин. Десять этюдов. Шостакович. Прелюдии. Балакирев. «Исламей»
-
27 февраля 1945
(рукописная книга, одна программа на 25 и 27 февраля)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийГлазунов. Соната № 1. Рахманинов. Шесть прелюдий. Скрябин. Десять этюдов. Шостакович. Прелюдии. Балакирев. «Исламей»
-
4 марта 1945
(рукописная книга, одна программа на 4 и 9 марта)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. Фантазия. Два ноктюрна. Баллада № 3. Четыре мазурки. Полонез № 6 «Героический». Лист. «Погребальное шествие». Две песни Шуберта в транскрипции для фортепиано. Два «Сонета Петрарки». «Забытый вальс». Мефисто-вальс. Этюд «Блуждающие огни»
-
9 марта 1945
(рукописная книга, одна программа на 4 и 9 марта)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. Фантазия. Два ноктюрна. Баллада № 3. Четыре мазурки. Полонез № 6 «Героический». Лист. «Погребальное шествие». Две песни Шуберта в транскрипции для фортепиано. Два «Сонета Петрарки». «Забытый вальс». Мефисто-вальс. Этюд «Блуждающие огни»
-
22 июня 1945
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийГендель. Вариации. Моцарт. Фантазия. Шопен. 24 прелюдии. Баллада № 4. Скерцо № 2. Скрябин. Соната № 3. Дебюсси. Шесть прелюдий
-
23 ноября 1945
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийБетховен. Соната № 26 «Прощальная». Шуман. «Крейслериана». Равель. Сонатина. Дебюсси. «Отражения в воде» из цикла «Образы». Метнер. Две сказки, соч. 20. Рахманинов. Четыре этюда-картины
-
21 декабря 1945
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. 24 прелюдии. Два скерцо. Соната № 3. Мазурки. Ноктюрны. Вальсы
-
14 февраля 1946
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийВ программе: Шопен (без указания произведений)
-
24 февраля 1946
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. Полонез № 4. Баллада № 1. 24 прелюдии. Фантазия. Две мазурки. Четыре вальса. Два скерцо. Два полонеза
-
17 декабря 1946
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийГлазунов. Соната № 1. Рахманинов. Четыре прелюдии. Два этюда-картины. Прокофьев. Соната № 3. Пять сарказмов. Скрябин. Соната № 5
-
19 февраля 1947
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. Полонез № 4. Два ноктюрна. Соната № 2. Баллада № 1. Баллада № 3. Мазурка. Вальс № 8. Вальс № 6. Скерцо № 2
-
23 февраля 1947
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. Полонез № 4. Два ноктюрна. Соната № 3. Скерцо № 1. Скерцо № 2. Баллада № 3. Мазурка. Вальс № 6. Вальс № 8. Полонез № 6 «Героический»
-
24 апреля 1947
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийВ программе: Моцарт, Шуман, Скрябин Дебюсси, Рахманинов, Прокофьев, Лист
-
28 апреля 1947
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. Полонез. Два ноктюрна. Соната № 2. Фантазия. Два этюда. Полонез ля-бемоль мажор. Две мазурки
-
25 октября 1948
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийБетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Соната № 32. Шопен. Фантазия. Четыре этюда. Три мазурки. Полонез. Два вальса. Рахманинов. Серенада
-
3 ноября 1948
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийВ программе: Шуберт, Бетховен, Шопен, Шуман, Скрябин, Рахманинов
-
2 июня 1950
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийСкрябин. Четыре поэмы. Соната № 4. Соната № 5. Вальс ля-бемоль мажор. 11 прелюдий. 13 этюдов. Мазурки. «Загадка»
-
3 апреля 1951
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШопен. Фантазия фа минор. Рахманинов. Два музыкальных момента. Этюд-картина (соч. 39). Этюд-картина (соч. 33). Прелюдия (соч. 32). Скрябин. Шесть этюдов. Полонез. Этюд. Поэма (соч. 32)
-
28 января 1952
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийМоцарт. Фантазия. Шуман. Фантазия. Лист. Соната-фантазия «По прочтении Данте». Шопен. Два ноктюрна. Экспромт. Три мазурки. Вальс № 13. Баллада № 3. Лядов. «Музыкальная табакерка». Григ. «Танец гномов». Скрябин. Этюд
-
30 января 1952
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийСкрябин. Концертное аллегро. Соната № 3. 12 этюдов. Шесть поэм. Соната № 4. «Загадка». «Хрупкость». Мазурка
-
3 февраля 1952
(рукописная книга)
Фортепианный концерт
Владимир СофроницкийМоцарт. Фантазия. Бетховен. Соната. Лист. «Погребальное шествие» из цикла «Гармонии поэтические и религиозные». «Забытый вальс». «Шествие гномов». Дебюсси. «Серенада кукле» из сюиты «Детский уголок». «Мертвые листья». «Канопа». Скрябин. Поэма «К пламени». 13 этюдов. Рахманинов. Этюд-картина
-
14 мая 1952
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуман. «Бабочки». Фантазия. Цикл «Крейслериана». Цикл «Карнавал»
-
16 мая 1952
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийЛист. «Погребальное шествие». «Эклога». «Обручение». «На Валленштадтском озере». Соната си минор. Два «Сонета Петрарки». «Шествие гномов». «Блуждающие огни». Шопен. Мазурка. Скрябин. Мазурка. Дебюсси. Две прелюдии
-
18 мая 1952
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийЛист. «Погребальное шествие». «Эклога». «Обручение». «На Валленштадтском озере». Соната си минор. Два «Сонета Петрарки». «Шествие гномов». «Блуждающие огни». Шопен. Мазурка. Скрябин. Мазурка. Дебюсси. Две прелюдии
-
26 марта 1953
(дата по рукописной книге, дата программки – 28 марта)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийБах–Бузони. Две хоральные прелюдии. Шопен. Фантазия фа минор. Шесть прелюдий. Баллада № 4. Два ноктюрна. Рахманинов. Музыкальный момент си минор. Шесть этюдов-картин
-
30 марта 1953
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийМендельсон. «Серьезные вариации». Шуман. Три новелетты. Шопен. Баллада № 1. Скерцо № 2. Экспромт № 3. Лист. Концертный этюд «Лёгкость». Рахманинов. Два музыкальных момента. Скрябин. Шесть этюдов (соч. 42 и 65). Лядов. Две прелюдии
-
3 апреля 1953
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуберт. Два экспромта. Фантазия «Скиталец». Лист. «Погребальное шествие» из цикла «Гармонии поэтические и религиозные». Этюд фа минор. «На Валленштадтском озере» и «Часовня Вильгельма Телля» из цикла «Годы странствий I: Швейцария». «Венеция и Неаполь». Шуберт–Лист. «Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха». «Баркарола». Лист. Концертный этюд «Шествие гномов»
-
19 января 1954
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийВ программе: Бетховен, Шуман, Шопен, Лист, Шуберт–Лист, Мендельсон, Григ, Бетховен–Рубинштейн
-
22 января 1954
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийШуберт. Соната ля минор. Фантазия «Скиталец». Шуберт–Лист. «Город». «Молодая Монахиня». «У моря». «Весенние упования». «Баркарола». «Двойник». «Лесной царь». Два вальса-каприса
-
21 июня 1954
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийВ программе: Моцарт, Шуман, Шопен, Дебюсси, Чайковский, Мусоргский–Рахманинов
-
12 ноября 1954
Фортепианный вечер
Владимир СофроницкийВ программе: Григ, Шопен, Скрябин, Дебюсси, Лист
-
14 ноября 1954
Фортепианный концерт
Владимир СофроницкийВ программе: Гендель, Шуман, Шопен
Cсылки
Читать
- О В. Софроницком на belcanto.ru
- История жизни на tonnel.ru
- В. М. Богданов-Березовский. Очерк «Софроницкий»
- Статья к полному собранию записей на vk.com
- Палиндромы Софроницкого
Слушать
- Шуберт-Лист. 10 песен
- Скрябин. Три прелюдии из ор. 16
- Скрябин. Четыре прелюдии, ор. 17
- Шопен. Баллада № 1