Персоны

Всеволод Вишневский

1900–1951
© Wikimedia Commons
Всеволод Вишневский

Биография

Вишневский Всеволод Витальевич – писатель, драматург.

Военная тема вошла в жизнь Вишневского рано: во время Первой мировой войны четырнадцатилетним подростком, бросив гимназию, он сбегает из дома и устраивается юнгой на корабль. К моменту, когда однокашники Вишневского получали гимназические аттестаты, он был награжден Георгиевским крестом и несколькими медалями. С фронтов Первой мировой Вишневский сразу попадает в водоворот Гражданской войны, служит пулеметчиком на кораблях Волжской военной флотилии, участвует в сражениях Конармии Буденного, а в промежутках между ними, в свободное время, пишет дневники – впоследствии он найдет в этих записях сюжеты для своих книг.

Всеволод Вишневский в 1917 году.

Публиковаться писатель начинает в военных газетах и журналах, с военной революционной темой был связан и его дебют как драматурга. В Новороссийске Вишневский представляет восьмичасовую постановку под открытым небом «Суд над кронштадтскими мятежниками». Кронштадтский мятеж станет темой первого киносценария Вишневского – о фильме «Мы из Кронштадта», снятом режиссером Ефимом Дзиганом, восторженно отзывался Сергей Эйзенштейн.

Любопытно, что Вишневский, которого привыкли считать «правильным» советским писателем, в молодости придерживался, скорее, левых взглядов на искусство: критиковал постановки опер XIX века, как устаревшие и ненужные публике Страны Советов, считал себя продолжателем линии, заданной Маяковским, сотрудничал с Мейерхольдом и Таировым. Именно актриса труппы Таирова в Малом театре предложила драматургу название его самой известной пьесы – «Оптимистическая трагедия». Спектакль принес Вишневскому настоящую славу. Его ставили по всей стране, к нему обращались знаменитые режиссеры Георгий Товстоногов и Марк Захаров.

С юности привыкший сражаться за свои взгляды с оружием в руках, Вишневский и в литературных баталиях не выбирал средств. Он был яростным противником Булгакова, зло критиковал Зощенко. Известны и другие факты: Всеволод Вишневский помогал деньгами ссыльному Мандельштаму.


Творчество самого Вишневского было безупречно выдержано в идеологическом отношении. Его последняя пьеса «Незабываемый 1919-й», одобренная лично Сталиным, принесла ему Сталинскую премию, но особого успеха не имела. Гораздо больший отклик у публики получил другой спектакль с текстом Вишневского – военная оперетта «Раскинулось море широко», поставленная в блокадном Ленинграде.

Во время Великой Отечественной войны Вишневский служит в политуправлении Балтийского флота. Именно ему второй блокадной осенью поручат собрать команду для сочинения оперетты на злободневный сюжет. Сжатые сроки и немыслимые условия подготовки премьеры оперетты позднее вспоминали все участники этой истории: композиторы Виктор Витлин, Николай Минх и Лев Круц, соавторы Вишневского – писатель Александр Крон и поэт Всеволод Азаров, артисты труппы ленинградского Театра музыкальной комедии, силами которых спектакль «Раскинулось море широко» 7 ноября 1942 года был поставлен на сцене Пушкинского (Александринского) театра. Копию пьесы получил и давний знакомый Вишневского режиссер Александр Таиров и тоже решил поставить ее со своей труппой в эвакуации в Барнауле. Музыку к Таировскому спектаклю писал молодой Георгий Свиридов. Но во многих городах оперетта «Раскинулось море широко» шла именно в «ленинградском» варианте.

Спектакль Ленинградского театра музыкальной комедии "Раскинулось море широко", 1942 год, Ленинград.

Отдельные номера из оперетты нередко звучали во время войны и в Большом зале филармонии – артисты Театра музыкальной комедии были постоянными участниками филармонических программ блокадных лет. Сам Всеволод Вишневский дважды появлялся на этой сцене уже после прорыва кольца. В мае 1943-го он принял участие в большом сборном концерте, посвященном 240-летию со дня основания Ленинграда. В ноябре того же года писатель читал свой рассказ на литературном вечере в Большом зале.

О. Р.


Концерты

  • 30 мая 1943

    (афиша, рукописная книга)

    Литературно-музыкальный концерт, посвященный 240-летию Ленинграда
    (1703–1943)

    В программе: Пушкин, Глинка, Римский-Корсаков, Гоголь, Чайковский, Блок, Шостакович, Маяковский, Гусев, Берггольц, Глух, Носов




Другие материалы

Константин Бондаренко

Константин Бондаренко

Артист 1910–1983
Зинаида Габриэлянц

Зинаида Габриэлянц

Артистка оперетты 1905–1992

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»