Пресса
«Рабочий и театр»
О концертах 11 и 21 апреля 1925 в БЗФАК-Филармония
В ознаменование десятой годовщины смерти Скрябина, Ак. филармония об’явила два камерных концерта из его произведений. В обоих концертах исполнителем явился В. В. Софроницкий — тонкий, лучший у нас в С.С.С.Р толкователь Скрябина. Так чувствовать и так передавать скрябинскую мысль, в полетности своей, рвущей строгие ритмические нормы, так воплощать извечное горенье, дерзание, гордыню его творческого духа — может редкий пианист. Эта индивидуальная близость Скрябину, в сочетании с исключительными пианистическими данными: обаятельным звуком, в котором слышен живой голос инструмента, тонкой педалью и технически безграничной свободой — делает всякое выступление Софроницкого с программой, отданной Скрябину, событием художественной значительности в нашей музыкальной жизни.
Так было и в первом из об’явленных концертов. Лучшие моменты его — сонаты (3-ья, 4-ая и 5-ая). Прекрасно исполнена была «Сатаническая поэма», насыщенная «греховной мистикой», к которой Скрябин возвращался позднее в 9-й сонате («Черная месса»). Хорошо звучали лирические пьесы раннего и среднего периодов.
Конечно, Скрябин идеологически весь вчерашний, но все же говорит он властным, ярким и современным языком. И говорит увлекательно.
<…>
Б. Валерьянов