Персоны
Ниязи
Биография
Ниязи (полное имя Ниязи Зульфугар оглы Тагизаде-Гаджибеков) – азербайджанский дирижер и композитор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Ниязи был представителем семьи Гаджибековых, оказавших решающую роль в формировании азербайджанской профессиональной музыкальной культуры. Композитором был и его отец Зульфугар Гаджибеков, и его родной дядя, брат отца Узеир Гаджибеков – просветитель, исследователь народной музыки, автор первой национальной оперы «Лейли и Меджнун» (написана она была в Петербурге, где Узеир учился в консерватории у Василия Калафати), оперетты «Аршин мал алан», основатель, первый директор Бакинской консерватории, создатель Азербайджанского симфонического оркестра.
Ниязи Гаджибеков учился по композиции в музыкальных техникумах в Москве у Михаила Гнесина (1925–1926) и в Ленинграде у Гавриила Попова (1929–1930), в консерваториях Еревана и Баку, где и получил в 1934-м диплом. Творческая и музыкально-общественная деятельность Ниязи связана с основными музыкальными организациями Баку. Он стоит у истоков республиканского Союза композиторов, работает в Театре оперы и балета как дирижер, в том числе главный (1937–1959, с перерывами) и директор (1961–1965). С 1938 года Ниязи дирижирует Азербайджанским симфоническим оркестром, в 1944-м коллективу присваивают имя его основателя Узеира Гаджибекова, а в 1948-м Ниязи становится его художественным руководителем и главным дирижером, занимая этот пост до конца жизни.
Ниязи в концерте 20 июня 1951 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Этот коллектив и командирует его в 1946 году в Ленинград на Всесоюзный смотр молодых дирижеров. Конкурс проходит в Большом зале филармонии, жюри возглавляет Дмитрий Шостакович. Пятеро участников второго тура получают концерт в двух отделениях с Заслуженным коллективом и становятся лауреатами. Географическое представительство конкурсантов строго выверено. Константин Симеонов представляет Киев, Ниязи – Баку, остальные – территории, присоединенные к СССР в 1939-м: Арвид Янсонс – Ригу, Роман Матсов – Таллин, Израиль Гусман – Черновцы. Гусман и Ниязи разделили четвертую премию.
В конкурсной программе Ниязи были симфония № 5 Чайковского, концерт № 1 Шопена (солировал Моисей Хальфин) и сочинение азербайджанского композитора Фикрета Амирова, а на концерте лауреатов под его управлением прозвучит Испанское каприччио Римского-Корсакова.
Концерт 20 июня 1951 года. Оркестр ЗКР, дирижер Ниязи.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В следующий раз Ниязи выступит с Заслуженным коллективом 20 июня 1951 года на вечере азербайджанской музыки, где, кроме сочинений Амирова, Кара Караева, Узеира Гаджибекова и Глиэра, оркестр исполнит и симфонический мугам Ниязи. На этом сотрудничество дирижера с филармоническим коллективом завершится. И хотя в сезоне 1960/1961 Ниязи был главным дирижером Кировского (Мариинского) театра, в Филармонии он больше не выступал.
И. Р.
Концерты
-
13 июля 1946
Второй тур смотра молодых дирижеров
II концерт
Дирижер – Ниязи (Баку)Амиров. Поэма для оркестра. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. Симфония № 5
-
23 июля 1946
(машинопись)
Заключительный концерт смотра молодых дирижеров
Дирижеры – Арвид Янсонс, Ниязи, Константин Симеонов, Израиль ГусманВебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»). Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Чайковский. I часть симфонии «Манфред». «Итальянское каприччио»
-
20 июня 1951
Вечер азербайджанской музыки
Конференция слушателей пятого абонемента и концерт
Дирижер – НиязиАмиров. Симфонический мугам «Кюрд Овшары». Караев. Сюита из балета «Семь красавиц». Гаджибеков. Ария Нигяр из оперы «Кер-Оглы». Глиэр. Баллада Шах-Сэнем из оперы «Шах-Сэнем». Ниязи. Симфонический мугам «Раст»