Персоны

Николай Гедда

1925–2017

Биография

Гедда Николай / Harry Gustaf Nikolai Gädda / Nicolai Gedda – шведский певец, тенор.

В октябре 1980 года в ленинградской филармонической программе Русского народного оркестра имени В. В. Андреева появился неожиданный солист: русские народные песни исполнял шведский тенор Николай Гедда. Удивление этот факт вызывает, только если не знать биографии певца.

Лучшие сцены мира, слава одного из ведущих теноров своей эпохи, невероятное количество записей… – судьба Николая Гедды могла сложиться совсем по-другому. Его родители едва сводили концы с концами, прокормить ребенка не могли, и мальчика было решено отдать в детский дом. От этой участи ребенка спасает родная тетя Ольга Гедда – сестра отца. Так с первых дней жизни Николай попадает в русскоязычную семью: Ольга (как и ее брат) росла в семье шведского гравера, переселившегося в Ригу и женившегося там на уроженке Пскова, училась в русской школе, работала машинисткой в Москве. Ее муж Михаил Устинов родился в Новочеркасске, пел в хоре, работал хормейстером. Оба они бегут в Швецию после революции 1917 года, живут тоже небогато, но приемному сыну стараются дать образование и шанс на лучшую судьбу. Михаил Устинов преподает Николаю азы сольфеджио и игры на фортепиано, с раннего детства разучивает с ним хоровые партии и включает в состав хоров русских церквей, которыми руководит – в Стокгольме, а затем в Лейпциге, куда семья перебирается в 1934 году.

Быть музыкантом Гедда при этом не собирается. Нотная грамота для него – очередной язык, один из многих, которые он выучит на протяжении жизни. В семье – русский, в начальной школе – немецкий, после переезда из Германии в Стокгольм в страхе от прихода к власти Гитлера – шведский, который успел забыть, а уже потом – английский, французский, чешский… Позднее критики неизменно будут отмечать безупречное произношение Николая Гедды в вокальной музыке на любых языках.

В какой момент родилась его мечта о музыкальной карьере, сказать сложно. В военные годы, когда, помогая приемным родителям заработать на кусок хлеба, он вместе с отцом колет за деньги дрова или работает на почте? Во время срочной армейской службы с ненавистной муштрой или в годы работы в банке, куда в 1948-м устраивается Николай Гедда? Как бы то ни было, единственным спасением от всех житейских невзгод он считает радиоконцерты великих певцов, а в 1949-м, в 24 года (!) начинает брать уроки вокала.

Уже в 1951-м Николай Гедда дебютирует в Стокгольмской опере. Попасть в обойму международных звезд ему помогает случай и … знание русского языка. Именно русскоязычных вокалистов искали продюсеры британской студии EMI для записи «Бориса Годунова». Гедду берут сюда на партию Самозванца, при этом звукорежиссер записи шлет телеграмму Герберту фон Караяну: «Кажется, я нашел идеального моцартовского тенора». Уже 1953-м Николай Гедда поет в «Дон Жуане» под управлением Караяна в миланском Театре «Ла Скала», а побывавший на спектакле Карл Орф тут же приглашает его принять участие в исполнении своей кантаты «Триумф Афродиты».

С этого момента и до преклонных лет контракты с певцом следуют один за другим. В 1954 году – дебюты в парижской Гранд-опера и лондонском Ковент-Гардене, в 1957-м – в нью-йоркской Метрополитен-опере, где Гедда будет петь на протяжении 26 сезонов, исполнит 27 партий – в операх Моцарта, Верди, Гуно, Менотти ... Не берется он (после однократного и весьма успешного опыта в партии Лоэнгрина) за Вагнера и даже отказывается от заветного для всех вокалистов ангажемента в Байройте, считая, что Вагнер вреден его голосу.

В солидном списке мировых оперных сцен, на которых появлялся шведский тенор, есть и московский Большой театр. Здесь Николай Гедда в начале 1980-х пел партию Ленского в «Евгении Онегине». В эти же визиты в СССР он давал камерные концерты в Москве и Ленинграде.

В Большом зале филармонии прошли два вокальных вечера Николая Гедды. В них звучали песни Шумана, Бизе и Вольфа, арии Беллини и Доницетти, Россини, Верди и Леонкавалло, музыка русских композиторов – Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Мусоргского. А в программе с Андреевским оркестром под управлением Владимира Попова Гедда спел старинные русские романсы и народные песни, в том числе «Вечерний звон». В книге воспоминаний «Дар не дается бесплатно» знаменитый тенор писал, что эту песню он разучивал с приемным отцом, когда ему было около трех лет. Едва ли он предполагал тогда, что сюжет закольцуется в филармоническом зале Ленинграда.

О. Р.


Концерты

  • 1 октября 1980

    Русский народный оркестр имени В. В. Андреева
    Солист – Николай Гедда (Швеция)

    В программе: Городовская, Чайковский, Байнес, русские народные песни

  • 5 мая 1981

    Вокальный вечер
    Николай Гедда (Швеция)

    В программе: Беллини, Доницетти, Гуно, Бизе, Вагнер, Россини, Верди, Массне, Леонкавалло, Глинка, Мусоргский, Гречанинов




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»