Персоны

Ираклий Андроников

1908–1990
Источник изображения: сайт www.bioslovhist.spbu.ru
Ираклий Андроников

Биография

Андроников Ираклий Луарсабович – литературовед, писатель, чтец.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Любая энциклопедическая статья начинается с фамилии, дат жизни и профессии персоны, которой она посвящена. В случае с Андрониковым определить его профессию оказывается непросто. Андроников не раз ставил этим в тупик людей о нем пишущих. На помощь, пожалуй, приходят слова Евгения Шварца:

«Он никому не принадлежал. Актер? Нет. Писатель? Нет. И вместе с тем он был и то, и другое, и нечто новое. Никому не принадлежа, он был над всеми. Отсутствие специальности превратилось в его специальность... Его выступления принимались как чистый подарок специалистами в разных областях искусства. Именно потому, что Ираклий занимал вполне независимую, ни на что не похожую позицию, они наслаждались без убивающей всякую радость мысли: «А я бы так мог».

Сам Андроников мог бы многое: стать крупным ученым академического толка, великолепным артистом, украсившим бы любую сцену, наконец, стать музыкантом – именно этого, по признанию самого Ираклия Луарсабовича, ему хотелось с самого детства. Но, как писал он в своем знаменитом рассказе «В первый раз на эстраде», открыться в этом желании родителям (и даже самому себе) у него не хватило смелости, а потому в 1925 году Андроников поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Отсюда потянется нить Андроникова-литературоведа, автора статей и книг о Лермонтове, который станет главным героем его исследований. Любовь к музыке тоже никуда не исчезла. Дочь Андроникова Екатерина вспоминала, что до преклонного возраста отец, если «не шла» работа над очередным рассказом, ставил одну из бесчисленных пластинок из домашней фонотеки и «дирижировал» симфонией Бетховена, Брамса или Малера, а затем насвистывал ее всю до самого конца. А пока, студентом-филологом, Ираклий бегал вольнослушателем на занятия в консерваторию, на концерты и, главное, репетиции в Большой зал филармонии. Позднее он покажет телезрителям свое любимое место на хорах за колонной, откуда наблюдал за оркестром и дирижерами, впитывал музыку, которую запоминал с первого раза и навсегда.

Дар артиста-имитатора чужих голосов раскрывается в те же студенческие годы. До большой сцены пока далеко, но в кругу друзей (а их у общительного Андроникова всегда невероятно много), он пародирует голоса, манеру речи и даже, кажется, стиль мышления общих знакомых, неизменно вызывая смех всей компании. В Ленинграде конца 1920-х о нем говорят – «тот, кто подражает». Слух о нем доходит и до художественного руководителя Ленинградской филармонии Ивана Ивановича Соллертинского. Андроников успевает окончить университет, устроиться в редакцию журналов «Чиж» и «Еж», когда вдруг получает от Соллертинского предложение поступить лектором в Большой зал. Как известно из того же рассказа «В первый раз на эстраде», выход на сцену, о которой так мечтал Андроников, оборачивается громким провалом. Сегодня сложно, даже невозможно представить, что человек, который мог мгновенно завоевать внимание любой аудитории, в юности испытывал страх перед публикой. Но именно панический страх приводит к тому, что первое выступление Андроникова в качестве штатного филармонического лектора станет последним. Любопытно, что в документах Большого зала упоминания об этой истории не найти. Из рассказа Ираклия Луарсабовича мы знаем, что в тот вечер он должен был предварять концерт Александра Гаука, который дирижировал Первой симфонией Танеева. Но ни в одном концерте Гаука фамилии лектора Андроникова в программках нет. Она вообще впервые появится на филармонической афише лишь в 1948 году!

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За это время Андроников не только успевает справиться с боязнью сцены, но и завоевать огромную популярность. Его «устные рассказы» публика знает наизусть, но приходит слушать их снова и снова. Андроников не пародирует, не имитирует, не изображает героев своих «рассказов-портретов», он проживает за отпущенное на выступление время кусочек жизни своего героя. Леонид Утесов как-то назвал Андроникова «ходячим музеем словесных портретов». А Корней Чуковский писал:

«Андроников Ираклий Луарсабович – колдун, чародей, чудотворец, кудесник… За всю свою долгую жизнь я не встречал ни одного человека, который был бы хоть отдаленно похож на него. … Дело в том, что, едва только он войдет в вашу комнату, вместе с ним шумной и пестрой гурьбой войдут и Маршак, и Качалов, и Фадеев, и Симонов, и Отто Юльевич Шмидт, и Тынянов, и Пастернак, и Всеволод Иванов, и Тарле. Всех этих знаменитых людей во всем своеобразии их индивидуальных особенностей художественно воссоздает чудотворец Андроников…. Сам он при этом исчезает весь без остатка».

Еще в предвоенные годы Андроников выступает со своими рассказами в Москве, ездит по другим городам, с 1954 года, расширяя аудиторию на всю страну, ведет телевизионные передачи «Ираклий Андроников рассказывает».

В Большой зал филармонии Андроников приезжает с 1948-го и до середины 1970-х годов. Начиная с 1950-х в афишах значится только имя, фамилия и жанр: «Устные рассказы». Это не неряшливость редакторов, а намеренная позиция: Андроников не раскрывает подробностей программ, не договаривается заранее, что именно будет читать. Его концерт – всегда импровизация, всегда праздник: для самого выступающего и для его слушателей.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В конце 1940-х такой традиции еще не было, а потому мы точно знаем, что во все свои первые выступления Ираклий Андроников непременно включал рассказ о том самом провальном выходе на сцену Большого зала в начале своей карьеры. Рассказ «В первый раз на эстраде», записанный на пленку в том же Большом зале, не только уморительно смешно рисует волнующегося новичка, не только детально точно изображает портрет Ивана Соллертинского, но остается признанием в любви к филармоническому залу:

«В тайных мечтах, – рассказывал Андроников, – мерещилось мне красное возвышение перед дирижерским пюпитром в филармоническом зале. Казалось, это самое счастливое на земле место. И что стоит только подняться на эту ступеньку, повернуться к залу спиной и взять в руку дирижерскую палочку – и вся жизнь станет ясной вперед и назад».

В 1970 году Ираклий Луарсабович снимет фильм «Воспоминания о Большом зале», в котором расскажет о тех, кто стоял на этом «самом счастливом месте на земле» – за дирижерским пультом ленинградской филармонии, выступал на ее сцене, и снова добавит, что всегда испытывает «необычайное благоговение», приходя сюда – как слушатель или как артист.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Очевидно, во время съемочного периода, Андроников проводит много времени в Ленинграде и много выступает: в 1970-м в Большом зале он дает восемь программ «устных рассказов». Обычно они идут парами через день: зал за один раз не вмещает всех желающих. В 1971-м он приезжает сюда дважды. В 1972-м всего лишь один раз. Концерты 1973 года дважды переносятся и состоятся лишь в марте 1974-го. Это будет последним выходом Андроникова на «эстраду» зала, который он так любил.

В 2015 году была издана книга «Притяжение Андроникова», в которой собраны воспоминания об Ираклии Луарсабовиче Чуковского и Шагинян, Катаева и Каверина, Товстоногова, Вознесенского, Юрского и многих других известных современников. Общим в воспоминаниях людей разных поколений станет неизменно восторженная интонация.

«Устные рассказы» Ираклия Андроникова остались в письменном, напечатанном виде, но гораздо лучше смотреть их в записях, которые тоже, к счастью, сохранились.

О. Р.


Концерты

  • 14 января 1948

    (рукописная книга)

    Вечер устного рассказа
    Писатель Ираклий Андроников (Москва)

    И. Андроников. «Первый раз на эстраде». «Портрет М. Ю. Лермонтова»

  • 23 апреля 1948

    (рукописная книга)

    Вечер устных рассказов
    Ираклий Андроников (Москва)

    (программа не указана)

  • 13 октября 1948

    (рукописная книга)

    Устные рассказы

    Андроников. «Загадка Н. Ф. И.». «Доктор Кикнадзе». «Первый раз на эстраде»

  • 16 октября 1948

    (анонс)

    Устные рассказы

    Андроников. «Портрет». «Беседа генерала Чингибадзе с бойцами пополнения». «Первый раз на эстраде»

  • 16 апреля 1950

    (рукописная книга)

    Устные рассказы
    Ираклий Андроников

    (программа не указана)

  • 18 апреля 1950

    (рукописная книга)

    Устные рассказы
    Ираклий Андроников

    (программа не указана)

  • 24 ноября 1950

    (рукописная книга)

    Устные рассказы
    Ираклий Андроников

    Андроников. «Первый раз на эстраде» и др.

  • 29 ноября 1950

    (рукописная книга)

    Устные рассказы
    Ираклий Андроников

    Андроников. «Первый раз на эстраде» и др.

  • 23 ноября 1960

    (рукописная книга)

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    В программе: устные рассказы

  • 24 ноября 1960

    (повтор программы 23 ноября, рукописная книга)

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    В программе: устные рассказы

  • 20 января 1961

    (рукописная книга)

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    В программе: устные рассказы

  • 24 января 1961

    (рукописная книга)

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    В программе: устные рассказы

  • 1 апреля 1961

    (рукописная книга)

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    Андроников. Устные рассказы

  • 2 апреля 1961

    (рукописная книга) Повтор программы 1 апреля

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    Андроников. Устные рассказы

  • 14 февраля 1962

    (рукописная книга)

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    (программа не указана)

  • 17 февраля 1962

    (рукописная книга)

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    (программа не указана)

  • 18 апреля 1962

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    Андроников. Устные рассказы

  • 25 апреля 1962

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников

    Андроников. Устные рассказы

  • 12 декабря 1962

    (рукописная книга)

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников. Устные рассказы

    (программа не указана)

  • 14 декабря 1962

    (рукописная книга)

    Литературный вечер
    Ираклий Андроников. Устные рассказы

    (программа не указана)


ВИДЕО

Даниил Гранин о дружбе с Ираклием Андрониковым

Даниил Гранин о дружбе с Ираклием Андрониковым

Марис Янсонс об Ираклии Андроникове

Марис Янсонс об Ираклии Андроникове




Другие материалы

Ирина Семёнова

Художественный руководитель Малого зала Филармонии 1919–2009
Сергей Буяновский

Сергей Буяновский

Контрабас 1894–1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»