Персоны
Ольга Форш
Биография
Форш Ольга Дмитриевна – писатель.
Детство генеральской дочки Ольги Комаровой, в замужестве Форш, никак нельзя было назвать счастливым. Мать девочки умерла, когда ей не было и полугода, отец – начальник военного округа на Кавказе, поручил детей бонне, а незадолго до смерти женился на ней, надеясь на ее дальнейшую заботу о детях. Но овдовев, мачеха сразу же сдала Ольгу в закрытый сиротский институт в Москву и даже не навещала падчерицу. Именно здесь Ольга стала получать свои первые «литературные гонорары» – по ночам она рассказывала соседкам по комнате истории о Кавказе, где провела детство, и эти рассказы были так хороши, что за каждый девочки платили ей кусочком сахара.
Получать настоящие гонорары она начнет в 1908-м, когда в журнале «Русская мысль» выйдут ее первые рассказы. В это время Ольга Форш всё еще выбирает между литературой и живописью – мечта стать художницей приводит ее в рисовальную школу Киева, а затем в петербургскую мастерскую Павла Чистякова при Академии художеств. Революция застанет Форш в должности учительницы рисования в Царском Селе, но это лишь официальная должность. В Петрограде Форш уже знают как успешного литератора – ее рассказы публикуются во многих предреволюционных изданиях, знакома она и с персонажами литературного Петрограда Серебряного века – с Блоком, Гумилевым, Чуковским. Идея «революции духа», витающая в художественных кругах, увлекает и Форш. В 1918 году она переезжает в Москву, где работает в Отделе реформы школы помощником заведующего «эстетическим развитием народа», затем служит в Киевском Всеиздате. Вернувшись в Петроград, Форш поселится в знаменитом Доме искусств, ДИСКе – коммуне писателей и поэтов, обитатели которой, спрятавшись за псевдонимами-масками, впоследствии станут героями ее романа «Сумасшедший корабль». В полуфантастическом пространстве, почти лишенном быта в привычном смысле слова, Андрей Белый (Инопланетный Гастролер), Евгений Замятин (Сохатый), Михаил Слонимский (Копильский), Александр Блок (Гаэтан), Евгений Шварц (Геня Чорн), Михаил Зощенко (Гоголенко), Николай Клюев (Микула) спорят об искусстве, печатают статьи и книги и искренне верят, что творят новую судьбу страны.
Журнальная публикация романа состоится в 1930-м, сразу после его написания. «Корабль» подвергнется нападкам критиков и до конца советских времен не переиздается. Часть его героев будет репрессирована, часть эмигрируют, кто-то успешно впишется в советский литературный процесс, как и сама Ольга Форш. Читателю она была известна прежде всего, как автор исторических романов: трилогии «Радищев», романов «Одеты камнем» (о трагической судьбе узника Петропавловской крепости Михаила Бейдемана), «Современники» (о судьбах Гоголя и художника Иванова), «Михайловский замок» (о русских зодчих), «Первенцы свободы» (о декабристах). Продолжала Форш писать и рассказы, сочиняла киносценарии и пьесы. Собрание сочинений писательницы, изданное сразу же после ее смерти, в 1962–1964 годах, включало восемь томов.
С 1935 года Ольга Дмитриевна жила в знаменитой «писательской надстройке» на канале Грибоедова. В разные годы в этом доме жили и Юрий Герман, и Вениамин Каверин, и Николай Браун, вместе с которыми Ольга Форш в январе 1947 года единственный раз выступила в литературном вечере в Большом зале филармонии.
О. Р.
Концерты
-
22 января 1947
(рукописная книга)
Вечер ленинградских писателей
(программа не указана)