Персоны

Александр Перельман

1905–1996
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Перельман

Биография

Перельман Александр Абрамович – артист-чтец.

Переехав в Петроград из Ташкента, Александр Перельман в 1922–1924 учился в Институте живого слова (существовал в Петрограде в 1918–1924), а по окончании начал читать с эстрады. Перельман был одним из самых известных мастеров «театра одного актера». Твардовский, услышав в его исполнении «Василия Тёркина», воскликнул: «это лучше, чем я написал!». Бажов, с которым Перельман был дружен, считал его лучшим исполнителем своего сказа «Малахитовая шкатулка». Коллеги и зрители вспоминали его «Суламифь» Куприна и «Кола Брюньона» Ромена Роллана, «Траву забвения» Катаева и «Мой Дагестан» Гамзатова.

Многочисленные учреждения культуры, появившиеся в 1920-е годы, ликвидировались, вливались в другие, вновь созданные, опять реорганизовывались и меняли свое подчинение. В зависимости от этого перемещалась и трудовая книжка артиста, он служил в Театре чтеца, в Центральном управлении цирков, в Ленгосэстраде, а с 1965-го – в Ленконцерте.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Выступал Перельман в основном на камерных площадках, и лишь с 1938-го по 1950 год читал со сцены Большого зала филармонии. В это время он был артистом филармонического Концертного бюро, которое появилось в 1931-м, после очередной реорганизации, когда Филармония вошла в так называемый ГОМЭЦ (Государственное объединение музыкального, эстрадного и циркового искусства). Александр Перельман участвовал в первом (4 октября 1941) и прощальном (6 августа 1944) концертах Филармонии в Новосибирске. Здесь, в эвакуации 7 июля 1944-го, состоялся и сольный вечер артиста, посвященный другому мастеру звучащего слова – погибшему во время концерта для фронтовиков Георгию Артоболевскому. В тот раз в программе Александра Перельмана была композиция по «Суламифи» Куприна. Почти во всех других концертах, до и после войны, он выступал с «восточными миниатюрами» – стихотворениями узбекских, туркменских, армянских, азербайджанских, грузинских поэтов о прекрасной жизни бедняков Востока после прихода советской власти (некоторые стихи были, или значились, обработками текстов героев из народа, например, «Парень Хачо».

Последнее выступление Александра Перельмана в Большом зале состоялось 24 декабря 1950 года.


В начале 1950-х артист принял участие в нескольких программах Малого зала имени Глинки. После длительного перерыва, в декабре 1973 года, он читает на камерной филармонической сцене фрагмент из «Травы забвения» Валентина Катаева. Аудитория Малого зала еще услышит в исполнении Александра Перельмана программу «Мой Дагестан» (1980), главы из «Василия Тёркина» (1981) и повесть Куприна «Суламифь», которую 88-летний патриарх цеха мастеров художественного слова читал 27 сентября 1993 года уже в Петербургской филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 16 января 1938

    Вокальный вечер
    Солист Театра оперы и балета имени Кирова
    Николай Печковский

    В программе: Дзержинский, Хренников, Энтелис, Соловьев-Седой, Шапорин, Мясковский, Свиридов, Шишов

  • 27 февраля 1938

    Старинные цыганские романсы
    Изабелла Юрьева

    Старинные цыганские романсы и таборные песни

  • 4 октября 1941

    (программка-буклет с аннотацией)

    Открытие концертного сезона Ленинградской филармонии в Новосибирске

    «Интернационал». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Чайковский. «Франческа да Римини»

  • 23 февраля 1944

    Концерт в ознаменование XXVI годовщины РККА

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Глазунов. Сюита из балета «Раймонда» (программа II отделения не указана)

  • 19 апреля 1944

    (общая программка на 19, 23 и 30 апреля)

    Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Николай Рабинович

    Чайковский. «Евгений Онегин»

  • 23 апреля 1944

    (общая программка на 19, 23 и 30 апреля)

    Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Николай Рабинович

    Чайковский. «Евгений Онегин»

  • 29 апреля 1944

    Концерт для участников торжественного заседания, посвященного празднику 1 мая

    Гимн Советского союза. Бизе. Увертюра и Хабанера из оперы «Кармен». Сен-Санс. Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила». Дворжак. Славянский танец. И. Штраус. Вальс «Венская кровь». «Персидский марш» (программа II отделения не указана)

  • 30 апреля 1944

    (общая программка на 19, 23 и 30 апреля)

    Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Николай Рабинович

    Чайковский. «Евгений Онегин»

  • 30 апреля 1944

    Концерт для участников торжественного собрания коллектива Управления Томской железной дороги в ознаменование праздника 1 мая

    В программе: Глинка, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Делакруа, И. Штраус, Рейхардт, Джамбул, Твардовский, Кончаловская, Штейман, Рассин, Строк

  • 7 мая 1944

    (общая программка на 7 и 11 мая)

    Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Николай Рабинович

    Чайковский. «Евгений Онегин»

  • 11 мая 1944

    (общая программка на 7 и 11 мая)

    Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Николай Рабинович

    Чайковский. «Евгений Онегин»

  • 7 июля 1944

    Литературный вечер
    Александр Перельман

    Литературная композиция «Суламифь» по рассказу А. Куприна

  • 15 июля 1944

    Прощальный концерт для железнодорожников Новосибирского и Инского узлов и управления Томской железной дороги

    Григ. Фрагменты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Марш из музыки к пьесе «Сигурд Юрсальфар». Бизе. Фрагменты из оперы «Кармен». Сюита № 2 из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (программа II отделения не указана)

  • 6 августа 1944

    (пригласительный билет)

    Прощальный концерт для партийного и советского актива г. Новосибирска

    В программе: Россини, Мусоргский, Бизе, Бородин, Глазунов, Монюшко, Векерлен, Пушкин, Пуччини, Мельо, Григ, Щербачев, Чайковский, Симонов, Сердечков, Римский-Корсаков, Твардовский, Гуно, Верди, Узакова, Жаров, Гурко, Молчанов, Фогельсон, Александров

  • 31 октября 1944

    Творческая встреча артистов Филармонии с общественностью г. Ленинграда

    В программе: Глинка–Балакирев, Лист, Чайковский, Пушкин, Венявский, Василенко, Глиэр, Славин, Монюшко, Григ, Щербачев, Эренбург, Направник, Леонкавалло, Михалков, Кюи, Алимджан, Уйгун, Непесли, Глоба, Дель-Акуа, Доницетти, Тимори

  • 2 ноября 1944

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Чайковский, Лист, Глинка, Балакирев, Венявский, Непесли, Глоба, Уйгун, Жаров, Квитко, Массне, Рахманинов, Шереметьев, Сарасате, Динику–Хейфец, И. Штраус, Дюмануар, Захаров, Даргомыжский, Бетховен, Аранович

  • 27 ноября 1944

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт
    Для завода (без уточнения)

    В программе: Рубинштейн, Балакирев, Уйгун, Кончаловская, Венявский, Ленч, Рахманинов, Чайковский, Дулов, Верди, Гашек, Кальман, Стоггарт–Фримль, Целлер, Аранович

  • 5 декабря 1944

    (рукописная книга)

    Концерт ко Дню Конституции

    В программе: Чайковский, Василенко, Глиэр, Аракишвили, Вердье, Непесли, Глоба, Жаров, Прицкер, Даргомыжский, И. Штраус, Островский, Аранович, Соловьев-Седой, Сорокин, Блантер, Мопассан, Кашеваров, Верди, Хачатурян

  • 8 декабря 1944

    (рукопись)

    Закрытый концерт
    Для Государственного университета

    В программе: Шуберт, Вебер, Глоба, Непесли, Жаров, Венявский, Рубинштейн, Чайковский, Гуно, Григ, Аранович, М. Твен

  • 8 марта 1945

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: Шопен, Булахов, Балакирев, Бизе, Твардовский, Жаров, Массне, Тимори




Другие материалы

Вероника Папушис

Вероника Папушис

Сопрано 1912–1989
Арсений Петров

Арсений Петров

Ударные инструменты 1884–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»