Персоны

Борис Гефт

1902–1966
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Борис Гефт

Биография

Гефт Борис Осипович – певец, тенор.

Выпускник Одесской и Ленинградской консерваторий Борис Гефт был принят в труппу Малого оперного театра в 1928 году. По воспоминаниям Сергея Левика, певец нес «на своих плечах весь драматический репертуар Малого оперного театра около двадцати пяти лет». Он пел титульные партии в операх Пуччини и Леонкавалло, в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, участвовал в премьерных постановках современных опер – «Нос» Шостаковича, «Мятеж» Ходжи-Эйнатова, «Мать» Желобинского, отрывки из которой несколько раз исполнял и в Филармонии на традиционных декадах советской музыки.

В годы войны певец эвакуировался с театром в Оренбург, где с ним познакомился юный Мстислав Ростропович, сохранивший теплые воспоминания о Гефте:

«С нами ехал замечательный человек Борис Осипович Гефт, тенор. Он был настоящий певец, потрясающе чувствовал звук. И он замечательно ко мне относился. Я ему явно нравился. Но он не фамильярничал, напротив, вел себя эдак по-отцовски, и вот он приходил в угол, который я занимал, располагался, как мэтр, ногу на ногу, и заказывал: «Слава, а сыграйте-ка вы мне „Арию“ Баха». И я, счастливый, с большим настроением ему играл. С тем большим настроением, что это был единственный человек, который звал меня на «вы» и явно любил. Бывает такая симпатия между мальчишкой и взрослым, когда приязнь выражается не комплиментами, а ворчанием. Да и вообще теноров в простомузыкантье не считают большими философами, мягко выражаясь, поэтому, выслушав со вниманием мою игру, он по окончании обычно заявлял: «Слава! Вы сапожник! А не музыкант! Вы должны целыми днями сидеть и заниматься, а вы что?» Он знал, что моя виолончель не звучит, но он требовал, чтобы я и из нее извлекал надлежащие звуки. Вот такой потрясающий тиран. Я разозлюсь на него, больше не хочу с ним общаться. Но вот он опять приходил, усаживался, ладонь под щеку и просил: «А давайте „Арию“ Баха!»

В 1932–1948 Борис Гефт был постоянным участником филармонических концертов. Он пел в составе квартета в финале Девятой симфонии Бетховена под управлением Фрица Штидри, Вацлава Талиха, Георга Себастьяна, Эугена Сенкара, Александра Гаука, Натана Рахлина, Бориса Хайкина, Евгения Мравинского, несколько раз солировал, с Софьей Преображенской, в «Песни о земле» Малера – дирижировали Штидри (1932), Оскар Фрид (1934), Николай Рабинович (1941). Певец участвовал в концертном исполнении «Эврианты» Вебера (Адоляр) и «Страстей по Иоанну» Баха (1935) под управлением Фрица Штидри, в концертах Гаука в 1932-м пел премьеру цикла на тексты революционных поэтов Запада Животова, в 1938-м в «Магнификате» Баха, а в 1946-м – Самсона в оратории Генделя. В другой оратории Генделя – «Иуда Маккавей» – Гефт несколько раз солировал под управлением Мравинского (1939).

5 апреля 1939 года состоялся единственный сольный концерт певца в Большом зале. Последние появления Бориса Гефта на сцене Филармонии были связаны с Реквиемом Верди, исполненном под управлением Бориса Хайкина 15 и 16 января 1948 года.


Концерты

  • 18 марта 1930

    (машинопись)

    Сборный концерт
    С участием Филармонического оркестра, артистов Гостеатров, оперетты и эстрады

    Интернационал. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». И. Штраус. Вальс «Весенние голоса». Чайковский. IV часть симфонии № 4. Арии из опер и романсы

  • 17 апреля 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Шуберт. Танцы из музыки к пьесе «Розамунда». Лист. Венгерская рапсодия. Бизе. Увертюра, три антракта, арии из оперы «Кармен». Фарандола из сюиты «Арлезианка»

  • 19 апреля 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Бизе. Увертюра, три антракта и арии из оперы «Кармен». Фарандола из сюиты «Арлезианка»

  • 9 октября 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Бетховен
    Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Симфония № 9

  • 14 октября 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)

    Моцарт. Симфония № 5. Малер. «Песнь о земле»

  • 19 октября 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Бетховен
    Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Симфония № 9

  • 9 ноября 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Симфония № 7. Животов. Песенно-симфонический цикл на тексты революционных поэтов Запада

  • 6 февраля 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Масонская траурная музыка. Бетховен. Симфония № 9

  • 31 марта 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Оскар Фрид (Германия)

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Лист. «Пляска смерти». Малер. «Песнь о земле»

  • 21 ноября 1934

    2-й концерт 3-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Бетховен
    Дирижер – Георг Себастьян (Германия)

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 9

  • 12 февраля 1935

    6-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Гектор Берлиоз. «Эпизод из жизни артиста»

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Монодрама «Лелио, или возвращение к жизни». Монодрамы

  • 6 марта 1935

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри (Вена)

    Казелла. «Скарлаттиана». Бетховен. Симфония № 9

  • 20 апреля 1935

    7-й концерт 3-го абонемента (анонс)

    Гектор Берлиоз. «Эпизод из жизни артиста»

    Берлиоз. Фантастическая симфония. «Лелио, или возвращение к жизни». Монодрамы

  • 4 мая 1935

    9-й концерт 3-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар (Венгрия)

    Гендель. Concerto grosso № 23. Бетховен. Симфония № 9

  • 13 мая 1935

    8-й концерт 4-го абонемента (анонс)

    В ознаменование 250-летия со дня рождения И. С. Баха

    «Страсти по Иоанну» (в II частях)

  • 22 мая 1935

    9-й концерт 1-го абонемента (анонс и афиша)

    Бах. Страсти по Иоанну

    «Страсти по Иоанну» (в II частях)

  • 5 апреля 1937

    9-й концерт 1-го абонемента

    Вебер. «Эврианта»

    Опера в концертном исполнении

  • 11 апреля 1937

    6-й концерт 4-го абонемента

    Вебер. «Эврианта»

    Опера в концертном исполнении

  • 18 апреля 1937

    10-й концерт 2-го абонемента

    Вебер. «Эврианта»

    Опера в концертном исполнении

  • 16 ноября 1937

    I концерт

    Декада советской музыки

    В программе: Соловьев-Седой, Мясковский, Желобинский, Шостакович, Гнесин, Дзержинский




Другие материалы

Сергей Буяновский

Сергей Буяновский

Контрабас 1894–1956
Владимир Маратов

Владимир Маратов

Хормейстер ?–1942

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»