Персоны

Константин Исаченко

1882–1959
Источник изображения: kino-teatr.ru
Константин Исаченко

Биография

Исаченко Константин Степанович – певец, тенор.

К. С. Исаченко. Почтовая карточка, 1913 год.

Его голосом восхищались Максим Горький и Илья Репин, братья Маковские и портретист советских вождей Исаак Бродский. Бывший крестьянский сын пел романсы Кюи и Глазунова под аккомпанемент авторов, выступал в театрах Парижа, Лондона и Монако с труппой Сергея Дягилева, а из его консерваторского класса вышли знаменитые солисты петроградской/ленинградской оперной сцены.

При этом в Большом зале филармонии Константин Исаченко появился лишь несколько раз и вовсе не с классическим репертуаром, которым владел в совершенстве…

Он родился в селе Стародубской губернии, с раннего детства пел в хоре и, вероятно, даже мечтать не мог об иной судьбе, нежели уклад его родителей-крестьян. Помог случай. В 1895 году профессору Петербургской консерватории Александру Рубцу делают операцию на глаза, по требованию врачей он должен соблюдать длительный покой после операции, но Рубец торопится на экзамены своих студентов, и в конце концов полностью теряет зрение. Выйдя в отставку, Рубец переезжает в Стародуб, откуда был родом. Здесь в 1900 году он замечает талант восьмилетнего церковного певчего Исаченко и начинает заниматься с ним вокалом и теорией музыки.

Уже в 1902 году Рубец везет своего подопечного в Петербург на прослушивание в консерваторию. В свой класс Исаченко возьмет профессор Станислав Габель. Уже в 1908 году певец дебютирует на оперной сцене Народного дома в партии Ленского. Здесь он споет и в «Борисе Годунове», главную партию исполняет Шаляпин и, когда в 1911-м Сергей Дягилев задумывает показать «Годунова» европейской публике, Шаляпин порекомендует взять в турне молодого Шуйского-Исаченко.

Источник изображения: сайт Санкт-Петербургской консерватории conservatory.ru

Вернувшись из турне, певец работает в Киевской опере, в Петроградском театре музыкальной драмы, гастролирует с концертами по стране, записывается на пластинки, его приглашают в свои симфонические программы Николай Черепнин, Николай Малько, Александр Глазунов.

В 1918 году в Гербовом зале Зимнего дворца (он обозначен в афише, как «Дворец искусств») Исаченко участвует в Восьмом народном симфоническом концерте. Играет бывший Придворный, будущий Филармонический (ЗКР), а на тот момент – Государственный оркестр под управлением Эраста Беллинга, в программе – Чайковский. Это останется единственным в архиве Филармонии документальным свидетельством совместного выступления певца с оркестром, хотя по косвенным данным можно предположить, что с коллективом он пел не раз и до и, возможно, сразу после революции. Но после открытия Филармонии имя музыканта надолго исчезнет из афиш. Зато с первых филармонических лет в Большом зале выступают ученики Константина Исаченко: Розалия Изгур, Борис Гефт, Валерий Райков, Александр Батурин.

К. С. Исаченко. Почтовая карточка, предположительно 1910-е годы.

Класс камерного пения в Петроградской/Ленинградской консерватории Константин Степанович ведет с 1918-го по 1929-й, а затем с 1938-го по 1953 год. В перерыве (1929–1938) работает в консерватории в Баку.

К началу войны Константину Исаченко было почти 60 лет. В эвакуацию с консерваторией он не поехал. Продолжал заниматься с оставшимися в блокадном городе студентами, а также был назначен руководителем вокального ансамбля Театра Балтфлота. Именно в это время его фамилия несколько раз появилась в программках Большого зала. В 1944 году, кроме участия в двух февральских концертах агитбригад Театра, Исаченко дирижировал 9 апреля объединенным хором школьников Ленинграда: под его управлением детский хор исполнил гимн СССР и русскую народную песню.

О. Р.


Концерты

  • 6 февраля 1944

    (машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 45х50 см, объявление по радио, щиты)

    Театр Краснознаменного Балтийского флота
    Ансамбль песни и пляски и Джаз-оркестр

    В программе: Мелихов, Круц, Витлин, Верди, Ленч, Соловьев-Седой, Минх, Фримль, Соколов, И. Штраус, Фомин, Кальман, Оффенбах, Лепин

  • 28 февраля 1944

    (программа, рукописная книга с пометкой: программа в количестве 1000 шт.)

    Закрытый концерт для Городского Комитета ВЛКСМ

    В программе: Мелихов, Круц и Витлин, Верди, Моцарт, Хренников, Соколова, Круц, Соловьев-Седой, Витлин, Соколова, Фогельсон, Минх, Блантер, Лепин, а также народные песни и танцы

  • 9 апреля 1944

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Городского Комитета ВЛКСМ

    В программе: Маршак, Ипполитов-Иванов, И. Штраус, Морозов, Гоголь, Фрадкин, Хренников, Рахманинов, Лист, Чайковский, Поппер, Терентьев, Фрадкин, Соловьев-Седой, Римский-Корсаков, Аренский, Шереметьев, а также народные песни и пляски




Другие материалы

Константин Иванов

Константин Иванов

Дирижер 1907–1984
Роман Кадин

Роман Кадин

Скрипка 1918–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»