Пресса

26 октября 1952

«Ленинградская Правда»

О концертах 11, 18 октября 1952 и новом сезоне БЗФ

Советская музыка на эстраде Ленинградской филармонии

Музыкально-театральный сезон 1952—1953 гг. является особенно значительным как для советских зрителей, так и для деятелей нашего искусства. Решения исторического XIX съезда партии открывают грандиозные перспективы нового расцвета культуры и искусства. В феврале 1953 года исполняется пять лет со дня постановления ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», которое указало советским музыкантам пути дальнейшего развития советской реалистической музыки.

Опираясь на основные требования, предъявляемые партией советским музыкантам в деле дальнейшего повышения музыкальной культуры всего народа, Ленинградская филармония с каждым годом расширяет пропаганду творчества советских композиторов. Достаточно отметить, что в сезоне 1952—1953 гг. их произведения составляют около трети всего репертуара, намеченного к исполнению. В концертной практике Филармонии прочное место занял абонемент советской музыки, включающий лучшие произведения о борьбе советских людей за мир, о стройках коммунизма, о патриотизме русского народа.

Новый сезон Филармонии открылся одним из наиболее ярких музыкальных творений нашей современности, воспевающих великий сталинский план преобразования природы, — ораторией Д. Шостаковича «Песнь о лесах». С большим подъемом прозвучала эта оратория, исполненная под управлением главного дирижера Филармонии заслуженного деятеля искусств лауреата Сталинской премии Е. Мравинского.

Состоялся вступительный концерт абонемента советской музыки. Он был открыт шестнадцатой симфонией Н. Мясковского, в которой композитором воплощены большие идеи, выражена воля советских людей к преодолению самых трудных испытаний. Эта симфония, пронизанная оптимизмом, написанная доходчивым музыкальным языком, незаслуженно редко исполняется на концертной эстраде.

Лауреат Сталинской премии Т. Николаева темпераментно сыграла фортепианный концерт своего сочинения, навеянный образами советской молодежи, ее кипучей жизнью и вдохновенным трудом.

В заключение концерта вниманию слушателей были предложены «Шесть симфонических танцев» Л. Ходжа-Эйнатова (третья тетрадь). Ленинградцы уже хорошо знакомы с его первой тетрадью симфонических танцев. Впервые исполненные танцы третьей тетради, несмотря на ряд интересных национальных мелодий, много теряют из-за маловыразительной оркестровки.

В целом концерт оставил хорошее впечатление. Продуманная работа с оркестром и эмоциональное дирижирование К. Зандерлинга обеспечили первому в этом сезоне концерту советской музыки большой успех.

В программы других симфонических концертов советской музыки, запланированных на сезон 1952—1953 гг., включены произведения советских авторов трех поколений. Здесь мы встречаем концерт для арфы с оркестром старейшего советского композитора С. Василенко, авторский концерт другого маститого композитора — Р. Глиэра. Широко представлено также творчество композиторов среднего поколения. В первый раз будут исполняться фрагменты из недавно законченной Ю. Шапориным оперы «Декабристы». После длительного перерыва ленинградцы вновь услышат его замечательную симфонию-кантату «На поле Куликовом». Включена в репертуар нынешнего сезона кантата С. Прокофьева «Александр Невский», также давно не звучавшая в зале Филармонии. Заслуживает внимания авторский вечер А. Хачатуряна. В программе концерта — его «Поэма о Сталине», отрывки из нового балета «Спартак».

Творчество Д. Шостаковича будет в основном представлено пятой и седьмой симфониями. Ленинградцы услышат также новую ораторию Ю. Левитина «Огни над Волгой», посвященную строительству Куйбышевской и Сталинградской ГЭС.

Не менее широко будут исполняться произведения молодых композиторов — лауреатов Сталинских премий. В программах — фортепианный концерт О. Тактакишвили, скрипичный концерт Л. Афанасьева, «Эпическая поэма» Г. Галынина, симфонические поэмы А. Гаджиева «За мир» и В. Мухатова «Моя Родина».

Специальные концерты будут посвящены творчеству композиторов Ленинграда, Средней Азии, а также студентов-композиторов Московской, Ленинградской и других консерваторий страны. Но в программах Филармонии отсутствуют монументальные произведения ленинградских композиторов, так как они слабо работают в этом жанре.

В подборе репертуара советской музыки самой Филармонией также есть существенный пробел: в программах крайне мало новых произведений ораториально-кантатного жанра. На наш взгляд, следовало бы включить ораторию М. Зариня «Валмиерские герои», кантату В. Дехтерева «Русская земля» и кантату М. Ашрафи «Песнь о счастье», удостоенные Сталинских премий, но ни разу не исполнявшиеся в Ленинграде. Повинна в этом прежде всего Ленинградская академическая капелла, которая в своей работе явно отстает от роста советского музыкального искусства. За последние три года Капелла продемонстрировала только два крупных советских произведения: «Песнь о лесах» Д. Шостаковича и «На страже мира» С. Прокофьева. Превосходную кантату Г. Жуковского «Славься, Отчизна моя» ленинградцы до сих пор могут услышать только в тех случаях, когда приезжает украинская капелла «Думка».

Ленинградцы хотят знать все лучшие произведения советских композиторов. Творческий долг концертных организаций Ленинграда и в первую очередь Филармонии — еще шире и глубже пропагандировать творчество наших композиторов, поднимать музыкальную культуру советского народа — строителя коммунизма.

Р. Ростовцев



Другие материалы

1 июля 1952

«Ленинградская Правда»

О концертах 25 и 27 июня 1952 в БЗФ
21 октября 1952

«Вечерний Ленинград»

О концерте 11 октября 1952 и новом сезоне БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»